Дабы не оскудела земля российская угодниками Божьими, была ей ниспослана святая блаженная Матрона Московская. Слепая от рождения, она получила свыше великий дар духовного видения, прорицания и неиссякаемую молитвенную силу. Не замкнула их в своей душе избранница Божия. Помощь святой Матроны Московской щедро изливалась на всех, кто шёл к ней за исцелением и помощью в житейских бедах. За то и вошла она в число самых почитаемых и любимых народом святых.
- Вещий сон Натальи Никоновой
- Благое предзнаменование
- Необычные свойства, проявившиеся в детстве
- Начало пророчеств и исцелений
- Паломничества и встреча с Иоанном Кронштадтским
- Давно предсказанная катастрофа
- Создание святой иконы
- Переезд в Москву
- Конфликты с властями
- Жизнь в Староконюшенном переулке
- Годы войны
- Конец земного служения
- Канонизация и всенародное почитание
- Молитвы к блаженной Матроне
Вещий сон Натальи Никоновой
Прежде чем начать разговор о том, как молиться Матроне Московской и как поклоняться святым мощам, следует хотя бы вкратце вспомнить о её жизни. Появилась она на свет в 1881 году в селе Себино, что находилось в двадцати километрах от знаменитого Куликова поля. Родилась в семье благочестивых родителей — Димитрия и Натальи Никоновых, которые проводили все дни в трудах, но не могли выбиться из бедности. Семья была многодетной, и каждый лишний рот создавал дополнительную обузу. Поэтому ещё до рождения дочери Наталья решила отдать её в детский приют, что был открыт в соседнем селе трудами князя Голицына.
И стать бы Матроне сиротой при живых родителях, но было её будущей матери чудное видение. Явилась ей во сне ещё не родившаяся дочь в образе белой птицы с сомкнутыми очами и села на правую руку. Вещий то был сон, ведь каждый православный человек знает, что одесную от нас — ангельское место, лукавый же подкрадывается с другой стороны. Уяснила себе Наталья Волю Божью и не рассталась с дочерью.
Благое предзнаменование
Родилась девочка незрячей, как та птица из ночного видения, но материнское сердце от этого прикипело к ней ещё больше — больные да немощные порой бывают самыми любимыми. Во святом крещении нарекли её Матроной в честь Матроны Константинопольской — христианской подвижницы V века, память которой отмечается 22 ноября.
Один из ближайших родственников, присутствовавший в тот день в церкви, вспоминал потом, что, когда священник отец Василий опустил её купель, то все были поражены видом благоуханного облака, соткавшегося над младенцем. Батюшка, которого за праведность и аскетизм почитали блаженным, прозорливо истолковал тогда это чудо как зримое свидетельство богоизбранности ребёнка. «Этот младенец будет свят» — вот его слова, ставшие пророчеством.
Необычные свойства, проявившиеся в детстве
Житие святой Матроны Московской повествует о том, что ещё в раннем возрасте в ней проявились необыкновенные свойства. Например, она не брала грудь по постным дням — средам и пятницам. Известно также, что однажды девочка привела родных в трепет и недоумение, сообщив им о смерти крестившего её отца Василия. Когда все прибежали в его дом, то нашли там уже бездыханное тело. Были у неё и особые телесные знаки, выделявшие её среди прочих детей. Вскоре после рождения мать заметила образовавшуюся на груди ребёнка выпуклость в форме креста. Когда девочка подросла, то относилась к этому вполне осмысленно, видя в том христианский символ.
К слову сказать, Марона была не просто слепой от рождения. Как свидетельствуют все, кому довелось общаться с ней, у неё полностью отсутствовали глазные яблоки, и веки были плотно сомкнуты. Однако нет сомнения в том, что Господь даровал ей духовное зрение. Многие были свидетелями того, как Матрона снимала со стен иконы, клала на стол и как бы разглядывала их незрячими очами. Со сверстниками же у неё детской дружбы не складывалось. Те порой дразнили её и всячески унижали. В результате с ранних лет она стала всё время проводить дома.
Кроме родной избы, единственным местом, где Матрона чувствовала себя в безопасности и покое, была церковь. Недалеко от них находился большой и красивый храм Успения Пресвятой Богородицы, и девочка проводила в нём большую часть дня. Она присутствовала на всех богослужениях. Здесь добрые люди научили её, как класть земные поклоны и как молиться. Матроне Московской ещё не было и шести лет, а она уже вторила певчим. Давно замечено, что у слепых часто бывает хорошо развит слух. Эта природная особенность проявилась и у Матроны — её детский голосок без малейшей фальши вторил хору, исполнявшему молитвенные песнопения.
Начало пророчеств и исцелений
История Матроны Московской, как целительницы и предсказательницы, началась, когда ей едва исполнилось семь лет. Родные стали замечать за ней способность безошибочно читать мысли окружающих людей. Кроме того, в ней обозначился дар чувствовать и предсказывать надвигающиеся опасности и стихийные бедствия. Но главное — её молитвы несли людям исцеление и избавление от житейских бед. И этот чудесный дар Матроны с течением времени усиливался и становился всё ярче.
С этих пор к дому Никоновых потянулись со всех окрестных деревень нескончаемые потоки людей, жаждущих уврачевания недугов и поддержки в скорбях. Были среди них и лежачие больные, которых привозили на телегах. Матрона молитвой и наложением рук возвращала им здоровье, и те уходили от неё, разнося славу о целительнице по дальним губерниям. Многие в благодарность оставляли её родителям подарки и продукты. Так слепая девочка стала не обузой для семьи, а главной кормилицей.
Позднее одна из сестёр вспоминала, как однажды необычайным образом проявился её дар духовного видения. Дело было воскресным утром. Её мать, принарядившись, собралась идти в церковь и звала с собой отца. Тот отказался и, оставшись дома, всё утро неустанно читал молитвы. Вернувшись, жена попрекнула его, но неожиданно за него вступилась Матрона, возразив, что сегодня именно он, посвятив утро молитве, незримо находился в церкви, тогда как она присутствовала на литургии лишь телесно, мысли свои наполнив осуждением мужа.
Паломничества и встреча с Иоанном Кронштадтским
Уже в зрелом возрасте святая блаженная Матрона Московская часто вспоминала дочь местного помещика — добрую и набожную девицу Лидию Янькову, которая оказывала ей покровительство. Чувствуя душевную склонность к паломничеству, она брала с собой Матрону в поездки по святым местам. Благодаря ей слепая девушка смогла поклониться святыням Киево-Печерской и Троице-Сергиевской Лавры, побывать в Петербурге и во многих других православных центрах страны.
В одну из таких поездок состоялась её встреча с одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви — Иоанном Кронштадтским. Житие святой Матроны Московской, описывая эту сцену, рассказывает, как, завершив литургию в Андреевском соборе, отец Иоанн велел всем расступиться и дать дорогу находившейся там четырнадцатилетней слепой девушке. Приветствуя, он назвал её своей преемницей и столпом России. Надо ли говорить, что в своих пророчествах святой праведный Иоанн Кронштадтский никогда не ошибался.
Прошло некоторое время, и, когда Матроне шёл семнадцатый год, возложил на неё господь ещё один тяжкий крест, нести который ей суждено было до конца своих дней: у девушки отнялись ноги. С той поры стала она «сидячей» и передвигаться могла только с посторонней помощью. Такое «сиденье» продлилось долгих пятьдесят лет, но никто никогда не слышал от неё жалоб. Напротив, Матрона с истинно христианским смирением склонилась перед Волей Божьей.
Давно предсказанная катастрофа
Когда грянула революция, слепой целительнице было тридцать шесть лет. Для неё весь последовавший кошмар братоубийственной войны не был неожиданностью, так как ещё в детстве она предсказывала эти события. Тогда к её словам отнеслись скептически, приписав их больной фантазии калеки. Теперь же вспоминали, с какой поразительной точностью она описывала разгул тёмных человеческих страстей, повергший страну в бездну Апокалипсиса.
Задолго до большевистского переворота Матрона убеждала помещика Янькова — отца её благодетельницы — продать всё имущество и уезжать за границу. К несчастью, тот пренебрёг советом, и в годы красного террора поплатился за это жизнью. Его же дочь Лидия, потеряв всё, стала бездомной скиталицей в родной стране. И это не единственный подобный пример. Взывали её пророчества к людям, но то был «глас, вопиющий в пустыне».
Создание святой иконы
Благодаря блаженной Матроне обрёл православный мир икону Пресвятой Богородицы, которая хорошо всем известна под названием «Взыскание погибших». Житие святой Матроны Московской рассказывает, как однажды попросила она мать пойти к священнику и в одной из книг найти изображение Пресвятой Девы. Кроме того, она точно указала и место, где стоит та книга. Мать выполнила просьбу дочери и вместе с батюшкой отыскала нужный рисунок.
Далее Матрона организовала сбор средств, необходимых для найма искусного мастера-иконописца. Когда всё было готово, и явился художник, то блаженная повелела ему, прежде чем приступать к работе, исповедаться и причаститься. Важным условием было глубокое покаяние в содеянных грехах — явных и тайных. Мастер сделал всё по её слову, но то ли нечаянно, то ли нарочно утаил некое согрешение. В результате сколько он ни бился, не выходил у него образ Пречистой Девы. Только когда по наставлению Матроны он вторично исповедался, до конца открыв свою душу, им была создана дивная икона.
Переезд в Москву
В начале двадцатых годов оба брата Матроны — Иван и Михаил — стали членами партии и активно проводили в жизнь её политику. Разумеется, присутствие в доме блаженной, которая ежедневно принимала у себя десятки съезжавшихся к ней людей и совершала над ними молитвы, было крайне неуместно и вызывало раздражение у атеистически настроенных родственников. Кроме того, это угрожало им репрессиями. Пришлось Матроне искать новое жильё, и в 1925 году она переезжает в Москву, где проводит весь остаток своей жизни.
Подлинная история Матроны Московской этого периода складывается из воспоминаний многочисленных людей, которым довелось общаться с ней в столице. В этом городе было огромное число несчастных, потерявших за годы революции веру не только в Бога, но и вообще в существование какого-либо доброго начала в мире. Встречались такие, что от отчаяния находились на гране самоубийства. Живя среди них в течение почти трёх десятилетий, Матрона своим молитвенным служением спасала их души, отвращая от гибели и вечной смерти. В каком храме Матрона Московская больше всего любила бывать? На этот вопрос трудно ответить однозначно, так как всю столицу она называла святым городом и едва ли делала различие между её святынями.
Весь период её московской жизни — это нескончаемая полоса скитаний по домам тех благочестивых людей, которые, несмотря на собственную нищету, готовы были дать ей приют. Это были и квартиры москвичей (в большинстве своём коммунальные), и фанерные дачные домики, и даже просто подвалы, кое-как оборудованные под жильё. Но выбирать не приходилось. Более того, где бы Матрона ни жила, она везде подвергала риску и себя, и тех, кто её приютил, так как не имела прописки, а в те годы это считалось чуть ли не преступлением.
Конфликты с властями
Житие святой Матроны Московской, составленное через много лет после её кончины, не обходит стороной и этот аспект её пребывания в столице. В нём рассказывается, как, благодаря своему феноменальному дару прозорливости, блаженная всегда умела заранее предвидеть визит нежданных гостей. Часто не в меру ретивые поборники социалистической законности доносили властям о проживании по такому-то адресу непрописанной гражданки, но каждый раз, когда являлся милиционер, Матрона успевала покинуть опасное жилище.
Одна из женщин, предоставившая ей кров, вспоминала потом удивительный случай, произошедший незадолго до войны. Однажды в квартиру, где находилась Матрона, неожиданно нагрянул милиционер. Вопреки своему обыкновению, блаженная не покинула дом накануне, а спокойно встретила представителя власти. Когда тот был готов препроводить её в участок, она вдруг обратилась к нему со словами: «Оставь меня, торопись домой — там случилось несчастье, но ты успеешь помочь».
Поражённый услышанным, милиционер бросился домой, и оказалось, что там произошёл несчастный случай — его жена получила тяжёлые ожоги от неисправного примуса. Благодаря Матроне он успел вовремя доставить её в больницу и тем самым спас супруге жизнь. Надо ли говорить, что исполненный благодарности служитель закона не посмел причинить вред своей благодетельнице.
Жизнь в Староконюшенном переулке
И уж совершено поразительный случай описывает З. В. Жданова, делившая своё жильё с блаженной Матроной в течение семи лет. Она училась в архитектурном институте и в 1946 году должна была защищать дипломный проект. Но возникли непредвиденные сложности, и, несмотря на все усилия, дело было на гране провала. И тут на помощь ей пришла Матрона.
Будучи неграмотной, и никогда ничего не видевшая глазами, которых была лишена, она с детальной точностью описала архитектурные особенности одного из дворцов Флоренции, подходящие для использования в дипломной работе. Созерцая духовным взором шедевр итальянской архитектуры, она сумела передать его так, как мог бы это сделать только специалист. Благодаря информации, полученной от Матроны, студентка благополучно защитилась, а её проект получил высокую оценку комиссии.
З. В. Жданова вспоминает также, что в их комнате в Староконюшенном переулке, где у них жила блаженная Матрона, было очень много икон. Они занимали три угла сверху донизу. Перед ними постоянно теплились лампады. Их постоялица часто молилась или рассказывала что-нибудь из слышанной в детстве книги «Житие святых». Матрона Московская обладала прекрасной памятью.
Когда-то вся квартира принадлежала отцу Ждановой — богатому предпринимателю, осуждённому по 58 статье и отбывавшему в то время наказание. Через несколько лет и сама Зинаида была осуждена по ложному обвинению в создании церковно-монархической группы. Вышла на свободу она уже после смерти Сталина, в период массовой реабилитации репрессированных.
Годы войны
Ещё в 1939 году Матрона, со свойственной ей прозорливостью, предсказала начало войны. Она говорила о неисчислимых страданиях, которые та принесёт людям, но с полной убеждённостью заявляла о победе над врагом и даже сообщала некоторые подробности будущих событий. Например, предрекла тяжёлые бои под Москвой, но говорила при этом о неприступности столицы.
В годы ВОВ блаженная всю себя посвятила помощи людям. Из воспоминаний современников мы знаем, что день Матроны Московской был занят приёмом десятков людей, приходивших к ней за помощью и поддержкой. Порой их насчитывалось не менее сорока человек. Большинство вопросов, обращённых к ней, были о судьбах близких, ушедших на фронт. Одних она ободряла, говоря, что жив тот, о ком болит их душа, других старалась утешить, если приходилось сообщить трагическую весть.
Конец земного служения
Последним местом земного пристанища святой Матроны стала подмосковная станция Сходня, где она поселилась у одной своей родственницы. Здесь, как и прежде, к ней шли многочисленные посетители с неизбывным грузом бед и несчастий. И никто не получал отказа в помощи, исцелении или просто в добром слове. Только незадолго до своей кончины Матрона по слабости была вынуждена ограничить их число. До самых последних дней она не переставала молиться и причащаться.
Ушла из жизни святая Матрона Московская 2 мая 1952 года. Отпевали её в церкви Ризоположения, где служил один из её почитателей — священник Николай Голубцов. Ещё за несколько дней до смерти, чувствуя её приближение, блаженная просила не приносить на могилу ни венки, ни искусственные цветы. Также говорила о своём страхе перед смертью, таком же, как у всех простых людей.
Канонизация и всенародное почитание
Через тридцать лет после кончины святой её могила стала местом массового религиозного паломничества. К ней съезжались люди со всех концов страны. В ночь на 8 марта 1998 года мощи святой были перенесены в Данилов монастырь столицы, а позже — в Покровскую обитель. Мощи Матроны Московской находятся в серебряной раке и открыты для всеобщего поклонения. Днями её памяти являются: 8 марта, 19 апреля, 20 августа и 22 сентября (в Туле).
В 1999 году Святейший Синод принял постановление о её канонизации как месточтимой московской святой. Но, несмотря на то, что подобная формулировка предполагает почитание угодницы Божьей в определённом месте (в данном случае в Москве), она стала одной из самых любимых святых миллионов россиян во всех концах страны. Были написаны иконы блаженной Матроны. Православными издательствами широко освящается её жизненный путь. Из печати вышла большим тиражом книга «Житие святой Матроны Московской». Над её созданием работала большая группа историков и богословов. Также о её земном служении повествует издание «Житие святых: Матрона Московская».
Столица свято хранит память этой угодницы Божьей и славной преемницы своего предшественника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, назвавшего её столпом России. К ней и в наши дни не иссякает поток верующих. Сегодня Покровская обитель Москвы — это поистине женский монастырь Матроны Московской. До такой степени всё в нём связано с её именем. Уже упоминалось, что именно здесь покоятся мощи Матроны Московской. Как доехать туда? Очень просто: вам нужна ст. метро «Марксистская» (выход на Таганскую улицу), а затем любым транспортом — до Большой Андроньевской.
Молитвы к блаженной Матроне
Каждый, кто желает прибегнуть к её помощи, задаёт себе вопрос: «Как молиться Матроне Московской, чтобы молитву услышали, и незамедлительно была ниспослана помощь?» Священник Покровского женского монастыря, где покоятся её мощи, — протоиерей Максим Козлов, — отвечая на этот вопрос, сказал, что молиться в данном случае нужно так же, как и при обращении к любому другому святому Русской Православной церкви. Различия нет. Можно просить о помощи там, где икона Матроны Московской перед вашими глазами. И там, где её нет. Важно, чтобы молитва Матроне Московской — от болезней или по другому поводу — была наполнена верой и исходила от сердца. Просьбы могут быть любыми — о здравии, о семейном счастье, об успехах в работе и финансовом благополучии.
Другой вопрос, волнующий многих: «Как написать записку Матроне Московской?», ведь свои просьбы можно излагать и в такой форме. Оказывается, рядом с ракой, в которой покоятся святые мощи, находится специальная корзина. В неё складывают все письма. Отвечая на вопрос о том, как молиться Матроне Московской, святые отцы всегда подчёркивают необходимость веры в исполнение желаемого. Без веры бессильны записки.
И не столь важно знать, как написать записку Матроне Московской, сколько помнить слова Спасителя о том, что каждому воздаётся по его вере.