Сегодня наблюдается большой рост интереса к православной вере. И это наверняка связано с тем, что люди начали искать Бога. Ведь жизнь с ее крутыми поворотами очень часто заводит их в настоящий тупик. И потом у каждого начинается своя дорога к Богу. При этом основным спутником становится молитва. Она, как светильник во тьме, начинает освящать путь. Вот только нужно научиться правильно ее использовать и понимать. Поможет в этом каждому верующему самая сильная богослужебная книга – Псалтырь и кафизмы. И если с первым понятием все ясно, то второе у многих вызывает неподдельное удивление. Соответственно, неопытных верующих интересует вопрос: кафизма – что это такое? Поговорим обо всем по порядку.
Кафизма: что это такое?
Богослужебный раздел Псалтири называется кафизмой. Это слово с греческого переводится как «сидеть». То есть во время ее чтения на службе не обязательно стоять на ногах. Разрешается присесть. Кафизм в священной книге православных очень много. Очень важно усвоить то, что на целых 20 подобных разделов поделен Псалтирь. Кафизма 17 является самой маленькой. Она состоит только из одного 118-го псалма, именуемого «Непорочны». В свою очередь он разделен на три части.
А вот самая большая кафизма – восемнадцатая. Она включается в себя 15 псалмов: с 119-го по 133-й. Читают Псалтирь по кафизмам, где каждая ее часть называется статией (с греческого «глава», «подраздел») или славой. В свою очередь, она может состоять из одного или нескольких псалмов.
Чтение кафизм
На службе чтец произносит первую часть славословия: «Слава, и ныне. Аминь». Певцы – вторую. И третью часть опять заканчивает чтец: «Слава, и ныне. Аминь». Это делается для того, чтобы связать кафизму с воззванием молитвы. Получается, что чтец и хор во время богослужения наперерыв славят Бога. В таблице обозначены кафизмы (где К-кафизма, П-псалмы).
Кафизма |
Первая слава |
Вторая слава |
Третья слава |
К. I |
П. 1-3 |
П. 4-6 |
П. 7-8 |
К. II |
П. 9-10 |
П. 11-13 |
П. 14-16 |
К. III |
П. 17 |
П. 18-20 |
П. 21-23 |
К. IV |
П. 24-26 |
П. 27-29 |
П. 30-31 |
К. V |
П. 32-33 |
П. 34-35 |
П. 36 |
К. VI |
П. 37-39 |
П. 40-42 |
П. 43-45 |
К. VII |
П. 46-48 |
П. 49-50 |
П. 51-54 |
К. VIII |
П. 55-57 |
П. 58- 60 |
П. 61-63 |
К. IX |
П. 64-66 |
П. 67 |
П. 68-69 |
К. X |
П. 70-71 |
П. 72-73 |
П. 74-76 |
К. XI |
П. 77 |
П. 78-80 |
П. 81-84 |
К. XII |
П. 85-87 |
П. 88 |
П. 89-90 |
К. XIII |
П. 91-93 |
П. 94-96 |
П. 97-100 |
К. XIV |
П. 101-102 |
П. 103 |
П. 104 |
К. XV |
П. 105 |
П. 106 |
П. 107-108 |
К. XVI |
П. 109-111 |
П. 112-114 |
П. 115-117 |
К. XVII |
П. 118: 1-72 — подпункты |
П. 118: 73-131 |
П. 118: 132-176 |
К. XVIII |
П. 119-123 |
П. 124-128 |
П. 129-133 |
К. XIX |
П. 134-136 |
П. 137-139 |
П. 140 — 142 |
К. XX |
П. 143 — 144 |
П. 145-147 |
П. 148-150 |
Тут необходимо также знать, что кафизма 20 включает примыкающий к ней псалом 151. Он содержится в греческой и славянской Библии, но в церковном богослужении его не используют. Поэтому в таблице его нет. Автор этого псалма неизвестен. Скорее всего, его написал какой-нибудь благочестивый левит. Обнаружили его только в XX веке в древних манускриптах, найденных в пещерах Кумрана в свитках Мертвого моря.
Богослужение и кафизмы
В продолжение темы под названием «Кафизма — что это такое?» надо отметить, что церковным Уставом определен порядок чтений. За неделю богослужений Псалтирь прочитывается полностью. А в Великий пост – дважды за неделю. Рядовая – кафизма, положенная в этот день по Уставу. В таблице можно ознакомиться с их распределением в обычные периоды.
День |
Вечерня |
Утреня |
Воскресение |
К. 1 |
К. 2, 3, (+17) |
Понедельник |
— |
К. 4, 5 |
Вторник |
К. 6 |
К. 7, 8 |
Среда |
К. 9 |
К. 10, 11 |
Четверг |
К. 12 |
К. 13,14 |
Пятница |
К. 15 |
К. 19, 20 |
Суббота |
К. 18 |
К. 16, 17 |
В неделю кафизмы читаются в следующем порядке: одна на вечерней службе и две на утреней. Однако важно знать то, что неделя начинается с воскресения. Значит, первая кафизма читается вечером в субботу. Её называют воскресной вечерней. Если в этот день выпал праздник и накануне было Всенощное бдение (торжественное общественное богослужение), то чтение отменяется. Устав допускает накануне каждого воскресения совершать бдения. Поэтому вечером в воскресенье кафизмы не бывает.
Отдельные моменты
Что касается 17-й кафизмы, она вместе с 16-й читается в субботу, а не в пятницу. Так как в будние дни ее декламируют на полунощнице (одна из служб суточного церковного богослужения). Если праздник имеет полиелей (часть утренней, где читаются 135-136 псалмы), то уже рядовая кафизма на вечерне не читается. Вместо этого декламируется слава первой из них. И она же произносится и на воскресной вечерне тоже.
Когда идут Великие праздники Господнии на вечерне кафизмы не бывает. Но это не касается вечера субботы. В это время произносится 1-я кафизма. исключением также является и вечер воскресенья. Тогда прочитывается 1-я статия кафизмы. На утрени их декламируют даже в великие праздники. Однако это правило не распространяется на Пасхальную седьмицу (первые семь дней Пасхи), у которой существует особый богослужебный Устав.
Расписание
В Великий пост много времени уделяется чтению кафизм. Они декламируются таким образом, чтобы Псалтырь за неделю прочитывался два раза. В это время кафизмы есть на вечерне, а также на утрени и часах после отдельных псалмопений. Во все седмицы Великого поста (кроме пятой) они читаются по расписанию.
День |
Вечерня |
Утреня |
Час первый |
Час третий |
Час шестой |
Час девятый |
Воскресенье |
— |
К. 2, 3, (+17) |
— |
— |
— |
— |
Понедельник |
К. 18 |
К. 4, 5, 6 |
— |
К. 7 |
К. 8 |
К. 9 |
Вторник |
К. 18 |
К. 10, 11, 12 |
К. 13 |
К. 14 |
К. 15 |
К. 16 |
Среда |
К. 18 |
К. 19, 20, 1 |
К. 2 |
К. 3 |
К. 4 |
К. 5 |
Четверг |
К. 18 |
К. 6, 7, 8 |
К. 9 |
К. 10 |
К. 11 |
К. 12 |
Пятница |
К. 18 |
К. 13, 14, 15 |
— |
К. 19 |
К 20 |
— |
Суббота |
К. 1 |
К. 16, 17 |
— |
— |
— |
— |
А вот в четверги Великого поста на пятой седмице служится канон Андрея Критского. А на утрени прочитывается всего одна кафизма. Псалтырь на Страстной седьмице декламируется с понедельника по среду. И всего только один раз. После этого кафизм нет. Только потом на утрени Великой Субботы произносится псалом «Непрочны» с похвалами. В Светлую седьмицу тоже кафизмы нет.
Но совсем иной тип псалмопения – шестопсалмие, когда читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Христиане в этом случае молятся, как бы беседуя с невидимым Богом. В это время нельзя ходить и сидеть. В заключении темы «Кафизма — что это такое?» стоит отметить еще несколько важных моментов.
Правила чтения псалмов
Кафизмы – особый род песнопений, отличных от других, например, предначинательных псалмов. Последние читаются более спокойно и мене торжественно. Дома псалмы декламируются при горящей лампадке. Их произносят, соблюдая правильные ударения, вслух или вполголоса, чтобы не только ум, но и слух внимали молитвенным словам. Это можно делать сидя, но при начинательных и заключительных молитвах и славах необходимо вставать.
Псалмы читаются без выражения, монотонно, немного нараспев, без театральной выразительности. Если слова непонятны, не стоит смущаться. Есть утверждение относительно Псалтири: «Ты можешь не понимать, но бесы все понимают». По мере духовного развития будет раскрываться и весь божественный смысл прочитанного.
Заключение
И вот напоследок хочется ответить еще на один волнующий многих вопрос: когда читается кафизма 15? Некоторые суеверные или связанные с магией люди утверждают, что ее нужно декламировать только тогда, когда есть покойник в доме. В других случаях это принесет много бед и несчастий. Но православные священники утверждают, что можно без ограничений читать абсолютно все кафизмы.