Дискуссию о том, какой должна быть подготовка к принятию крещения, продолжает президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.
«Все эти подготовки не о том»
Я видел множество вариантов «оглашения» и «катехизации». Длительные, иногда в год длиной, и короткие, занимавшие минуты. Среди них были основанные на Евангелии, на Символе веры, на авторской методике или даже на Книге Бытия. Для взрослых и для детей. Перегруженные информацией, включающие даже экзамены, и максимально облегченные, практически формальные, в виде краткой проповеди.
Даже с сурдопереводом однажды видел.
Короче, вариантов примерно миллион, и синодальные требования насчет количества и продолжительности огласительных бесед мало что тут изменили. Разве что нецерковные знакомые теперь ищут для крещения детей «хорошие храмы», в которых можно за денежку избежать «всей этой тягомотины».
Мне же представляется, что все эти подготовки в принципе не о том.
«Меня и так хвалили»
Когда я крестился в 10 лет, в 91-м году, я уже неплохо знал и Ветхий, и Новый Завет по части изложенных в них фактов. Потому что в перестроечные годы у нас дома откуда-то завелись целые завалы протестантских пересказов Библии, включая комиксы. До сих пор помню, что в них почему-то Христа изображали в бело-синих одеждах. Я учился, кажется, лучше всех в воскресной школе. У меня вообще хорошая память на истории.
Дало ли это мне хоть какое-то понимание веры? Да никакого. Я годами жил, обладая в голове немалым массивом информации, которую ровным счетом никак не применял. Примерно как ненужные за пределами школы формула дискриминанта и правила сложения валентностей. Я знал, какая часть Литургии за какой следует, и что она символизирует. Это помогало мне отстаивать службу с меньшими нервными затратами, но какое отношение ко мне имеет Крест, мне как-то не приходило в голову задуматься.
Меня же и так хвалили.
«Чтобы быть со Христом, знания не нужны»
Почему-то в большинстве случаев, когда речь идет о том, чтобы научить человека вере (подготовить к крещению, ввести в Церковь – как хотите называйте), рассуждают о том, что крещаемому необходимо нечто знать. Выучить какую-то сумму знаний и уверенно в ней ориентироваться. И, на мой личный взгляд, это абсолютно бесполезно.
Это как искать потерянный ключ не там, где обронил, а под фонарем, потому что там светло.
Учить людей знаниям – это очень просто. Знания легко проверить, четко обозначить, посчитать и заключить на этом, чисто формальном основании, что вот человек готов – он твердо знает то-то и то-то.
Однако для того, чтобы быть со Христом, знания не особенно нужны. Не то чтобы излишни, но далеко не первостепенны. Мытарь Закхей не знал Символа веры, а благоразумный разбойник вообще крайне смутно представлял, с Кем имеет дело. Мария Египетская не читала Писания до ухода в пустыню.
Зато у воинствующего атеиста Евграфа Дулумана – кандидатская степень по богословию. Но сомневаюсь, что даже самый невзыскательный священник счел бы его готовым к крещению.
Считать, что если человек выучил некоторое количество фактов и их интерпретаций, то он уже готов к Царству – наивно. Если бы речь шла об университете или академии, то подобный подход был бы оправдан. Но мы-то собрались не для того, чтобы книги изучать, а для того, чтобы быть Телом Христовым.
«Церковь похожа на группу анонимных алкоголиков»
Церковь гораздо больше похожа на собрание, например, группы «анонимных алкоголиков». Люди собрались вместе для того, чтобы измениться внутренне. И прогресс отслеживается не по интеллектуальным успехам, а по тому, насколько меняется человек. Что он делает, что он чувствует, к чему стремится, как в целом построена его жизнь.
Подготовка к крещению должна состоять именно в этом. В обучении – практическом – молитве и милосердию, покаянию, участию в богослужении, расставлению приоритетов в жизни, навыку обращения к Богу и доверия Ему, навыку построения жертвенных и честных отношений с ближними. И это – очень трудно.
Потому что непонятно, как отследить изменчивую душу, как составить более или менее общую программу, а главное – кто будет всем этим заниматься, у кого хватит дерзновения и опыта оценивать уровень духовного развития людей. Подобный подход налагает на пастырей слишком большую ответственность и вместо формального потока обучаемых создает крайне сложные личные отношения.
Это очень трудно. Собственно, для такой работы надо быть святым, а святость не технологизируется, в отличие от обучения.
«Книги и знания – хорошо, но этого мало»
И этот процесс невозможен без искреннего и горячего желания самого человека развиваться именно в эту сторону. Если бы крещение зависело именно от наличия такого желания – наши храмы, боюсь, стояли бы полупустыми. И поэтому работа ведется количественными методами, а готовность прочитать несколько книг или выслушать несколько лекций считается признаком достаточной мотивации для крещения.
Книги и знания – это хорошо, но этого мало.
Вот хотя бы простой пример.
Моя любимая притча из Евангелия – о Страшном суде. Та самая, в которой Господь спрашивает людей – помогали ли они больным и нищим? Посещали ли заключенных? Кормили ли голодных? Он не спрашивает, во что они верили. Не спрашивает, какие молитвы они помнят наизусть и как часто их читают. Господа не интересует в этой притче, рассказывающей, вообще-то, о критериях Последнего Суда, вообще ничего из области знаний или убеждений.
Но почему-то обязательным для крещения в нашей повседневной практике оказывается не навык или хотя бы желание заботиться о ближнем, а знание богословских формул. Разве это не странно?