Потребность в покаянии совершенно естественна для человека верующего и воцерковленного. Те же, кто ходит в храм очень редко и черпают свои представления о религиозной жизни из слухов и новостных порталов, чаще всего считают, что святые таинства есть пустая формальность и ни к чему не обязывающий ритуал.
Известный сатирик, очевидно, желая прослыть прогрессистом и в очередной раз продемонстрировать собственное остроумие, договорился до того, что «не нуждается в посредниках между собой и Богом». Вот так, он готов поболтать с ним напрямую, как с приятелем, без всяких там церковных «фиглей-миглей».
Объяснение нежелания исповедоваться, как правило, ищется не в собственной духовной лени, а в отсутствии времени и достойных по своим масштабам нарушений религиозно-этических норм. «Я не грешу!» — само по себе такое высказывание свидетельствует о гордости, стоящей на первом месте в списке смертных грехов, так как именно она толкает человека на все остальные.
К тому же многие не знают, как правильно исповедоваться, что говорить и как готовиться к этому таинству, и вместо того, чтобы узнать об этом, стесняются признаться в своем невежестве, часто даже в зрелом возрасте. И лишь пережив настоящее горе, некоторые из нас устремляются в храм. Как выясняется, грехов более чем достаточно, и рассказать священнику есть о чем.
А ведь совсем несложно узнать, как правильно исповедоваться. Что говорить, решение серьезное, и поначалу вызывает робость. Трудно признавать свою неправоту перед близкими или подчиненными по службе, которых обидел. В нашем «цивилизованном обществе» культивируется мнение о том, что, извиняясь перед теми, кого человек считает ниже себя, он роняет свой авторитет и лишается всякого уважения. На самом деле это не так, а совсем наоборот, просто победить собственную гордыню очень трудно.
Но, кроме моральных преград, существуют и «технические». Подготовка к обряду включает трехдневный пост, к тому же нужно прийти на службу рано утром, а перед этим узнать в церкви дни, когда проводится таинство. Чтобы выяснить, как правильно исповедоваться, что говорить и как действовать, можно обратиться к знакомым и друзьям, они посоветуют. Но, в общем-то, особых правил нет. Придя на службу, нужно отстоять ее в усердной молитве и встать в общую очередь. Торопиться не следует. В храмах нередки случаи, когда священник отказывается исповедовать повздоривших из-за очереди.
Очень полезно будет для прихожанина, если он предварительно составит список собственных прегрешений и даже набросает его на бумаге, сверяясь с Заповедями и списком смертных грехов. Не нужно лукавить, обмануть можно не только священника (он живой человек), но и даже себя самого, только Бога ввести в заблуждение невозможно. В процессе ожидания можно посмотреть на примере других, как правильно исповедоваться. Что говорить, решить нужно самостоятельно, но главное, чтобы речь была искренней, и в ней содержалось раскаяние. Совершенно недопустимо похваляться своей «удалью» и оправдывать собственные действия тем, что кто-то «первый начал». Разумеется, существует тайна исповеди, и можно не беспокоиться о том, что информация о прегрешениях станет кому-то известна. На священника последствия собственных прегрешений взваливать не следует, тем более что окружающие люди тоже не всегда слепы и могут узнать о скверном поступке из своих источников.
После исповеди может быть наложена епитимья в виде прочтения молитв или дополнительного поста, но индульгенции выдавать в православной церкви не принято, поэтому раскаяние должно сопровождаться отказом от дальнейшего недостойного поведения, иначе любое отпущение грехов перестает действовать. Исповедь — беседа с Богом с целью примирения, и настроение должно быть соответствующее, как у каждого, кто просит прощения. Храни вас Господь!