Как смирить слепую бурю(обидчик,и обижающийся на него одинаково больны и оба не правы)

Автор данного материала,размещенного мною чуть ниже известная журналистка Мария Городова

Мария — ведущая постоянной рубрики в «Российской газете», соавтор книг архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна «Любовь долготеприт» и «Корабль спасения» — размышляет о проблемах современников на материале писем читателей.Жизнь самой Марии Городовой полна скорбей и лишений,но с помощью Божией она их преодолела и помогает другим идти по пути спасения.

Почему и обидчик, и обижающийся на него одинаково больны и оба не правы

Письмо читательницы:

«Мария, согласись, когда самец выбирает себе самку, само собой разумеется, что он найдет место, где они в уединении, защищенные от врагов, начнут в спокойной обстановке производить потомство.

Знаю, о чем пишу, — двадцать лет оттрубила лаборантом на кафедре физиологии в педколледже. И только наши доморощенные мачо позволяют себе заводить романы, не имея ни кола ни двора. А как же, Москва большая, в ней много укромных уголков в парках, музеях-дворцах…

И наивные дурочки, как моя дочка-второкурсница, клюют на эту дешевую романтику, а потом беременную глупышку наш сорокалетний недосамец приводит к себе в дом — к змеюке-маме. И тут закручивается такой клубок обид!..

Понятно, что наш недотыкомка от скандалов — в кусты, типа «я вкалываю на работе», а беременной дочке что остается? Стать кроткой, как вы советуете? Выслушивать шипение про хищных провинциалок, понаехавших в столицу?

Рыдать оттого, что прекрасный принц оказался трусливым предателем? А может, все-таки показать зубки и постоять за еще неродившегося кроху?»

Разъяренная Пантера

Гюстав Доре.Смерть царицы Иезавели (Закоренелые обидчики в Библии всегда бывают наказаны)

И вам, уважаемая, здравствуйте! Последние годы стало модным рассуждать о том, начиная с какого уровня достатка мужчина может позволить себе любить.

Извините, но в такие дебаты не включаюсь. Хотя бы только потому, что если бы подобные дискуссии столь агрессивно навязывались обществу во времена молодости моих родителей, вероятнее всего, я бы сейчас вам на ваше письмо не отвечала.

Да и кто из моего поколения в таком случае мог бы быть уверенным в своем непременном появлении на свет божий? От юных, не имеющих за душой ничего, кроме влюбленности, но при этом абсолютно счастливых родителей. Сериал «Любовь и деньги» стал раскручиваться уже в постперестроечной России.

И хотя сюжетов там тьма, на год хватит, позвольте о том, что происходит, когда кошелек становится главной эрогенной зоной как конкретного человека, так и всего общества, поговорить в следующий раз.

Не буду я сегодня разбирать и обиды, возникающие между мужчинами и женщинами. Обиды, имеющие половую подоплеку. Это отдельная тема, ее не раскрыть, не исследовав вопроса, каким образом эрос влияет на характер человека, его отношения как в сфере пола, так и с миром вообще, на судьбу, в конце концов.

Замечу только, что в богословии под эросом подразумевают «не языческого божка страстности и чувственных наслаждений, а горячую, пылающую, стремительную любовь, дарованную человеку Богом» (архимандрит Киприан Керн).

Мария Городова: Надо помнить, что во время гнева наша душа гибнет

Согласно исследованиям религиозного философа Б.П. Вышеславцева, изложенным в его знаменитом труде «Этика преображенного эроса», пол человека не исчерпывается половым поведением и является силой, энергией, питающей эрос — Божественную любовь в самом широком смысле.

То есть эрос берет начало в потаенных, сокровенных глубинах сердца и вырывается оттуда не только проявлениями полового влечения, но и общей направленностью жизни человека, его творческим потенциалом, началами как созидательными, так и разрушительными, и даже духовной устремленностью к Богу.

Как уточняет другой наш философ, Н.А. Бердяев, проблемы пола — это «хаос подполья», то есть подсознания. Поэтому такую тонкую сферу, как межполовые обиды и претензии, мы рассмотрим после того, как разберемся, какая болезнь души заставляет нас обижаться, как стать неуязвимым для оскорблений, как научиться прощать и сколько раз это можно делать.

1. Для начала давайте согласимся с тем, что каждый из нас бывал не только обижаемым, но и обидчиком. Пусть не нарочно, просто от невнимательности. Или в ответ на нанесенный удар.
А может, из-за того, что таким образом, как казалось, защищал свои интересы, устанавливал справедливость, порядок. В молитвах «по исходу души от тела» сказано: «несть бо человека, иже поживет и не согрешит…» («нет человека, который бы жил и не грешил…»).
О том, что мы сами часто обижаем других, святые советуют помнить постоянно.
Во-первых, потому что совершенный грех можно исцелить раскаянием — и это будет уврачевание нашей души, поврежденной греховным проступком.
Во-вторых, потому что можно попросить у обиженного нами прощение, и это даст повод оскорбленному остановиться в раскручивании сюжета «ах, со мной поступили дурно» и самому великодушно простить.
Ну и, в-третьих, память о том, что ты сам небезгрешен, отрезвляет, если начинаешь падать в омут жалости к самому себе — когда стрела обиды прилетела уже к тебе.

2. И тут нюанс.
Грех нанесения кому-то обиды, даже тяжкой, несправедливой, при искреннем раскаянии обидчика может быть Богом прощен. Но вот состояние души обидчика, когда он получает глумливое удовольствие от унижения и уничтожения другого, состояние, называемое «греховной похотливостью», крайне опасно. Для самого обидчика. Почему?
Разговор долгий, оставим его на отдельную статью.

«…И обижая, и обижаясь, мы добровольно бросаем себя туда, где нас подстерегает только злоба..»

3. Но какие качества в нас самих заставляют нас обижаться? Давайте подумаем, почему оскорбления и наветы, далекие от истинного положения дел, воспринимаются нами легко, со смехом?
А вот те, в которых есть пусть даже малая толика правды, ранят в самое сердце?
Или вот боль, уязвленность во всех случаях, когда, как нам кажется, нас недооценили?
О чем эти чувства свидетельствуют? Что обнаруживают в нас?
И тут мы подошли к самому главному.

4. Поразительно, но святые уравнивают тех, кто обижает, с теми, кто не умеет эти обиды сносить.
Потому что и у тех, и у других диагностируется греховное, болезненное состояние души. Обида обнажает наличие гордыни — и у обидчика, и у обиженного.
Смотрите, в основе нанесения обиды искреннее убеждение обидчика, что он выше обижаемого.
Но ведь когда обижаемый не смог, не захотел признать себя достойным даже и такого уничижительного отношения, когда он включился в эту дуэль самолюбий, это стало победой гордыни уже в его сердце.

В статьях «Апокалипсис обиды» и «Пока летит стрела обиды» («РГ — Неделя» N 153, 165) рассказывалось, что главный режиссер всех раздоров — враг рода человеческого.

Городова: Почему злоба и ненависть убивает тех, кто в себе их взрастил

И если мы идем у него на поводу, продолжая возгревать себя лично, весь конфликт, мы просто статисты в его адской пьесе. Выскочить из дьявольской бойни можно единственным способом — прозрев и простив.

Поэтому даже когда ты обижен несправедливо, когда обида застит глаза, надо помнить: линия фронта всегда, во всех ситуациях, проходит не между обидчиком и обижаемым, нет. Поле битвы при любых раскладах одно — наше сердце. И противники тоже издревле постоянны: добро и зло. А победить зло можно только одним — добром. Отмщение зло лишь умножит.

5. Святитель Филарет (Дроздов) рассуждал: «Положим, что вы решились бы употреблять такое же оружие, с каким на вас нападают, и поступать по праву равного воздаяния — обида за обиду, злословие за злословие, рана за рану.

Будет ли сим образом побеждено зло? Не думаю. Например, если воздано раною за рану, то произошло двое раненых вместо одного; следственно, зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей».

6. Но как простить?

Жду от вас, дорогие читатели, писем об этом. А для начала совет от святого Иоанна Златоуста: «Сказал ли обидчик худо о тебе? Похвали его. Поносил ли? Ты превозноси. Замышлял ли зло? Окажи ему благодеяние.

Воздай ему противным, если хочешь его спасения, а не старайся угодить своей страсти мщения». Никогда не замечали, как такая тактика умиротворяла самые грозные бури?

Молитвослов
Молитва в гонениях святителя Игнатия Брянчанинова

Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела!

Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильныя награды. Что же я приносил Тебе? Какие благоугодныя жертвы?

Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественных заповеданий. Прости меня, Господи, прости виновнаго пред Тобою и пред человеками! Прости безответнаго! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавыя оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца!

Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим, и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами, и помышлениями, и чувствованиями моими.

Оцените статью
Добавить комментарий