Одним из архитектурных украшений Санкт-Петербурга является католическая церковь Святой Екатерины, расположенная по адресу: Невский проспект, дом 32-34. Этот уникальный памятник зодчества, входящий в число старейших не православных храмов России, был удостоен почетного титула «малой базилики», присуждаемого лично римским папой. Тем не менее, при всей своей исторической и художественной ценности ему пришлось пережить на своем веку много трагических событий.
- Начало возведения храма
- Завершение строительства и освящение собора
- Громкие имена, связанные с историей храма
- Под началом монахов францисканцев
- Миссионеры из ордена иезуитов
- Под властью еще одного нищенствующего монашеского ордена
- На пороге суровых испытаний
- Возвращение варварских времен
- Послевоенные годы
- Возвращение храма верующим
Начало возведения храма
Католический приход в Санкт-Петербурге был основан в 1716 году повелением Петра I, но история базилики Святой Екатерины Александрийской (таково полное название этого храма) началась лишь при императрице Анне Иоанновне. В 1738 году она издала указ о возведении на Невском проспекте, или, как тогда говорили – перспективе, храма для всех, кто придерживался латинского направления христианства.
Несмотря на то что распоряжение поступило с самого верха, его исполнение шло крайне медленно ввиду многочисленных проблем, с которыми столкнулись строители. Автором первоначального проекта базилики Святой Екатерины был швейцарский архитектор Пьетро Антонио Трезини – ученик и близкий помощник своего прославленного соотечественника Доменико Трезини, с именем которого в Северной столице связаны такие архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, Летний дворец Петра I и здание Двенадцати коллегий. Однако в 1751 году зодчий был вынужден вернуться на родину, и с его отъездом работы были прерваны.
Завершение строительства и освящение собора
В продолжение почти трех десятилетий здание базилики святой Екатерины в Санкт-Петербурге оставалось недостроенным, и все это время члены католической общины города были вынуждены довольствоваться небольшим молельным залом, оборудованным в одном из ближайших домов. К слову сказать, в начале 60-х годов известным российским архитектором французского происхождения – Ж. Б. Валленом-Деламотом – предпринималась попытка завершить начатое дело, но, по разным причинам, она не увенчалась успехом.
Лишь итальянский зодчий Антонио Ринальди, являвшийся католиком и возглавлявший в Санкт-Петербурге общину своих единоверцев, сумел положить конец этому долгострою. Им и его коллегой И. Минчиани было завершено строительство, начатое еще Пьетро Трезини. В начале октября 1783 года католический храм, возводившийся без малого сорок пять лет, освятили в честь святой Екатерины Александрийской, которая являлась небесной покровительницей царствовавшей в те годы государыни Екатерины II. Тогда же ему был присвоен статус собора.
Громкие имена, связанные с историей храма
Последующая история католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге связана с именами целого ряда известных личностей, являвшихся ее прихожанами. К их числу относится выдающийся архитектор, создатель Исаакиевского собора Анри Луи де Монферран. Под сводами церкви он венчался, крестил своего наследника-сына и здесь же был отпет перед тем, как его тело увезли во Францию.
Перечисляя наиболее известных прихожан собора, можно вспомнить имена российских дворян, перешедших в католицизм. Среди них декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин, княгиня З. А. Волконская и многие другие яркие представители отечественной истории. Уместно будет назвать также знаменитых иностранцев, являвшихся прихожанами католической церкви Святой Екатерины, а после своей кончины похороненных в ней. Это Станислав Понятовский – последний монарх, восседавший на троне Польского королевства. С 1798 по 1938 год его прах покоился под плитами собора, а затем, по просьбе польского правительства и с разрешения И. В. Сталина, был перевезен в Варшаву.
Вечный покой обрел здесь и российский генерал-фельдмаршал французского происхождения Жан Виктор Моро, смертельно раненный вражеским ядром в августе 1813 года, во время знаменитого Дрезденского сражения. В тот роковой момент он и Александр I стояли бок о бок на вершине холма, и, по легенде, увидев их в подзорную трубу, Наполеон собственноручно зарядил орудие. После кончины полководца государь распорядился доставить его тело в столицу и похоронить в римско-католической церкви Святой Екатерины.
Под началом монахов францисканцев
Как и в большинстве крупнейших католических храмов мира, службу в соборе святой Екатерины Александрийской на протяжении его истории осуществляли представители различных монашеских орденов. Известно, что сразу после завершения строительства и последующего освящения им завладели францисканцы, проповедовавшие апостольскую бедность и считавшие себя последователями святого Франциска Ассизского. Своим главенствующим положением эти нищенствующие монахи были обязаны государыне Екатерине II, весьма сочувственно относившейся к основным положениям их учения.
Миссионеры из ордена иезуитов
Сменивший ее на престоле Павел I придерживался иных взглядов и в 1800 году передал базилику в распоряжение иезуитам, более близким ему по духу и потому пользовавшимся его покровительством. Однако и они сумели удержаться в стенах собора не более полутора десятилетий. Занимаясь широкой миссионерской деятельностью, монахи этого ордена навлекли на себя гнев следующего российского монарха Александра I, который обвинил их в повсеместном насаждении католицизма и попытках расшатать основы православия. В 1816 году им был издан указ о высылке иезуитов из Санкт-Петербурга, а несколько позже их вынудили вообще покинуть пределы Российской империи.
Под властью еще одного нищенствующего монашеского ордена
Но свято место, как известно, пусто не бывает, и в католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте оскандалившихся иезуитов сменили доминиканцы. Они, так же как и францисканцы, называли себя нищенствующими проповедниками Евангелия и хранителями основ истинной веры. К ним судьба оказалась более благосклонной – эти последователи святого Доминика сумели удержать свои позиции вплоть до 1892 года, после чего храм был передан в управление епархиальным священникам.
На пороге суровых испытаний
Переломный момент в истории католической церкви Святой Екатерины был обусловлен трагическими событиями 1917 года, когда большевики, не пускаясь в богословские дискуссии, объявили всякую религию «опиумом для народа» и начали проводить политику воинствующего атеизма. В России наступила эпоха, которая, по свидетельству историков, в течение нескольких десятилетий породила больше мучеников за веру, чем три века преследования первых христиан.
Возвращение варварских времен
Общую судьбу разделил и причт католического храма на Невском. Однако, несмотря на репрессии, которым подверглись многие священники, и расстрел в 1923 году настоятеля прихода Константина Будкевича, религиозная жизнь в нем продолжалась вплоть до 1938 года, после чего последовало закрытие и нещадное разграбление. По свидетельству очевидцев, из разоренного храма на улицу были выкинуты (в буквальном смысле) множество икон и самой различной церковной утвари, в которой копались все желающие. Но более всего сердца прихожан сжимались при виде горы книг, состоящей из 40 тыс. томов, прославленной соборной библиотеки. Эту сцену, достойную лишь мрачных варварских времен, можно было наблюдать в течение нескольких дней.
Печальная судьба постигла и настоятеля храма – монаха доминиканца Мишеля Флорана, который в течение предшествующих трех лет оставался единственным в Ленинграде католическим священником. В 1938 году он был без всяких на то оснований арестован, а позже приговорен к расстрелу, что в те времена было совершенно обыденным явлением. Однако на этот раз судьба оказалась благосклонной к жертве сталинского произвола, и в 1941 году смертная казнь была заменена ему депортацией из страны. В самом преддверии войны Мишеля Флорана выслали в Иран.
Послевоенные годы
В период блокады Ленинграда зданию католической церкви Святой Екатерины, как и большинству городских сооружений, в результате бомбежек и артиллерийских обстрелов были нанесены серьезные повреждения. Однако наибольший урон оно понесло в 1947 году, когда возникший в нем пожар уничтожил еще сохранившиеся к тому времени детали убранства и привел в негодность трубы уникального старинного органа. Кое-как расчистив внутреннее пространство, городские власти использовали его в качестве склада.
Попытку восстановления здания собора, но не в качестве культового объекта, а для создания в нем зала органной музыки, предприняли в 1977 году. Тогда были проведены не только строительные, но и полномасштабные реставрационные работы, продолжавшиеся до февраля 1984 года, однако поджог, совершенный чьей-то преступной рукой, полностью уничтожил плоды многолетних трудов. В огне погибли остатки фресок, скульптурное убранство зала и восстановленный к тому времени орган XVIII века.
Возвращение храма верующим
После этого сгоревший собор простоял заколоченным до 1992 года. Лишь после того как на волне перестройки начался процесс возрождения многих поверженных святынь, городские власти вынесли постановление о передаче его верующим. Незадолго до этого был образован, а точнее, восстановлен приход Святой Екатерины, в распоряжение членов которого и передали то, что некогда было их собственностью. Незамедлительно начались новые реставрационно-восстановительные работы, ввиду большого объема и недостатка средств растянувшиеся на целое десятилетие.
В 2003 году они были в основном завершены, и тогда же католическая церковь Святой Екатерины (СПб) вновь распахнула двери для своих прихожан. Тем не менее процесс ее восстановления продолжается и поныне.