С возрождением духовности в социуме всё большее количество людей обращаются к Богу, к молитве, покаянию. У большинства прихожан продолжает преобладать так называемое потребительское отношение к вере и духовности, которое заключается в том, что человек вспоминает о Господе в сложные моменты жизни, больше при этом просит, чем сам пытается дать. Несмотря на это, количество людей, уповающих на Бога, неуклонно растёт, да и высказывание «просите, и воздастся вам…» всё чаще подтверждает свою истинность.
- Сила молитвы в вере
- Искренность молитвы в понимании смысла
- Действенность искренней молитвы
- Влияние общих убеждений на результативность
- Единая молитва православных христиан
- Отличие личной молитвы от коллективной
- Предостережение Святой Церкви
- Глубокий смысл Иисусовой молитвы
- Умение принимать мудрость Всевышнего
Сила молитвы в вере
Обращаясь с молитвой к Всевышнему, Богородице или Святым, многие люди считают, что достаточно того, чтобы молитва из молитвослова или требника была правильно прочитана, принесено пожертвование в виде свечи, и прошение должно быть удовлетворено. Не дождавшись результата, перестают верить в действенность молитвы и даже в само православие.
Молитвы являются сильным оружием верующего в том случае, если просящий искренне убеждён в том, что его просьба или обращение будут услышаны и удовлетворены, даже если не сразу, то через определённый промежуток времени. Христианская притча о скитаниях Иисуса Христа, повествующая о земном пути Сына Божьего, обращает внимание христиан на силу веры: «…тем, кто обращался к нему с просьбой об исцелении от тяжких болезней и немощей, Иисус в первую очередь отвечал: «А верите? По вере вашей будет…». Сила песни-молитвы действительно велика, но её величие в искренности и доверии.
Искренность молитвы в понимании смысла
Просящий, обращаясь к небесным силам, часто читает текст молитвы, не вникая в её смысл. Глубокий подтекст этого воззвания при таком подходе часто остаётся неосознанным. Мешает старославянский язык, которым были составлены все старые молитвы православных христиан. Несмотря на адаптированность текста под современный язык в молитвослове, он продолжает оставаться непростым. Вдумываться в содержание не особенно хочется, поэтому многие наивно полагают, что произнесения того набора слов, который даётся, уже будет достаточно. Верующий должен понимать, с чем он обращается к Всевышнему, о чём его просит, прежде чем начать молитвенное общение с Небесными силами и использовать великие молитвы.
Действенность искренней молитвы
Примеров действенности молитвы, произносимой «от души», можно много найти в христианских притчах. В одной из них рассказывается о том, как рыбаки, попавшие в шторм, нашли спасение на уединённом острове. На острове проживали три старца, которые питались тем, чем кормила природа, имели одну икону Святой Троицы, ей и поклонялись: «Трое Вас и трое нас, помилуйте нас». Коллективная молитва старцев помогала им выживать и не роптать. Рыбаки научили их молитве «Отче наш», обратив внимание старцев на то, что те неправильно молятся, их призыв к Господу не может быть услышан. Отплывающие с чувством выполненного долга рыбаки вдруг увидели, как три старика с острова бегут за лодкой по воде и кричат, что забыли слова молитвы, просят напомнить. Опешившие рыбаки ответили: «Молитесь, как молитесь». Слова прошения к Господу должны произноситься «от души» и с пониманием смысла обращения.
Влияние общих убеждений на результативность
Молитвы Святым, произносимые человеком в одиночестве, усиливаются душевным порывом христианина. Но Христос сказал: «…ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Смысл послания не в том, что действенность молитвы значительно усиливается тогда, когда её возносят несколько человек. Иисус пребывает в момент молитвы как с группой людей, так и с одиноким молитвенником. Однако в том случае, если один человек подойдёт к таинству обращения к Господу формально, то среди остальных молящихся найдётся один или несколько человек, которые искренне и от души «оформят» своё послание Всевышнему. В эпоху становления христианства, в первое время после воскресения Христа, апостолы часто собирались все вместе. На таких встречах они преломляли хлеб, совместно молились. Такая коллективная молитва объединяла их, Святой Дух, пребывающий в каждом из них, объединял их в одно целое, вознося их слова напрямую к Господу.
Единая молитва православных христиан
Святое Писание нигде не упоминает о том, что сила коллективной молитвы намного действенней воззвания «в одиночку». Отличие состоит в том, что, к сожалению, слишком много христиан используют молитву как средство получить что-то от Бога и как повод для перечисления нужд и потребностей человека. Коллективная молитва, как правило, объединяет людей одним текстом, взятым из молитвослова или требника, возможно совместное чтение Псалтири в период Великого Поста.
Отличие личной молитвы от коллективной
Смысл коллективного послания редко сходится к перечислению личных нужд просящих. Исключение составляет молитва, когда люди просят перед Небесным Троном за одного человека, которого постигли тяжёлые испытания, которому нужна помощь христиан. Песни-молитвы для коллективного воззвания берутся из Библейских книг православных христиан, слова произносятся, как правило, в храме вместе со священнослужителями. Исключение составляют некоторые особенные указания, которые дают сами священники. Например, когда все верующие прихожане становятся на единую молитву за мир в той стране, которая в тот момент находится в состоянии вооружённого конфликта.
Предостережение Святой Церкви
Верующий христианин должен для себя усвоить главное правило соблюдения единой молитвы: совершается она в Храме, если нет на то особых указаний служителей Церкви. Актуальность этого правила в современном мире слишком велика. В последнее время всё чаще стали появляться на публике так называемые «святые» последователи Иисуса Христа или Богородицы, которые собирают людей на массовые моления. На многих таких мероприятиях с участием тысяч людей используются элементы трансового гипноза, демонстрируются сомнительные «чудеса исцеления». Такая коллективная молитва не принесёт добра тем, кто её возносит. Её действие прямо противоположное, так как служители Церкви утверждают, что такие деяния идут «от лукавого». Вместо того чтобы спасти свою душу, человек загубит её. Искушение принять помощь от таких шарлатанов слишком велико, но нельзя забывать о том, что истинное спасение православного христианина в Церкви, а главное оружие верующего человека – молитва Христу.
Глубокий смысл Иисусовой молитвы
Молитвослов предлагает большое количество святых текстов для использования при общении с Небесными покровителями и защитниками. Особенной силой, как считают многие, обладает короткая и легкозапоминающаяся молитва Иисусу Христу. Слова в ней подобраны таким образом, что человек, обращаясь к Сыну Божьему, просит его о помиловании, при этом уповает и на заступничество Богоматери и Святых. Понимая суть своей греховности, православный христианин, живущий в социуме, понимает, что от искушений и соблазнов ему сложно уберечь свою душу и сохранить её в чистоте. Искренне кающийся человек, не дерзнув обращаться напрямую к Господу Богу, обращается к великим Святым с просьбой о помиловании, снисходительности и заступничестве. Молитва Иисусу Христу поддерживает человека и укрепляет его в вере, тем самым бережёт от грехопадения: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Помилуй меня грешного. Аминь»
Умение принимать мудрость Всевышнего
Не прав тот человек, который считает, что, помолившись о проблемах насущных, сразу же получит от них избавление, так же как и тот, который уверен, что по своим молитвам сразу получит запрашиваемое. Мудрые люди говорят, что Господь слышит и даёт не то, что человек просит, а то, что человеку в этот момент больше всего нужно. В этом проявляется великая Божественная мудрость, так как люди не всегда отдают себе отчёт в своих желаниях, часто действуют под влиянием импульса и временного порыва. Господь мудр и понимает, что хорошо для человека, поэтому даст лишь то, что будет способствовать не исполнению желаний, а удовлетворению самой насущной потребности. Молитвы Святым обладают такой же силой: человеку даётся то, что особенно необходимо.
Однажды путешествующий китаец увидел на вокзале икону с ликом Николая Угодника. Порассматривал её некоторое время и отправился дальше. Через несколько дней попал на корабле в шторм, корабль затонул, а китаец, сам не понимая зачем, воззвал: «Старика с вокзала, спаси меня!» Показалась лодка, в лодке сидел седой старец, он и отвёз путешественника на берег. Китаец уверял, что это был тот самый «старик», портрет которого он видел на вокзале. Полагаясь на волю Божью и призывая имя его во спасение своё, человек тем самым спасает свою душу.