Любой религиозной традиции присущ свой набор духовных символов. Они могут как играть роль брендовых логотипов, так и нести глубокий сакрально-мистериальный смысл. Не является исключением из этого правила и христианство. При всем своем недоверии (в ортодоксальном течении) к различного рода символике и эзотерике, оно выработало свои, порой витиеватые и многогранные символы. Один из таких знаков, а именно так называемый крест царя Константина, и будет рассмотрен в данной статье.
Легенда о происхождении креста Константина
Строго говоря, данный знак — не крест. Правильно его будет назвать монограммой – символом, образованным из нескольких букв, отображающим образ конкретного персонажа религиозной доктрины – Иисуса Христа. По христианскому преданию, Константинов крест сыграл чрезвычайно важную роль в истории церкви. По силе и значимости он уступает только обычному кресту.
Почему он так важен для христиан? Ответ на этот вопрос дает следующая легенда: на заре христианской эры, в начале четвертого века, в Римской империи возник конфликт между двумя представителями власти – Максентием и Константином. Результатом раздора было сражение, известное как битва у Мульвийского моста (312 год). Накануне сражения императору Константину явился в небе специфический символ, сопровождаемый надписью «Под этим знаком победишь». Вдохновленный чудесным явлением, Константин велел воспроизвести этот знак на воинских щитах, а также поместить его на лабарум – военное императорское знамя.
Действительно, одержав блестящую победу в битве, Константин сделал этот знак основой для личной печати и символом своего государства. Сам он при этом внутренне стал адептом христианской веры. И хотя еще долгое время оставался некрещеным, утвердив свою власть, он навсегда прекратил гонения и преследования христиан в Римской империи. Этот Константинов крест и есть нынешней христограммой, употребляемой в церквях. Другое ее название — хризма.
Отражает эта легенда историческую действительность или нет, но она дает понять, отчего христиане так дорожат и так ценят этот знак. Он перевернул ход истории, обратив императора — верховного языческого жреца — на сторону христиан, в результате чего небольшая секта последователей Иисуса стала самим многочисленным религиозным течением на планете.
Первые упоминания христограммы
Первый известный на сегодняшний день источник сведений, в котором упоминается крест Константина Великого — это труды церковного историка Лактанция (320 год). Он воспроизводит вышеприведенную версию событий с тем дополнением, что явлению сопутствовал голос, который по-гречески повторил латинскую надпись.
Другой церковный историк, а к тому же и личный биограф Константина — Евсевий, епископ Неокесарийский, в разное время сообщал о двух вариантах происхождения христограммы. Согласно раннему, она явилась будущему императору задолго до 312 года, когда он был в Галлии. Однако позже он отказывается от этой версии, подчиняя свое описание общепринятому мнению. Вместе с тем он, ссылаясь на личное устное сообщение самого императора, уточняет, что явившийся символ затмил собой солнце и вместе с Константином это зрелище наблюдало все войско, состоящее из сорока тысяч человек.
Третий источник как раз и представляет свидетельство одного из тех солдат, который принимал участие в сражении у Мульвийского моста и собственными глазами созерцал на небе Константинов крест. Имя его – Артемий, и его рассказ направлен на обличение императора Юлиана Отступника, который, как известно, отрекся от христианства, решив реанимировать языческие институты в Римской империи. Им Артемий и был казнен.
Происхождение христограммы
Исторические исследования говорят о том, что хризма имеет дохристианское происхождение и, скорее всего, была заимствована и адаптирована церковными деятелями по двум причинам:
Поскольку христиане долгое время были вне закона, они вынуждены были конспирироваться и использовать распространенные языческие символы, наполняя их своим собственным содержанием. Таким же образом в среде христиан были популярны изображения Орфея, Гелиоса и других богов. А непосредственно Константинов крест — это, вероятнее всего, адаптированный солярный символ древних халдеев.
Греческое слово «хрестос», означающее «благоприятный», также могло графически изображаться двумя первыми буквами. В силу этого символ легко христианизировался в кругах последователей Иисуса, которые придали ему значение «Христос».
Так или иначе, в еще доконстантиновские времена известно несколько видов христианских монограмм и их языческих прообразов.
Распространение хризмы
До того как христограмма стала известна как крест святого Константина, она использовалась преимущественно в местах собрания христиан. Самые древние образцы ее обнаружены в катакомбах – подземных кладбищах, которые члены церкви использовали в качестве мест собраний и проведения служений. Аналогичные символы донесли до нас погребальные памятники и саркофаги христиан.
После легализации этот символ стал употребляться в качестве религиозного знака в новопостроенных храмах. С другой стороны, он служил элементом художественного оформления и декора – им украшались чаши, лампы, шкатулки и прочая церковная утварь. В светских кругах, как уже было сказано, христограмма была государственной печатью самого Константина и ряда его преемников, а также официальным военным символом лабарума, сменив на этом месте традиционного римского орла.
Монограмма ιχ
Помимо всего прочего, христограмма, визуально похожая на русскую букву «Ж», использовалась в христианских церквях уже в III веке, то есть задолго до восшествия Константина на престол. В ней не было буквы ρ (ро) — вместо нее стояла ι (иота), означающая «Иисус». Возможно даже, что эта буква позднее приобрела символический вид пастушеского (т.е. епископского у христиан) жезла – посоха с закрученным концом. Он-то и стал ассоциироваться позднее с буквой ρ.
Монограмма χρ
Данный вариант этого символа основной и, если можно так выразиться, канонический в христианской церкви. Именно он носит название «крест Константина». Фото его представлено ниже.
О смысле хризмы
Различные мистические группы, как в среде ортодоксальной церкви, так и среди других течений, придавали важное значение внутреннему смыслу греческих букв. Даже Новый Завет содержит недвусмысленные отсылки к гематрии – методу поиска тайного смысла через вычисление числовых соответствий букв слов и имен. Таким же образом можно проанализировать крест Константина.
Значение в нем придается двум первым буквам из слова «Христос». Сумма их числовых значений составляет ровно 700, что обыгрывалось особым образом в сложной гностической теологии. Поэтому в древней, но малоизвестной сегодня традиции число 700 выступает в качестве синонима Христа. А если, например, рассматривать буквы христограммы по отдельности, то получим следующее: χ (хи) – означает макрокосмос, целокупное мироздание. Числовое значение – 100. А ι (иота), напротив, обозначает микрокосмос. Ее значение – 10. Таким образом, получается наглядный символ единства микрокосма и макрокосма – взаимосвязи части и целого, великого в малом. В случае с более поздней версией хризмы, где ι заменена на ρ, символ означает божественное созидание (благодаря семантике буквы ρ). Она несет в себе значение творческой силы, миропорядка, женской порождающей энергии.
Сопутствующие символы
Очень часто вместе с хризмой употребляются еще две буквы греческого алфавита – α (альфа) и ω (омега), которые являются первой и последней буквами греческого алфавита и обозначают начало и конец мира, а также всю его онтологическую сущность, заключенную в промежуточных буквах. Начало этой символике в христианстве дала Библия, а точнее книга Откровения Иоанна Богослова, где слова «Я есть Альфа и Омега» вкладываются в уста Иисуса Христа.