Крест наперсный. Нательный крестик

В России хорошо известен образ православного батюшки: человек с длинными волосами, внушительной бородой, в черной рясе, похожей на балахон. Еще один важный символ священнического сана – крест, болтающийся на груди или животе. Фактически в представлении народа крест – это то, что делает священника духовным лицом, по крайней мере в социальном смысле. Об этом немаловажном атрибуте религиозного служения и пойдет речь ниже.

Священнический крест в современной практике Русской православной церкви

Первое, что нужно сказать, это то, что наперсный крест священника, так хорошо известный в России, практически не употребляется в церквях греческой традиции на Востоке. Он и в нашей-то стране стал атрибутом священника не так давно – в конце XIX-начале XX веков. До этого иереи крест наперсный не носили. А если и надевали, то только некоторые и по особому поводу.

Сегодня же каждому священнику этот предмет дается сразу при рукоположении в сан, как часть обязательного облачения и знака отличия от других представителей иерархии. На богослужении духовные лица носят его поверх специальных облачений, а в обычное время – поверх своей рясы или подрясника. Существует несколько разновидностей наперсных крестов: серебряный, золотой и с украшениями. Но об этом будет сказано ниже.

Энколпион – предок священнического креста

Первым предком современного священнического креста является предмет, называемый энколпионом. Он представляет собой ковчег, то есть небольшую коробочку, на лицевой стороне которой в древности изображалась хризма – монограмма имени Иисуса Христа. Немного позже вместо нее на энколпионе стали помещать образ креста. Носился этот предмет на груди и играл роль сосуда, в который можно было спрятать нечто ценное: рукописи книг, частицу мощей, святое причастие и так далее.

Самое раннее свидетельство об энколпионе, которым мы располагаем, относится к IV веку – об этом предмете пишет константинопольский патриарх Иоанн, известный в церковных кругах как святитель Иоанн Златоуст. В Ватикане при раскопках местных христианских захоронений было обнаружено несколько энколпионов, также не младше IV века.

Позже они трансформировались из полых прямоугольных шкатулок в полые кресты, сохраняя при этом свою функцию. Вместе с тем их стали подвергать более тщательной художественной обработке. А вскоре они были приняты в качестве атрибутов епископского сана и византийских императоров. Этот же обычай переняли позже русские цари и епископы, пережившие Римскую империю. Что касается государя, то отменил эту традицию только император Петр Великий. В церкви же кресты-энколпионы носили некоторые монахи, а порой даже миряне. Часто этот предмет становился атрибутом паломников.

Распространение крестов

В XVIII веке энколпионы практически повсеместно выходят из употребления. Вместо них стали использовать металлические кресты без полостей внутри. При этом право ношения наперсного креста впервые было присвоено епископам. Начиная с сороковых годов того же века этим правом в России наделяются монашествующие священники в чине архимандрита, но только в том случае, если они являются членами Священного Синода.

Но уже год спустя, а именно в 1742-м, возможность носить крест наперсный получают все архимандриты вообще. Произошло это по примеру Киевской митрополии, в которой такая практика распространилась стихийно еще до формального ее утверждения.

Установление права ношения крестов белыми священниками

Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.

Кресты как отличительный знак учености русского духовенства

В XIX — начале XX веков возникла интересная практика выдавать священникам кресты в соответствии с ученой степенью, которую они имели. Крест наперсный при этом полагался докторам наук. А кандидаты и магистры довольствовались этими предметами, прикрепляя их к петлице на воротнике рясы.

Постепенно ношение наперсных крестов стало нормой для всех священников в Русской церкви. Последнюю черту под этим процессом провел император Николай Второй, повелевший специальным указом в честь своей коронации наградить всех священников правом ношения восьмиконечного серебряного креста установленного образца. С тех пор это стало неотъемлемой традицией Русской православной церкви.

Виды крестов

Как уже было сказано выше, кресты отличаются друг от друга. Вышеописанный серебряный Николаевский крест — это атрибут, с которого духовное лицо начинает свою карьеру священнослужителя. За заслуги перед церковью или выслугу лет его могут наградить правом носить четырехконечный золотой крест. С ним иерей служит до тех пор, пока не будет возведен в чин протоиерея. Когда это происходит, у него появляется возможность получить следующую награду – наперсный крест с украшениями.

Эта разновидность обычно богато инкрустирована драгоценными камнями и, в принципе, не отличается ничем от атрибутики, которую носят епископы. Обычно на этом награды в области нагрудных украшений заканчиваются. Иногда, правда, некоторым священнослужителям дается право носить сразу два креста. Еще одна, очень редкая награда – золотой крест патриарха. Но этой чести удостаиваются буквально единицы. С 2011 года появился, а точнее, был восстановлен крест наперсный, называемый докторским. Вручают его, соответственно, священникам, имеющим степень доктора богословия.

Нательный крестик

Что касается нательного креста, который также носится на груди, то он вручается каждому новокрещенному христианину. Обычно его носят под одеждой, так как он является не украшением, а символом религиозной идентичности. И призван в первую очередь напоминать своему обладателю о его христианских обязанностях.

Оцените статью
Добавить комментарий