Липецкая митрополия имеет долгую и полную драматизма историю. Известно, что на принадлежащей ей ныне территории население приняло христианство ещё в домонгольский период, но, ввиду участившихся набегов кочевников в конце XIV века, было вынуждено её покинуть. В течение почти двух столетий Верхнее Подонье оставалось «диким полем», и лишь на исходе XVI века сюда вернулись жители. В этот период начинают активно строиться православные храмы и обители.
История Липецкой епархии
Вплоть до начала XX века Липецкая область входила в состав Рязанской и частично Воронежской епархии. В течение всего дореволюционного периода религиозная жизнь здесь развивалась во всей своей полноте. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к статистическим данным девяностых годов XIX века.
Из них видно, что территория, где расположена нынешняя Липецкая митрополия, включала в себя более пятисот действовавших храмов и около десятка монастырей, в которые ежегодно съезжались со всей России сотни тысяч паломников. Кроме того, эти края явили миру неисчислимый сонм святых угодников Божьих, а в XX веке, когда начались гонения на церковь, и новомучеников.
Послереволюционные и предвоенные годы
Естественное течение церковной истории было прервано произошедшим в 1917 году большевистским переворотом, вынесшим смертный приговор многим православным святыням, представителям духовенства и просто верующим. Однако религиозная жизнь в этом крае не умерла, а лишь вошла в свою новую фазу. Прежде чем была создана Липецкая митрополия, то есть территориальная единица, подчинённая митрополиту, на её месте образовалась несколько меньшая структура – епархия.
Находилась она в подчинении епископа Уара (Шмарина), возглавлявшего её вплоть до того, как в 1935 году он был арестован, а затем расстрелян. Через два года его судьбу разделил вновь назначенный епископ Александр (Торопов), как и его предшественник, принявший мученический венец. С этого времени Липецк, потеряв значение епархиального центра, стал частью Воронежской кафедры.
Частичное возрождение епархии в годы войны
После страшной полосы гонений на церковь, которой отмечены тридцатые годы, к началу войны на территории Липецкой области не осталось ни одной действующей церкви, а представители духовенства были или расстреляны, или сосланы в лагеря. Только когда тяжёлое положение на фронтах заставило власти искать пути усиления национального единства, ими было принято решение вернуть некоторые храмы верующим.
Первым из них был Христо-Рождественский храм в селе Студенки, открывший свои двери в 1943 году. В послевоенные годы к нему присоединился храм Преображения Господня в самом городе Липецке, но в период хрущёвских гонений на церковь многие храмы, открытые ранее, вновь были закрыты.
Создание митрополии на липецкой земле
Как и во всей стране, отношение местных властей к церкви изменилось лишь с наступление перестройки, вызвавшей в обществе процесс демократизации. В эти годы были вновь открыты многие храмы, ранее отобранные у церкви, и использовавшиеся для хозяйственных нужд. Вместе с тем началось широкое строительство новых.
К 2003 году религиозная жизнь в городе и области достигла столь широкого масштаба, что решением Священного синода была вновь учреждена самостоятельная епархия, на основе которой через десять лет была создана Липецкая митрополия. Её возглавил архиепископ Никон, возведённый в скором времени в сан митрополита.
Сегодня Липецкая митрополия является одной из крупнейших в стране. На её территории действуют более двух сотен приходов, а также развёрнуто строительство нескольких десятков новых храмов в городах и сёлах области. Мощный импульс получило и иноческое служение, взявшее своё начало ещё в XVI веке. В наши дни на территории Липецкой митрополии действуют четыре мужских монастыря и шесть женских.
Церковная жизнь на Вологодчине
Процесс широких административных преобразований, направленный на улучшение пастырского служения и окормления прихожан, развернулся в последние годы на всей территории России. В 2014 году Святейший Синод своим указом от 23 октября явил к жизни новою крупную церковную структуру, которой стала Вологодская митрополия. Возглавить её было поручено митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию (Депутатову).
В состав нового административного образования вошли три епархии: Вологодская и Кирилловская, Великоустюжская и Тотемская, в также Череповецкая и Белозерская. Вологодская митрополия — одна из самых больших по своей площади, так как включает в свои границы всю территорию Вологодской области, составляющую почти сто пятьдесят тысяч квадратных километров.
Создание митрополии на берегах Волги
Частью процесса административно-церковных преобразований стала также созданная в 2012 году Нижегородская митрополия. История православия на берегах Волги восходит к древнейшим временам, но епархия здесь была учреждена лишь в 1672 году. Численность населения в этих краях, связанных с важнейшей судоходной рекой России, на протяжении веков неуклонно росла и к 1912 году достигла более полутора миллионов человек.
В предреволюционные годы здесь насчитывалось около тысячи ста церквей и двадцать восемь монастырей. За более чем трёхсотлетнюю историю епархию возглавляли сорок восемь архиереев. Пережив в советские годы все те же мытарства, что выпали на долю всей Русской Православной Церкви, епархия возродилась в годы перестройки. За период своего существования она накопила значительный опыт духовного окормления прихожан, который теперь реализуется в рамках нового административного образования, известного как Нижегородская митрополия.
Укрепление централизованного управления церковью
Процесс преобразования наиболее крупных епархий в митрополии продолжается, и его позитивные результаты не оставляют сомнений в правильности выбранного пути. Примером этого может послужить Петербургская митрополия, ставшая под управление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия одной из главных опор современного российского православия.
Это является вполне закономерным процессом. Каждая вновь образованная митрополия Русской Православной Церкви, включая в себя несколько епархий, обобщает их опыт и благодаря централизованному руководству позволяет ему получить максимальную реализацию.