Учёные, историки, философы всегда стремились сохранять и изучать память прошлых времён. Для того чтобы делать новые открытия, нужно знать природу вещей и явлений. Познание всегда предшествует знанию. Человеческий разум – это разум вселенский, он способен освоить и осознать всё. Но для того чтобы делать открытия, нужно иметь базу. Чем она обширнее, тем больше возможностей для совершенствования.
Боги в жизни эллинов
Древние греки знали это. Недаром эллинская культура подарила человечеству такое большое количество замечательных памятников литературы и искусства. От античности нам достались не только глубокие духовные знания из области естественных и гуманитарных наук, запечатлённые в литературе, но и вещественное отображение высочайшей цивилизации того времени. С шестнадцатого века до нашей эры эллины исповедовали политеизм, то есть многобожие. Они строили храмы, устанавливали алтари, куда приносили жертвы в виде самых лучших животных, отборных фруктов, а также молоко, сыр, вино, дорогую утварь. Жертвы приносили в качестве благодарности по случаю радостных событий, когда хотели получить защиту от опасности или для благословения на новое дело. За разрешением спорных вопросов также обращались к богам.
Дары Мнемозины
В пантеоне особенно почитаемой и любимой была богиня памяти — титанида Мнемозина. Наследие, оставленное древними греками, показывает, что эллины были широко образованными в самых различных науках. Откуда же они черпали свои знания и вдохновение для труда? Скорой помощницей в такого рода делах была Мнемозина. Дочь Земли и Неба – Геи и Урана, она обитала в горном мире и знала земные проблемы. Богиня памяти в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее. Это наводит на мысль о том, что жители Древней Эллады понимали взаимосвязь между событиями прошлого и настоящего, а также их влияние на формирование будущего. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.
Музы – дочери Мнемозины
Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в человеческом обличье. Главный бог Олимпа соблазнил титаниду, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз — покровительниц универсалий, то есть искусств. Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в земном, человеческом воплощении помогла их мать — богиня памяти. Музы унаследовали от отца, властного, энергичного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как увлечённость, напористость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери — Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.
Чтобы найти ответ, нужно забыть лишнее
Ритуал совершался следующим образом. Дабы очистить своё сознание от лишнего, оракул омывался водой реки забвения — Леты. Далее следовало погружение в воды реки Мнемозины. В пещере, через которую они протекали, был сооружён трон, который незримо занимала богиня памяти. Очень часто во время действа прорицающего охватывал ужас, который отпускал его только после нового погружения в Лету. После этого он уже не мог вспомнить и повторить то, что произнёс в состоянии экстаза. По этой причине при ритуале необходимо было присутствие третьих лиц. Богиня памяти в греческой мифологии ведала не только запоминанием, но и забыванием. Умение наблюдать, фиксировать незначительные и мелкие подробности, выделять наиболее значимое, анализировать, выстраивать главную сюжетную линию – вот то, что получали от Мнемозины поэты, актёры, музыканты, учёные и философы.
Образ Мнемозины в искусстве
Из античных произведений искусства, запечатлевших Мнемозину, можно назвать хранящуюся в Ватикане изящную мраморную статую и мозаичное панно, сложенное из разноцветных кусочков эмали, изображающее сценку из мифа об одной из самых красивых богинь древности. Оно находится в антиохийском музее греко-римской мозаики. Гесиод и Овидий сохранили память о богине в своих изысканных и утончённых виршах.
В новой эре люди искусства также не забывают легенды о богине разума и воспоминаний, как ещё называют Мнемозину. Фредерик Лейтон изобразил её сидящей на троне на картине «Мнемозина – мать муз». Она обёрнута в свободную тогу, а на голове лежит венок из лавровых листьев. Плавные линии, мягкие контуры и палитра из тёплых оттенков красок в его представлении лучше всего соответствуют образу доброй и мудрой матери девяти очаровательных дочерей. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.
На полотне английского прерафаэлита Россетти богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета, который подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. В руке у неё лампа памяти. Зелёные глаза Мнемозины спокойно и сосредоточенно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.
Может быть, нам не стоит углубляться в далёкую историю? Современный стремительный ритм жизни практически не оставляет времени для вдумчивой созерцательности. Однако, отбросив ветхие артефакты как утратившие актуальность, мы рискуем в какой-то момент оказаться ввергнутыми в каменный век, во времена зарождения человеческой цивилизации, и будем вынуждены начать заново приобретать тот опыт, который очень легкомысленно растеряли.