Курение – грех это или просто вредная привычка? Если это грех, то какую Божью заповедь нарушает вдыхание табачного дыма? А если это привычка, то почему отказ от неё связан с унынием, тоской, злобой и человек не в силах с ними справиться? Зачем нужна молитва Амвросия Оптинского от курения, ведь есть же сегодня книга Аллена Карра и различные средства вроде электронных сигарет или кальянов? Попробуем разобраться в этих вопросах, а заодно понять, что за роль играет курение в жизни человека.
Откуда пришло?
Как известно, курение пришло в Европу около пятисот лет назад после открытия и завоевания Америки. Знакомство с древними цивилизациями этого региона для европейцев было неоднозначным. Испанские конкистадоры, люди далеко не слабонервные, были поражены обрядами человеческих жертвоприношений.
Рассекались тела юношей и девушек, их пульсирующие сердца в клубах табачного дыма воздымались к богу солнца с различными просьбами, а тела поедались на ритуальных трапезах. Изображение бога солнца – гремучая змея в зеленом оперении – соответствовало образу Сатаны. Для европейцев-христиан демонический характер обряда был понятен, и они беспощадно истребляли местных жителей.
Кого вызывает трубка мира?
С другой стороны, Колумба и его спутников поразило первое впечатление от встречи с аборигенами: они садились кругом и курили «табако» (свернутую из особой травы трубку), выпуская дым изо рта и ноздрей. Ритуал сопровождался призыванием невидимого «друга» и общением с ним в состоянии транса. Жрецы, курившие трубку мира, затягивались дымом друг за другом, выпуская его в разных направлениях: в землю, на все стороны горизонта, на небо, призывая соответствующих духов.
На заклинательный характер обряда курения европейцы внимания не обратили, а состояние никотинового транса настолько понравилось им, что они распространили его по всему Старому Свету. Если индейцы сознательно вызывали бесов в обряде курения, то европейцы стали это делать бессознательно. Но невидимый враг – опаснее. Человек, считающий себя христианином, закуривая, призывает нечистую силу. Недаром молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому содержит слова о том, чтобы табачная страсть, которая, как и всякая страсть, является злой, убралась туда, откуда явилась — в ад, в самое чрево его.
Губительный ладан Сатаны
Дьявол – это карикатура Бога. Ничего нового он не создает, а только извращает божественные установления. Так, еще во времена Ветхого Завета Господь повелел людям приносить «воню благоухания» — кадить душистым ладаном во время богослужения. Приятный запах привлекает Духа Святого и отгоняет духов нечистых. Желание насыщения Духом Святым отражает молитва от курения Амвросия Оптинского, чтобы человек снова получил возможность для чистой молитвы.
Табачный ядовитый дым – это каждение Сатане, причем кадильницей становятся легкие человека. Он во время курения принимает образ падшего ангела, описанный в книге Иова: чудовище наподобие дымящегося котла (Иов. 41,12). Поскольку дьявол – «человекоубийца от начала», то и каждение ему губительно для людей. С момента начала курения вступает в действие «масштаб прожигания жизни». Для курильщика он составляет 1:2, то есть десять лет курения укорачивают жизнь на 20 лет, и происходит вырождение наследников в пяти поколениях.
Почему курение — грех?
Итак, сам процесс курения и его последствия – это выполнение богопротивной воли и нарушение первой Божественной заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя богов других пред лицем Моим» (Исх. 20:2,3). Потребность курить неестественна, природа человека не требует отравляться ядом и дышать угарным дымом. Эта потребность – порождение греха. Хорошо понимая это, патриарх Никон в 17-м веке высек розгами куривших в Москве католических священников, а русских за этот грех ссылал в Сибирь.
В прошлом веке Силуан Афонский дал хороший совет тем, кто сомневался в греховности курения: перед тем, как зажечь сигарету, прочитать молитву «Отче наш». Тогда верующий человек без лишних слов понимает несовместимость молитвы, адресованной Богу, и курения, связанного с дьяволом. «Уцеломудри сердце», — обращается молитва Амвросия Оптинского от курения к Спасителю с просьбой преодолеть раздвоение сердца, целиком отдать его Богу.
Начало духовного помрачения
Курильщик с любым стажем не станет отрицать, что начиналось все с любопытства или с желания утвердиться в компании. Испытать кайф – психическое состояние, несвойственное нормальной жизни, предложение безобидное и естественное. В жизни все надо попробовать. С первой сигареты начинается духовное падение личности, знакомство с порочными сторонами жизни. Клубы табачного дыма открывают дозволенность любого греха: сквернословия, пьянства, разврата. Даже если он не совершается фактически, греховные искушения входят в сознание: общение с нечистыми духами не проходит бесследно. «Очисти уста моя», — вопиет молитва Амвросия Оптинского от курения к Богу, они осквернены бесовскими поцелуями.
Миражное счастье — папироса
В духовном плане курение – это проявление страсти самоуслаждения: сам процесс отождествляется с приятными моментами жизни, которые требуют все большего количества сигарет.
Курильщик теряет способность жить в реальном мире без табачного дыма, считая это маленькой и простительной слабостью, но никак не грехом. Сам процесс приносит успокоение, отдых, снимает нервное напряжение, делает беседу комфортной, помогает думать при решении проблем — да мало ли каких оправданий не приведут курильщики, защищая любимую страсть.
Мираж рассеивается тогда, когда они решают отказаться от своего маленького греха – и терпят поражение. Такая безобидная привычка оказывается необоримой. Трезво оценив обстановку, мужественный человек признает, что ему нужна молитвенная помощь. «Отче Амвросие, только ты имеешь дерзновение просить что-то у Бога», — молитва преподобному Амвросию Оптинскому от курения не случайно начинается такими словами. Сам курильщик, имущий нечистые уста, не надеется быть услышанным без помощи святых.
Амвросий Оптинский: программа врачевания
Впускать и выпускать из себя дым не является грехом, а вот стать рабом этой привычки – действительно грех. Так считал Амвросий Оптинский. Борьба с греховностью является внутренней борьбой и должна вестись духовными средствами. Пилюли и заменители, советы и книжки — слабые помощники. Молитва против курения Амвросию Оптинскому связана со следующим эпизодом его жития. Житель Петербурга, выкуривавший в день до 75 сигарет, уже два года боролся со своей страстью – и безнадежно. Он обратился за советом к старцу и получил от него письмо с программой военных действий. Эту программу необходимо взять на вооружение всем, начинающим борьбу со своими страстями.
Получив эту программу, адресат машинально затянулся папиросой, но внезапная головная боль не дала ему этого сделать. Сильная молитва Амвросия Оптинского от курения сделала свое дело: ни в этот, ни в другие дни бывший курильщик не смог переносить табачный дым из-за боли в голове. Когда он из Петербурга приехал в Оптину Пустынь поблагодарить отца Амвросия, тот, коснувшись посохом головы, избавил его и от боли.
Тупик и слезы
Так обозначила итог своей борьбы со страстью курения одна верующая женщина. Стаж курения – вся жизнь с 13 лет с перерывами на беременность. Все попытки бросить курить сопровождались депрессией, ненавистью к близким людям (мужу, детям), истериками, апатией. Молитва Амвросия Оптинского от курения читалась в такие моменты машинально, «на автомате». Но как только она затягивалась сигаретой, к ней возвращалась любовь и благодарность за терпение к дорогой семье. Сигарета, которая вызывала в ней физическое отвращение, возвращала, тем не менее, полноту жизни и адекватное поведение. Психиатр заявил, что она не его клиент, психолог выписал кучу успокоительных таблеток. Четыре раза читала она пресловутого Аллена Карра. Бассейн, тренажерный, зал, интересная работа, не менее интересная подработка, вязание – все мирские отвлекающие маневры не помогают: адекватной некурящей личностью, любящей матерью и женой этой женщине стать без сигареты не удается.
Вас должно быть двое
Эта женщина не одинока в своей, как ей кажется, безнадежной борьбе со страстью курения. Очень многие опускают руки и продолжают курить. Хотя борьба не безнадежна, просто ведется она не теми средствами. Ни один из пунктов программы, намеченной Амвросием Оптинским, не упоминался в этой истории: ни исповеди, ни причастия (она признавалась, что не причащалась давно), ни чтения Евангелия как основного способа борьбы с нападением нечистых духов (уныния, ненависти, гнева, раздражения), ни поклонов. Несмотря на многочисленные мирские средства, борьба велась в одиночку, даже не велась, потому что она стремилась лежать целыми днями, чтобы её не трогали.
Молитва от курения Амвромсия Оптинского предлагает призывать помощь Божию: «Упроси Владыку помочь мне в борьбе с нечистой страстью». Нельзя надеяться на свою волю, это признак гордыни, которая отвращает помощь Божию. Но нельзя и руки опускать. Надо постоянно и терпеливо делать все, что в силах, и не терять надежды на избавление. «Вас двое: ты и Господь, а дьявол один, и поэтому вы победите», — говорил преподобный Амвросий одному из своих духовных чад.
Тонкости духовной борьбы
Молитва Амвросия Оптинского для избавления от курения — сильное средство в духовной борьбе, потому что правильно расставляет все акценты и предполагает смирение обратившегося за помощью. Там, где смирения недостает, будет неудача. В нашей истории так и случилось. В жизни этой женщины был момент, когда она дала обет Богу бросить курить. Вот этого-то делать не следует. Борьба с курением стала для неё идеей фикс, делом чести: как это я не смогу сделать, что обещала!
Феофан Затворник по этому поводу писал, что только враг может советовать связывать себя обетами , чтобы потом человек мучился невозможностью их выполнить. Правильный подход к проблеме будет такой: «Я хочу бросить курить, попробую, что в моих силах, может, Бог даст, и – получится». А обет или к гордыне ведет, или к неудаче. Борьба может вестись долгое время с переменным успехом, когда бывают срывы, должна непременно продолжаться молитва Амвросия Оптинского, чтобы бросить курить окончательно.
Иногда этому мешает так называемый «родовой грех», когда неизжитые страсти ушедших из жизни родственников мешают избавлению от грехов их живущих потомков. Вместо презрения и упреков нужно позаботиться об их загробной жизни: отпеть, поминать их на молитвах и творить милостыню.
Спасительная молитва
Выше была проанализирована молитва от курения Амвросия Оптинского. Текст её лучше знать наизусть. Может случиться так, что нападение табачной страсти настигнет где-нибудь в пути или среди людей. Молитвослова под рукой не будет, и без молитвенной помощи можно растеряться и сорваться. Привычка же в таких случаях читать знакомую молитву выручит всегда. Отче Амвросие, помоги нам!