Один из самых любимых в народе праздников — День Святой Троицы — стал широко отмечаться на Руси со времён преподобного Сергия Радонежского. Праздник существовал и ранее, но только в начале XV века он принял ту сугубо христианскую форму, которая ему присуща в наши дни. В прежние же времена в нём доминировали традиции, сохранившиеся от язычества. Но и сейчас многие заговоры и обряды на Троицу являются отзвуками давно ушедших дохристианских времён. О них наш рассказ.
Соседство язычества и христианства
С давних пор неделя, предшествовавшая празднику Троицы, именовалась в народе Русальной, или Зелёными святками, что сразу наводит на мысль о древних обрядах и обычаях. Была она седьмой по счёту после Пасхи, и в эти дни можно было услышать в равной степени и языческие заговоры, и молитвы на Троицу, читаемые сегодня. Христианство и язычество соседствовали бок о бок. Неделя эта была гранью между весной и летом, что являлось поводом к другому её названию — «Грань-неделя».
Наши дальние предки чувствовали свою неразрывную связь с природой и воспринимали себя как её неотъемлемую часть. Они существовали в её окружении, и находились в жизненной зависимости от её переменчивого нрава. Не удивительно, что свои молитвы древние славяне зачастую возносили к тем богам, которые были реально ощутимы, и потому более понятны. Из этих молитв и родились известные ныне заговоры на Троицу.
Земледельческие обряды
Праздник Троицы всегда выпадал на начало лета, когда уже заканчивалась посевная, и для будущего урожая было необходимо заручиться поддержкой тех богов, от которых он зависел. В этом плане большое значение придавалось различным обрядам. Одним из них было «хождение в жито».
Заключался он в том, что женщины и девушки выходили в поле и, осмотрев первые всходы, устраивали трапезу из традиционной для этого праздника яичницы. Затем, набрав полные ложки скорлупы, подбрасывали их вверх, громко возглашая при этом: «Пусть рожь поднимется также высоко, как эти ложки». Заканчивался обряд кувырканием по земле и различными магическими выкриками. Говорят, очень помогало.
В эту неделю широко практиковались ритуалы и заговоры на Троицу, которые должны были избавить селян от различных погодных бедствий и предотвратить гибель урожая. И здесь слияние язычества с христианством проявлялось во всей полноте. В один и тот же день могли совершать в полях православные молебны с водосвятием и поливать водой могилы тех, кто умер неестественной смертью. Особенно пьяниц и утопленников. Считалось, что это надёжное средство.
Духи предков
Троицкая поминальная суббота, установленная Православной Церковью и повсеместно отмечаемая ныне, у наших предков также имела языческий окрас. Этот день считался днём встречи с духами предков, которых следовало хорошо угостить, и, выказав им свою любовь и благодарность, получить их поддержку во всех полевых и хозяйственных работах. Успех в них сулил достаток, и изобилие в доме. Вот почему можно с уверенностью сказать, что нынешние заговоры на богатство на Троицу родились в те давние времена. Своих сил не всегда хватало, вот и обращались к потусторонним.
Древние заговоры на Троицу в эти дни соседствовали с обычаями, принятыми в наше время. Например, украшение храмов и жилищ зелёными ветками берёзы, а в тех районах, где она не растёт — ветвями рябины, клёна или ясеня. Но, в отличие от нас, предки сжигали их в ритуальных «купальских» огнищах либо использовали как средство от пожара и урагана, втыкая под крышей хлева или коровника.
Обычаи, связанные с природой
Известно, что бытовал и совсем малопонятный для нас обычай, состоявший в том, что заранее выкрадывался у какого-нибудь хозяина старый, отслуживший свой срок улей, а затем в день Троицы сжигался на краю поля. Вокруг огня водили хороводы и при этом пели: «Хороший огонь — хороший будет пчелиный рой».
Заговоры и обряды на Троицу были часто связаны с берёзкой, этой неотъемлемой частью праздника. По установившейся традиции молодые девушки в этот день отправлялись в рощи завивать берёзу. Связав ветки, они заплетали их в косы, после чего, соединив два ближайших дерева верхушками, парами проходили под образовавшейся зелёной аркой. Это называлось «кумиться», так как считалось, что после обряда пары становятся подругами на всю жизнь. Сопровождалось все песнями и хороводами.
Поверья, связанные с реками и озёрами
С Троицей связан и обряд гадания. Молодые девушки плели венки из весенних трав, и шли с ними к реке. Венок опускался в воду, и по тому, как он себя поведёт, предсказывалась дальнейшая девичья судьба. Если венок благополучно держался на воде, а ещё лучше, плыл против течения, то это означало скорую свадьбу с любимым и желанным, а если он тонул, то прощайте мечты о суженом до следующего года.
Впрочем, вблизи рек и озёр нужно было держаться с опаской. Недаром эта праздничная неделя называлась Русальной. Не раз было замечено, что в эти дни русалки покидают свои любимые омуты и выходят на берег.
Спрятавшись в ветвях прибрежных кустов, они игривым смехом и ауканьем заманивают проходящих молодцев, а затем увлекают их на речное дно. Впрочем, и девицам лучше было держаться подальше от воды. По этой причине в дни празднования Троицы никто не купался — остерегались речной нечисти. В лес тоже поодиночке не ходили. Там хоть и нет русалок, но зато леший. Ещё вопрос — что хуже.
Заговоры на любовь
Как известно, за праздником Троицы следовала Неделя Всех Святых. По древнеславянскому календарю она совпадала с праздниками Костромы и Ярилы. Ярила у восточных славян, кроме того, что олицетворял собой солнце, был ещё и неким аналогом греческого Эрота — бога любви, а в некоторых районах и Вакха — бога вина и веселья. Изображали его молодым красавцем с венком на голове. В общем, получался некий обворожительный любовник, да ещё подогретый вином.
Дошедший до нас заговор на любовь на Троицу — в нынешнее христианское время совершенно неуместный, несомненно, является отголоском тех обрядов и магических ритуалов, которые повсеместно устраивались нашими предками этому красавцу Яриле. В честь его устраивались игрища, продолжавшиеся в течении всей ночи. Одним из элементов было так называемое умыкание невест. Заключалось оно в том, что в определённый момент юноша должен был, опередив других, поймать ту, которая была ему по сердцу. Нередко подобные «умыкания» заканчивались свадьбами, которые игрались осенью по завершении полевых работ.
Ворожба Христовым именем
Чтобы проиллюстрировать заговор на любовь на Троицу, приведём лишь один пример. Желавшие приворожить к себе кого-то брали в церкви пучок травы, которой был устлан пол, и которая таким образом становилась освящённой. Эту траву клали на ночь себе под подушку. После этого ложились спать, не помолившись Богу. Уже в постели произносили заговор, в котором, испросив предварительно прощения у Христа, в фольклорно – поэтической форме просили Его приворожить (именно так!) любимого человека. С позиции православия это, как и все заговоры на Святую Троицу, — недопустимое кощунство и тяжкий грех.
Язычество и христианство несовместимы
Подводя итог, следует отметить, что магические заговоры и молитвы на Троицу, входящие в праздничное чинопоследование, установленное Русской Православной Церковью — вещи несовместимые. Первые могут представлять интерес лишь как элементы народного фольклора и поэзии. Любые обращения к потусторонним силам, не освящённые Благодатью Иисуса Христа, такие как заговоры на Троицу, губительны для человеческой души. Кроме того, они чреваты непредсказуемыми последствиями, способными причинить непоправимый вред.