Умные люди, даже если они атеисты (а такое сочетание встречается довольно редко), все равно воздерживаются от богохульства. Так, на всякий случай. И дело не только в страхе перед возможной карой Всевышнего. Любой культурный человек стремится к тому, чтобы по возможности не обидеть окружающих, среди которых встречаются искренне верующие люди.
Законы пишутся не для умных людей, которые и так знают в большинстве случаев, как поступить, чтобы не нанести морального или материального ущерба окружающим. Вполне естественно стремление морально здорового члена общества жить честно, не красть, не убивать, не богохульствовать. Это заложено в самой природе человеческого общения. Однако есть, к сожалению, примеры другого отношения к общественной морали, когда вмешательство правоохранительных органов просто необходимо.
В дореволюционной России православие было государственной религией, но при этом создавалось терпимое отношение к иноверцам, которые составляли значительную часть населения империи. Случаи агрессивной ксенофобии имели место, но власти делали все для того, чтобы их пресечь. При этом никому, независимо от исповедуемой конфессии, не позволялось богохульствовать. Это означало недопустимость непочтительного использования имени Бога и публичного выражения неуважительного отношения к религиозным догматам.
В период масштабных социальных преобразований, последовавших за октябрьским переворотом 1917 года, активно попирались исконные ценности, выработанные столетиями. Детей заставляли отрекаться от родителей, брат шел против брата, а людей заставляли богохульствовать. Это делалось для того, чтобы создать новую религию, в которой были свои святые мощи в мавзолее на Красной площади, своя «красная Пасха» — Первомай, и аналог Рождества – Годовщина Великой революции 7 ноября. Оскорбление, пусть и неумышленное, новых реликвий влекло кару намного более строгую, чем наказание за богохульство в прошлые времена. Уликой могла стать газета, использованная в гигиенических целях (с пипифаксом тоже были проблемы), если на ней был напечатан портрет кого-то из вождей.
После 1991 года в России свобода совести стала реальностью. Народ, отвыкший от благодати, массово воцерковлялся. Более того, посещать храм стало модно, а политики, в советские времена активно пропагандировавшие атеизм, начали размашисто и неумело креститься перед объективам телекамер. Такие зрелища отнюдь не добавляли им авторитета, скверным же их последствием стало отношение к церкви как к государственному органу, обслуживающему власть, что в корне неверно.
Свобода человеком низкой культуры и слаборазвитым понимается как вседозволенность. Организаторы несанкционированных митингов и других акций протеста, изображая несгибаемую решимость противостоять «произволу властей», несколько лукавят. Они прекрасно знают, что сурового наказания не будет, разве что штраф, который им вполне по карману. По крайней мере, до тех пор, пока не будет нарушена какая-то серьезная статья УК.
Участницы поп-группы «Pussy Riot» по всей видимости, изначально не собирались богохульствовать. Это получилось как-то само собой, по недомыслию. Однако верующие, собравшиеся на церковную службу, восприняли их скандальные пляски и невнятные возгласы возле алтаря Храма Христа Спасителя как оскорбление своих религиозных чувств. И не только они, а православные всего мира отреагировали на этот поступок, к удивлению «либеральной общественности», довольно резко.
За «Pussy Riot» заступались многие общественные организации и отдельные знаменитости. Их требовали освободить, причем немедленно. В вынесенном судом приговоре поборники западных ценностей углядели нарушение прав человека на выражение протеста.
Очевидно, что в данном случае имеет место типичный для нашего времени однобокий взгляд на ситуацию. Заботясь о правах протестующих, поборники свобод как-то забывают о том, что есть и другие люди, верующие, и их большинство. И у них есть свои представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
Закон о богохульстве в России призван защитить права тех, кто исповедует ценности, традиционные для нашего многонационального и поликонфессионального общества. В первую очередь он касается православной общины, которая, несмотря на свою многочисленность, проявляет редкую в наше время терпимость к вандализму. Попробовали бы «Pussy Riot» попеть-поплясать в мечети…