Не укради: заповедь Иисуса Христа. 10 Заповедей: история их появления, понятие, значение и наказание за грехи

Так странно, мы призываем Бога, просим от Него помощи и заступления. А что мы знаем о Господе и о Его законах? В лучшем случае историю о том, как Бог создал землю, а потом послал в мир Сына Своего. Сына распяли, Он воскрес и вернулся снова к Отцу, на небо. Это очень коротко и утрированно, конечно.

А знаем ли мы Заповеди Божьи? Если да — это отлично. Если нет — давайте изучать и запоминать.

История возникновения

10 заповедей были даны Моисею самим Иисусом Христом. Как это произошло? Данный исторический момент описан в Библии. Если очень коротко говорить о нем, то дело было на Сионе. Сион находился в огне и дыме, гремел гром, блистали молнии. И в этой стихии вдруг явно раздался голос Божий, произносящий заповеди. А затем Бог начертал данные Им заповеди на двух скрижалях и передал их Моисею. Моисей пребывал на горе 40 дней, а когда спустился к народу, увидел, что те позабыли о Боге. Люди плясали и веселились, скакали вокруг золотого тельца. От такого зрелища Моисей пришел в ярость. Он разбил скрижали с заповедями. И только после того, как народ принес покаяние, Бог велел Моисею сделать новые скрижали и принести Ему для повторного написания заповедей.

Далее будут приведены все 10 заповедей. Для более доступного понимания они приводятся на простом и кратком языке. Кроме первой, пожалуй.

Первая заповедь

Мы знаем заповедь «не укради». Но она не является первой по счету. Какая же первая?

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим».

Бог един. В Нем вся мудрость. В Нем — жизнь. Кроме Него, нет иных Богов. По воле Божьей светит солнце, идет дождь и поднимается ветер. По воле Его растет трава, ползают муравьи, поют птицы. По воле Его есть мы. Мы здоровы, можем ходить, говорим, думаем, дышим — все это благодаря Богу. Только Он вправе распоряжаться нашей жизнью, ибо и есть жизнь.

Господь дает каждому столько, сколько нужно. Он не даст креста выше человеческих возможностей. Все, что мы имеем, дал нам Бог. И Он же вправе забрать Свои дары, когда посчитает нужным.

Вторая заповедь

Думаете, что это заповедь «не укради»? Нет. Вторая заповедь, если коротко говорить о ней, гласит: «Не сотвори себе кумира».

Есть только один кумир — это Господь. Творец неба и земли. Все остальное — это творение Его. Нельзя обожествлять творение вместо Творца.

Господь заботится о нас всегда. Уже то, что Он позволил каждому жителю земли родиться, увидеть свет, созданный Богом, разве не повод для благодарности и прославления? Но что мы делаем, вместо того чтобы принести благодарность Богу?Ропщем на Его промысел о нас. Или думаем, что помочь нам могут люди. Если мы считаем, что наш Творец не способен помочь, то неужели творения — люди — сильнее Бога? Они могут решить ту проблему, которую, как нам кажется, не способен решить Создатель мира? Навряд ли. Богу под силу все, и уповать на Его помощь, просить о ней может каждый.

Сотворить себе кумира на земле, поклоняться человеку или идолу — грех и большая глупость. А еще страшнее и абсурднее поклоняться тому, что человек создал сам. Например, некий богач сколотил капитал. Он это сделал, потому что Бог позволил. И начинает такой обладатель капитала горделиво поднимать нос, трястись над своими деньгами, поклоняться им, словно божеству. Не глупо ли? Считать идолом то, что завтра может обесцениться в одночасье. И это вместо того, чтобы поблагодарить Бога.

Третья заповедь

Заповедь Христа «не укради», уж не третья ли? Нет, пока до нее мы не добрались. Третья заповедь такова: «Не произноси имя Господа твоего всуе». То есть не призывай имя Господа без благоговения и трепета. Не произноси его, как пустые и обыденные слова.

Представьте, что человек находится на работе. И тут его называют по имени. Человек отрывается от своей деятельности и обращает внимание на окликнувшего. Но тот стоит и молчит. Человек снова начинает свою работу и снова слышит, как его зовет тот же окликнувший. Он опять отрывается от дел, испытывая внутреннее раздражение. И в ответ — тишина. Все повторяется в третий раз, и тут человек, которого постоянно отрывают от дела просто так, вряд ли сдержит свое раздражение.

А каково Богу, у которого сотни дел? И он отвлекается от них, обращая внимание на зовущего. А тот молчит. И Бог не раздражается, в отличие от человека. Поэтому не нужно дергать Спасителя напрасно, у Него хватает дел.

Четвертая заповедь

Какая заповедь «не укради»? Четвертая? Нет, четвертая заповедь гласит: «Шесть дней работай, а седьмой — отдай Богу».

Что это значит, как понять? Труд обязателен, без него человек не может полноценно жить. Кроме того, праздность есть мать всех пороков. Наши органы, к примеру, работают постоянно. Почему бы нам не заставить себя работать руками или трудиться умственно? Шесть дней в неделю уходят на труд. А седьмой день — день отдыха. Не праздного лежания в кровати за просмотром телевизионных передач, не увеселительных мероприятий, чаще всего превращающихся в «объедение и пьянство», а отдыха с Богом.

Сходить в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. Вернувшись домой, поблагодарить Бога, прочитав соответствующие молитвы. Оставшееся время читать о Боге, молиться Ему своими словами, посмотреть хороший духовный фильм. Вечером, перед сном, снова возблагодарить Господа от всей души. А утром приступать к труду.

Пятая заповедь

Заповедь из Библии «не укради», какая она по счету? Уже совсем скоро мы дойдем до нее. А сейчас настала пора вспомнить не менее важную. «Чти родителей своих».

Мама — первое слово, главное слово в нашей судьбе. В первой строчке детской песенки отображена вся жизненная суть. Мама вынашивает своего ребенка, претерпевая все недостатки своего положения. Мама рожает малыша, мучаясь от боли. Мама не спит ночами, зная, что ее ребенок абсолютно беспомощен. И большую часть жизни она рядом со своим сыном или дочерью. Равно как и папа.

Дети вырастают, им уже не интересны родительские наставления. Подросток начинает огрызаться в ответ на добрые советы или увещевания. Молодой человек или юная девушка сами знают, как им поступить. И бегут из дома, не слыша своих родителей. Стремятся выпорхнуть в жизнь, а что там мама и папа? Они ничего не понимают в жизни современной молодежи.

Стремительно убегая из родительского дома, отвечая самым близким людям грубостью и порой хамством, мы забываем, что они делали для нас. Мама и папа были рядом и заботились о своем ребенке, когда тот был еще совсем отвратительным для чужих людей. Родители дают нам все, начиная с жизни.

Мать и отец способны принять смерть вместо своего чада, умереть за него. А мы способны принести себя в жертву ради того, чтобы сохранить жизнь самым родным людям? Однако мы можем соблюдать заповедь Божью и стремиться оградить наших мам и пап от боли, причиняемой нами. От унижения в их адрес, от того, чтобы показать неуважение к родителям.

Шестая заповедь

Заповеди «не укради», «не убий»: какие они по счету? «Не убий» — это и есть шестая заповедь.

Кто Творец мира сего? Кто вдохнул жизнь в каждого человека? Господь Бог. Кто-то удивится и скажет, что мы родились от людей. Скорее, было бы правильным сказать, что мы родились через людей. Господь позволил нам явиться в этот мир, послав нашим родителям. Жизнь способен дать только Бог. А люди, к сожалению, научились отнимать ее у своих сестер и братьев во Христе.

Родители убивают своих детей, когда те находятся в утробе. Это мерзко перед Богом. Человек не имеет права лишить жизни, потому что не он дает ее.

Есть такая притча. Жили-были по соседству двое мужчин. И вот один из них польстился на богатство другого. Пробрался ночью в его дом, отсек соседу голову, а деньги забрал. Выходит из дома, а навстречу ему сосед убитый идет. И голова у него не собственная, а убийцы. Испугался последний, бросился вон со двора. Идет по улице и видит снова убиенного соседа.

Вернувшись домой и кое-как пережив остаток ночи, убийца решил избавиться от краденных денег, надеясь на то, что убитый сосед перестанет ему мерещиться. Выбросил деньги в реку. Но призрак продолжал преследовать своего убийцу. Не выдержал тот, явился к представителям власти и повинился в совершенном грехе.

Осудили убийцу, посадили в тюрьму. Но и там не было ему покоя, убитый продолжал преследовать его. Тогда стал этот человек просить молитв за него у старого священника, невесть как оказавшегося в тюрьме. Просил причастить его. Священник сказал, что нужно сначала раскаяться. Убийца удивился, ведь он покаялся в своем преступлении. На что старенький священник возразил, указав ему на то, что жизнь убитого соседа и жизнь убийцы были похожими. И убив его, сосед, оставшийся в живых, как бы убил себя. О чем и свидетельствует призрак с его головой.

Признал это убийца, причастился и стал проводить в молитве ночи. Призрак с той поры перестал тревожить раскаявшегося грешника.

Простит ли Бог такой грех? Этот грех вопиет об отмщении к небу. Здесь очень сложный вопрос. При должном и искреннем покаянии Господь видит наши сердца.

Седьмая заповедь

«Не убий», «не укради» — из 10 заповедей Божьих. И если о первой мы вспомнили выше, то когда же дойдем до второй? Еще немного, еще чуть-чуть терпения.

Пока же поговорим о заповеди «не прелюбодействуй». Что это значит? Не твори прелюбодеяния, то есть не имей отношений с женщиной или мужчиной. Точнее, внебрачных отношений.

Все строится на браке. А то, что сейчас происходит в нашем обществе, особенно среди молодежи — не что иное, как блуд. Беспорядочные половые связи — прямое нарушение 7-ой заповеди. Что может дать такое поколение? Только еще более ущербное поколение. Не родятся от гнилого чрева хорошие дети.

Это как у животных. Есть разные собаки: иная не подпустит к себе кобеля даже во время охоты, когда наступает пора для вязки. А иная отодвигает хвост перед представителями мужского собачьего пола даже тогда, когда у нее нет течки. И как бы это странно ни звучало, но щенки — самки, полученные от такой суки, ведут себя в дальнейшем, как и мать.

То же самое можно отнести к людям. Генетику никто не отменял. И если девушка — будущая жена и мать — ведет себя с юности скверно, как будет вести себя дочь от такой матери?

Блуд — мерзость перед Богом. Он сказал «плодитесь и размножайтесь», но не «вступайте в беспорядочные половые связи ради удовольствия». Разница ощутима, верно?

Восьмая заповедь

«Не укради» — 8 заповедь, наконец мы добрались до нее.

У человека есть право на собственность. Пусть на мелкую и пустяковую, с точки зрения ближнего, но это — его вещь. И он имеет право обладать ей. Когда кто-то претендует на имущество другого, то оскорбляет владельца вещи, тем самым показывая ему неуважение.

Опять же, есть очень показательная притча на этот счет. Очень наглядное толкование заповеди «не укради».

Один человек занимался торговлей. И всегда обвешивал своих покупателей. За счет этого разбогател. Но в доме у торговца было не все гладко. Дети постоянно болели, и приходилось тратить деньги на дорогих врачей. Чем больше обвешивал покупателей этот человек, тем дороже становилось лечение его детей.

Как-то раз он сидел в своей лавке и думал о собственных детях. В этот момент человеку показалось, что Небеса открылись. Он увидел весы, а рядом с ними — ангелов. Когда стали отмерять здоровье детям торговца, то ангелы клали его на весы меньше, чем было гирь. Разгневался человек на ангелов Божьих, хотел даже прикрикнуть на них. Но ангелы опередили нечестного торговца:

— Что ты сердишься? Мера правильна. Ты недодаешь своим покупателям, а мы недодаем твоим детям. Тем самым совершается правда Божья.

Горько стало торговцу. Искренне покаялся он в своем обмане. И с тех пор при расчете с покупателями клал на весы немного больше положенного. Дети пошли на поправку.

Везде должно быть равноправие. Если мы что-то крадем, то что-то отнимает Бог от нас.

Понятие «не укради» таковое: не бери чужого, пусть даже в мелочи. Иначе потерять рискуешь куда больше, чем приобретешь.

Девятая

«Не укради», «не обмани», «не убий» — заповеди эти являются очень важным законом на жизненном пути каждого человека. А какова девятая заповедь? Не произноси ложного свидетельства на ближнего. То есть не клевещи на другого человека.

Когда мы врем в отношении себя, мы это знаем. А когда мы клевещем на иного человека, он может и не знать об этом. И вся грязь клеветы, вся ее мерзость остается на нас. Это во-первых. Во-вторых, Бог является Свидетелем этой клеветы. И однажды правда выйдет наружу, опозорив и разоблачив клеветника.

Обратимся к притче на этот счет.

В одном селе жили два соседа: Лука и Илья. Лука не любил Илью, ибо тот был работящим человеком. Сам же Лука — лентяй и горький пьяница. И вот однажды вздумалось ему оклеветать работящего соседа. Пошел Лука в суд и принес ложные сведения о том, что якобы Илья царя поносит.

На суде Илья защищался, как мог. Но видя, что все это бесполезно, обернулся к соседу и сказал ему, что Бог откроет его ложь против соседа.

Илью заключили в темницу. А Лука вернулся домой. И что же он увидел? Его старенький отец упал в костер и сжег себе лицо. В ужасе вспомнил Лука слова Ильи. Бросился к судьям и признался в своем преступлении. Так понес клеветник два наказания: от Бога и от суда, ибо Илью отпустили, а лживого Луку заключили в темницу.

Десятая заповедь

Мы разобрали почти все заповеди из Библии: «не укради», «не убий», «чти родителей своих». Что гласит последняя? «Не пожелай того, что есть у твоего ближнего».

Желание есть семя греха. Если мы внимательно прочтем предыдущие девять заповедей и эту последнюю, то увидим, что они отличаются. В чем? В том, что во всех девяти заповедях Бог предотвращает греховные поступки человека. А здесь смотрит в корень греха, не дает человеку согрешить в помыслах.

Из грешных мыслей и вырастают грешные дела. Так, если человек посмотрел с вожделением на жену своего соседа сегодня, то вполне возможно, что завтра он станет думать, как привлечь ее внимание. Послезавтра сделает это. Потом вступит с ней в блудную связь. А потом — разобьет семью соседа.

Наполненное дурными желаниями сердце — источник греха. Ибо, как говорилось выше, желание — семя греха. Нужно воздерживаться от зависти, не допускать в свой разум таких помыслов. Это будет соблюдение последней заповеди Господней.

Резюмируем

Мы разобрали заповеди «не укради», «не сотвори себе кумира», «не убий». В общем, все десять заповедей, данных Моисею самим Богом. Вспомним еще раз, о чем они гласят:

  • «Я Господь, Бог твой». У человека не должно быть других Богов, кроме Творца нашего.

  • Не сотвори себя кумира. Кумир один, Он может все. Не должно людям искать себе кумира среди людей.

  • Не произноси имя Господа своего напрасно.

  • Шесть дней работай, седьмой отдай Богу.

  • Чти родителей своих.

  • Не убивай.

  • Не прелюбодействуй. То есть не вступай в грех блуда.

  • Не укради.

  • Не лжесвидетельствуй против ближнего.

  • Не желай ничего, что есть у соседа твоего.

  • Какая по счету заповедь «не укради»? Она одна из самых известных даже в современном мире. Напоминаем, что она — восьмая по счету.

    Заключение

    Заповеди Божьи — это закон, данный людям. Мы боимся нарушить закон человеческий, опасаясь наказания и уголовной ответственности. И с легкостью нарушаем закон Божий, совершенно не боясь Его наказания. А оно гораздо страшнее и тяжелее, нежели полученное от людей.

    Оцените статью
    Добавить комментарий