Святыми на Руси исстари становились и богобоязненные простые мужики-крестьяне, и зажиточные торговцы, и высоконравственные добродетельные женщины, и прославленные правители. Русский православный народ свято чтит своих покровителей божьих, уповает на защиту небесных праведников, ищет и находит в них поддержку на своем собственно пути духовного развития.
Краткая биография Светлейшего Владыки
Христианство в России насчитывает много великих святых защитников. Патриарх Гермоген несомненно является одной из самых значительных личностей истории русского христианства. Многое в биографии этого человека осталось до конца не выясненным. До сих пор историки ведут напряженные споры касательно значительных вех его жизни и судьбы.
Биография Патриарха Гермогена полна догадок. Доподлинно известно, что он родился в Казани, был наречен именем Ермолай. Точная дата появления его на свет неизвестна, историки относят ее к 1530 году. О социальном происхождении патриарха однозначных сведений также не имеется. По одной версии, Гермоген принадлежит к роду Рюриковичей-Шуйских, по другой — он выходец из донского казачества. Историки больше склоняются к мнению, что будущий Святитель Гермоген, Патриарх Московский был все-таки незнатного происхождения, вероятнее всего он простой выходец «из народа».
Первые шаги Гермогена в православии
Свою службу Ермолай начинал в Казанском Спасо-Преображенском монастыре обычным клириком. Приходским священником церкви св.Николая Казани он становится в 1579 году, принимает участие в церемонии обретения лика Казанской Божьей Матери и пишет «Сказание о явлении и творимых чудесах образа Казанской Богоматери», отправленное впоследствии самому царю Ивану Грозному.
Спустя несколько лет Гермоген принимает иночество и вскорости становится сначала игуменом, а потом и архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Возведение Гермогена в сан епископа и назначение его Митрополитом Казанским и Астраханским состоялось в мае 1589 года.
В этой ипостаси на протяжении долгого времени, а это без малого 18 лет, Гермоген напряженно работает. При его содействии создается усыпальница для местных священнослужителей, ведется активная популяризация (нередко с применением насилия) христианства среди народов Поволжья. Целыми семьями новообращенные переселялись в специальные поселения под наблюдение русских православных.
Христианство в России насаждалось, мягко говоря, не очень лояльными и гуманными средствами, к непокорным «язычникам» дозволялось применение физических наказаний, колодок и заключения в остроги. В грамоте, датированной январем 1592 года, митрополит излагает патриарху Иову настояние о том, чтобы во всех православных храмах было установлено поминание христиан-мучеников и воинов, сложивших головы при защите Казани в 1552 году.
Отец Гермоген принял участие в церемонии переноса святых мощей Германа Казанского из столицы в город Свияжск, которая состоялась в 1592 году. Рассказ о патриархе Гермогене не будет полным без упоминания о его огромном вкладе в возведение на казанской земле православных храмов и монастырей, о его участии в коронации Бориса Годунова и публичного, с участием огромного количества народа моления у стен Новодевичьего монастыря.
Становление патриархом
В 1605 году русский престол ненадолго занял Лжедмитрий I – прощелыга, выдававший себя за царевича Дмитрия, а на деле являвшийся сбежавшим из Чудова монастыря дьяконом Гришкой Отрепьевым. Митрополит Гермоген был призван новоявленным «государем» ко двору для работы в звании сенатора, но был подвергнут опале из-за того, что потребовал крещения польской любовницы Лжедмитрия Марины Мнишек, прежде чем «государь» на ней женится.
17 мая 1606 года, после недолгого царствования, Лжедмитрий был свергнут с российского трона и его место занял последний из рода Рюриковичей – Василий Шуйский. Одним из первых его решений было низложение патриарха Игнатия (к слову сказать, бывшего польским ставленником) и возведение Митрополита Казанского и Астраханского в сан Патриарха Всероссийского. Патриархи Московские и Всея Руси препятствий этому решению чинить не стали. В этой должности Патриарх Гермоген вел активную церковно-политическую деятельность, направленную на укрепление православия в государстве российском.
Великий ставленник христианской веры, в одиночку противостоящий целому сонму врагов России, Патриарх Гермоген, краткая биография которого не в состоянии вместить описание всей его жизни, великих дел, начинаний, его великой непоколебимой веры в Бога, его неприступную твердость в своих убеждениях, по праву назван историками «твердым алмазом» и «новым пророком» земли русской.
Политическая обстановка в России
Патриарх Гермоген, фото иконы светлейшего:
Политическая обстановка в государстве российском на то время была очень нестабильная. Царский престол переходил из одних рук в другие, с катастрофической скоростью. До тех пор, пока в одну из майский ночей 1606 года высшая боярская знать под предводительством Василия Шуйского (представителя одного из знатных княжеских родов, потомка князей суздальских, последнего представителя рода Рюриковичей) не организовала тайный заговор.
Целью его было низложение с русского престола Лжедмитрия I и возведение на трон Василия Шуйского. Для выполнения этой задачи из всех столичных казематов тайно выпустили заключенных, раздали им оружие, а ранним утром над Москвой разнесся тревожный набат, созывающий народ на Красную площадь.
Русские люди, уставшие от польского гнета, толпой хлынули на улицы города к ожидающим их с оружием боярам. В то время пока огромная, жаждущая крови толпа бросилась на расправу с поляками, основной костяк заговорщиков, во главе с Шуйским, ворвалась в государевы покои и жестоко убили Лжедмитрия I. 1 июня 1606 года Шуйский официально занял российский престол при безоговорочной поддержке русской православной церкви. Для того чтобы окончательно убедить народ в правильности этого решения, Патриархи Московские и Всея Руси дали разрешение на вывоз из Углича в столицу мощей настоящего царевича Дмитрия, которые были выставлены на общее обозрение 3 июня того же года.
Смутные времена
Впрочем, эта мера не принесла должного результата. Не прошло и трех месяцев после описанных событий, как по Руси начал распространяться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что ему якобы удалось вырваться из рук заговорщиков. Вновь недовольно загудела земля русская. Войска, собранные на севере государства отказались подчиняться царю. Один лишь Патриарх Гермоген в смутное время для земли русской остался рядом с помазанником Божьим, царем Василием.
Обстановка вокруг нового российского государя становилась все более неустойчивой, многие поддерживающие Шуйского ранее бояре и духовенство отвернулись от него и только Гермоген, Патриарх Московский, который и сам часто подвергался нападкам и унижениям, продолжал стоически защищать царя. Примером тому может служить инцидент, случившийся зимой 1609 года, когда при попытке низложения Шуйского толпа хлынула в Кремль, чтобы уговорить бояр убрать государя Василия, Патриарх Гермоген был схвачен и препровожден на Лобное место.
И даже сейчас, посреди беснующей толпы этот старец пытался словом Божьим праведным успокоить народ, убедить «не поддаваться на дьявольское соблазнение». На сей раз переворот не увенчался успехом, во многом благодаря мудрости и твердости слова, сказанного патриархом. Но все же порядку трехсот человек предательски удалось сбежать в становище нового самозванца в Тушино.
Перелом в русской Смуте
А между тем в государстве начали происходить события, способствующие изменению течения Смуты. В один из холодных зимних февральских дней 1609 года Василий Шуйский заключает договор со шведским правителем Карлом IX. Отряд шведских воинов был послан в Новгород и отдан под командование племянника царя воеводы Скопина-Шуйского.
Объединенные таким образом русские и шведские военные силы успешно атаковали войско тушинского самозванца, выдворили их с северо-запада России. Подписание Шуйским и Карлом IX договора и вхождение на русскую землю шведских вооруженных сил дало толчок к началу открытых военных наступлений польского короля Сигизмунда на Россию. Осенью того же года польская армия подошла к Смоленску, рассчитывая на легкий захват города. Но не тут-то было!
Смоленск мужественно и доблестно, почти два долгих года, противодействовал натиску поляков. В конце концов, большая часть польской армии перебазировалась из-под Тушина к осажденному Смоленску, а в конце года из Тушина в Калугу сбежал и сам самозванец. Ранней весной 1610 года лагерь бунтовщиков был окончательно разгромлен и уже 12 марта столичный люд с восторгом встречал армию Скопина-Шуйского. Угрозавзятия смутьянами Москвы миновала, что однако совсем не означало окончания войны сразу с двумя агрессорами – затаившимся в Калуге самозванцем и плотно осевшим под Смоленском Сигизмундом.
Положение Шуйского в это время несколько укрепилось, как вдруг скоропостижно умирает его племянник-герой Скопин-Шуйский. Его смерть приводит к поистине катастрофическим событиям. Русская армия, выдвинутая к Смоленску против поляков, под командованием брата государя полностью разгромлена близ села Клушино. Гетман Жолкевский во главе польского войска выступили на Москву и оккупировали Можайск. Самозванец, собрав остатки войска, стремительно двинулся в сторону столицы с юга.
Низложение царя Василия. Опала Патриарха
Все эти фатальные события окончательно решили судьбу Василия Шуйского. В середине лета 1610 года бунтовщики проникли в Кремль, захватили бояр, Патриарх Гермоген с криками о низложении царя, насильно был выведен из Кремля. Безуспешно Владыка Церкви вновь угомонить разбушевавшуюся толпу, в этот раз она его не слышала. Последний царь принадлежавший к древнейшему роду Рюриковичей был низвергнут с престола российского, силой пострижен в монахи и «сослан» в Чудов монастырь, находящийся (до своего разрушения) в восточной части московского кремля на Царской площади.
Гермоген, Патриарх Московский, и сейчас не отрекся от служения Богу и царю Василию, которого несмотря ни на что считал истинным помазанником на российский трон. Пострижения в монахи Шуйского он не признал по причине того, что непременным условием к совершению пострига является произношение слов обета вслух непосредственно тем, кто становится монахом.
В случае с постригом Василия слова отречения от всего мирского произносил князь Тюфякин – один из бунтовщиков, насильно низвергнувший царя с престола. Кстати, Патриарх Гермоген впоследствии именно Тюфякина называл монахом. На низложении Шуйского, по мнению историков, заканчивается государственно-политическая деятельность Владыки и начинается его истовое служение Православию.
Власть в столице полностью захватили бояре. Патриарх впадает в опалу, правительство получившее прозвание «Семибоярщина» глухо ко всем требованиям, инициативам, советам и рекомендациям Гермогена. И все же, несмотря на внезапно оглохших бояр, именно в это время его призывы звучат наиболее громко и твердо, что дает сильнейший толчок к пробуждению России от «дьявольского сна».
Борьба за российский престол
После низложения Василия перед боярами встал наиважнейший вопрос — кого сделать новым царем Руси. Для решения этого вопроса был созван Земский собор, точки зрения на котором между правителями разделились. Гермоген упорствовал во мнении возвращения на престол Василия Шуйского, ну или при невозможности этого на помазании на царство одного из князей Голициных либо сына Митрополита Ростовского малолетнего Михаила Романова.
По наставлению патриарха во всех православных храмах творят молебны к Богу об избирании русского царя. Бояре в свою очередь ратуют за избрание на российский трон сына польского правителя Сигизмунда, царевича Владислава. Поляки казались им наименьшим злом в сравнении с самозваным Лжедмитрием II и его тушинским «войском». Один лишь Патриарх осознавал, насколько гибельным для России будет выбранный боярами путь.
Не слушавшие Гермогена бояре начали вести переговоры с польским правительством. Итогом этих переговоров стало согласие Семибоярщины на помазание королевича Владислава на царствование. И вот тут патриарх проявил всю твердость своего характера. Он выдвинул несколько жестких условий – Владислав не сможет стать русским царем без принятия им православной веры, крещение королевича должно произойти до прибытия того в Москву, венчаться Владислав должен будет только на русской девушке, прекратить все сношения с католическим Папой и католизизмом во всех его проявлениях. Посланные к полякам с этими требованиями послы вернулись без четкого ответа, на что патриарх сказал, что в случае отказа королевича креститься никаких дальнейших переговоров о помазании его на царский престол речи вестись не будет.
Предательство Семибоярщины
Снова к Сигизмунду отправляется посольство во главе с митрополитом Филаретом и князем Голициным с четким наказом от Патриарха настоятельно требовать от Владислава принятия православия. Гермоген благословил послов, дав наказ твердо стоять на этом требовании и не поддаваться ни на какие ухищрения польского короля.
И тут Патриарх подвергся новому удару. 21 сентября, ночью, бояре предательски открыли столичные ворота польскому войску под предводительством гетмана Жолкевского. Владыка пробовал возмутиться этому действию. Но бояре на все негодования ответили патриарху, что нечего церкви вмешиваться в дела мирские. Сигизмунд же решил сам занять русский престол, фактически просто присоединив Русь к Речи Посполитной. Немалое количество бояр пожелало присягнуть на верность польскому королю. В свою очередь российские послы твердо исполняли наказ патриарха, непоколебимо отстаивая государственные интересы государства российского и православного христианства.
В один из дней Владыка Гермаген обратился к русскому народу, увещевая мирян воспротивиться избранию польского правителя царем Руси. Горячая, наполненная праведностью речь патриарха достигла своей цели, нашла отклик в душе русских людей.
Бояре направили очередную грамоту с согласием о взошествии на престол короля Сигизмунда, но из-за отсутствия на ней подписи Светлейшего Патриарха русские послы высказались о том, что испокон веков на земле русской любое дело, государственное ли или мирское, начиналось с совета православного духовенства. И уж коле в нынешние тяжелые времена осталось государство российское без царя, то и быть главным вершителем кроме как патриарху боле некому и без его повеления разрешать какое-либо дело нельзя. Разгневанный Сигизмунд прекратил всякие переговоры, послы вернулись в Москву.
Зимним вечером 1610 года Лжедмитрий II был зверски убит, что вызвало настоящее ликование среди русских людей. Все чаще начали раздаваться призывы к изгнанию поляков из земли русской. До наших дней дошли некоторые свидетельства самих поляков об этом времени. В них говорится о том, что Патриарх Московский секретно распространил по городам наказы, в которых призывает народ сплотиться и скорее выдвигаться к столице для защиты веры христианской православной и изгнания иноземных оккупантов.
Памятник патриарху Гермогену на Красной площади в Москве:
Твердость веры и подвиг Патриарха
И снова к Патриарху Гермогену подкралась угроза. Предатели и польские прихвостни решили отделить патриарха от всего мира, чтобы пресечь донесение воззваний патриарха к народу.
16 января 1611 года в патриарший двор были введены войска, подворье разграблено, а сам Владыка подвергнут унижениям и насмешкам. Но несмотря на практически полную изоляцию, призывы Святителя Русской Православной Церкви распространялись среди народа. Города России, в который уже раз поднялись на защиту государства. Народное ополчение хлынуло к стенам столицы для освобождения ее от польских захватчиков. В феврале 1611 года изменники низложили Патриарха и заточили его в темный каземат Чудова монастыря, где морили голодом и всячески унижали его достоинство.
Владыка Гермоген принял мученическую смерть 17 января 1612 года. Хотя историки и в этом вопросе не имеют единого мнения. По одним свидетельствам, Патриарх умер от голода, по другим — его намеренно отравили угарным газом или жестоко задушили.
Через некоторое время после гибели старца Москва была избавлена от присутствия в ней поляков, а 21 февраля 1613 года российский престол занял Михаил Федорович Романов, за которого Гермоген несомненно молил Господа Бога.
Изначально патриарх был захоронен в Чудовом монастыре. Впоследствии тело Владыки было решено перенести в Успенский собор – пантеон для высшего духовенства московского. При этом выяснилось, что мощи святителя остались нетленны, потому останки не стали спускать в землю. Канонизация патриарха произошла в 1913 году.