В годы перестройки среди многочисленных храмовых зданий, отобранных некогда у церкви и, наконец, возвращённых ей, был и Петропавловский собор города Перми. Удивительный по красоте и являющийся выдающимся памятником русского зодчества, он вновь, как и в прежние годы, стал местом молитвы, покаяния и богомыслия.
Посёлок, ставший городом
В первой четверти XVIII века в месте, где в Каму впадал её приток – река Егошиха, развернулось строительство медеплавильного завода. По его завершении в 1723 году возле только что отстроенных корпусов образовался рабочий посёлок. Поскольку все его жители были людьми православными, то возникла необходимость в храме Божьем. Вскоре посреди посёлка появилась деревянная церковь. Так уж было угодно судьбе, что со временем посёлок разросся и постепенно превратился в город, который назвали Пермь.
Петропавловский собор, построенный рядом с этой деревянной церковкой, стал его первым каменным зданием. К постройке храма побудил жителей пожар, случившийся в 1759 году и уничтоживший большую часть деревянных сельских домов. Несмотря на то, что ранее построенная церковь не пострадала, было решено впредь не искушать судьбу и новый храм возвести из камня. Его торжественное освящение состоялось в 1764 году.
Построенный специально выписанными из столицы мастерами, он поражал своим богатством убранства и архитектурным величием. Собор в Перми по праву считают одним из наиболее ярких памятников храмового зодчества. Пятиглавие и многоярусная колокольня, имеющая характерные очертания, позволяют отнести его к образцам провинциального барокко, столь распространённого в России того периода.
Город, созданный по велению императрицы
В октябре 1781 года прежний рабочий посёлок был официально преобразован в город Пермь. Петропавловский собор стал местом, где был совершён по этому случаю торжественный молебен. После него жители города, возглавляемые духовенством, под звон колоколов обошли крестным ходом все сколько-нибудь значимые городские постройки, останавливаясь возле каждой из них и совершая чин окропления святой водой. Шествие завершило свой путь на соборной площади, где был установлен иллюминированный портрет государыни Екатерины II, по велению которой и была основана Пермь.
Петропавловский собор – духовный центр нового города
Бывший посёлок, ставший по монаршему изволению городом, быстро разрастался. Этому способствовал перевод в него многих административных учреждений и приезд значительного числа чиновников, которые вскоре составили основную часть населения. К концу века Пермская епархия основала в городе пять церквей, среди которых главное место отводилось Петропавловскому собору.
В течение XIX века собор неоднократно реконструировался. В 1801 году над ним был возведён новый купол. Как свидетельствовали современники, по красоте он во многом превосходил прежний. Была дополнена, а местами и полностью изменена внутренняя роспись. Для её исполнения, как в своё время для строительства самого собора, были приглашены мастера из Санкт-Петербурга. На пожертвования благочестивого купца Ф. П. Еремеева установили новую каменную ограду.
Таким образом, соборный комплекс, включавший в себя также и дома клириков, стал не только духовным центром, но и городской достопримечательностью, которой по праву гордилась Пермь. Петропавловский собор занимал видное место и в деле народного просвещения. На средства, собранные его попечителями, в число которых входили многие обеспеченные жители города, была открыта церковноприходская школа, в помещении которой регулярно проводились лекции и публичные чтения.
Закрытие собора
В первые послереволюционные годы благодаря усилиям, которые прилагала Пермская епархия, собор оставался действующим, хотя неоднократно подвергался самому бесцеремонному разграблению. Это происходило и под видом изъятия церковных ценностей в пользу голодающих, и без всякого на то обоснования. Не раз в него проникали и обычные уголовники, которых в те годы расплодилось немало.
Закрытие собора произошло в 1929 году в результате очередной волны антирелигиозной кампании. Была создана так называемая ликвидационная комиссия, в состав которой вошли представители городской администрации и милиции. Чтобы создать видимость демократии и законности, в неё ввели также священника.
Решением комиссии здание собора, а также все постройки, находившиеся на прилегавшей к нему территории, были переданы в ведение коммунального хозяйства. Членам соборной общины отошла лишь сохранившаяся к тому времени часть церковной утвари, которую их обязали незамедлительно перевести в единственную на то время действующую городскую церковь.
Возвращение собора в собственность церкви
На протяжении всего советского периода городские власти пытались использовать здание собора для различных хозяйственных нужд. Однако каждый раз их преследовала неудача, как будто неведомая сила препятствовала поруганию святыни.
В начале девяностых годов в перестроечные процессы была вовлечена и Пермь. Петропавловский собор, адрес которого: ул. Советская, д. 1 — вновь стал собственностью православной общины, и после завершения восстановительных работ в нём возобновились богослужения. Сегодня он вновь является крупнейшим духовным центром, и одним из красивейших зданий города.