Сразу отметим, что с автором этих строк, как и со многими другими людьми в последние десятилетия произошли большие перемены в отношении к Царю – страстотерпцу Николаю второму и его семье. Без всяких усилий с моей стороны рухнули ярлыки, умело внедренные советской школой, и пронесенные по жизни в течение нескольких десятилетий. На их место пришли диаметрально противоположные суждения и оценки. Говоря с близкими на тему как подобное могло произойти почти одномоментно с тысячами наших соотечественников, мы пришли к выводу, что без благодати Духа Святого здесь не обошлось.
Я никогда не занималась, глубоким изучением жизни царской семьи. Как многие другие читала мемуары об Августейшем семействе. Была на месте трагедии в Ганиной Яме и в Алапаевске, не пропускала возможности посетить Ливадию, Царское Село. Знала людей, которые не живут без акафистов Царю-мученику, государыне Александре и их детям. Поэтому на конференцию «100-летие Царской Голгофы» в Переславле-Залесском, организованную по благословению владыки Феодора, правящего архиерея Переславской и Угличской епархии, я попала, может быть, не самым подготовленным слушателем, но все-таки осведомленным. При этом само слово «конференция» не располагало к чему-то уж очень интересному. Я ошиблась. Время изменило эту форму подачи информации. Конференция, круглый стол, обмен мнениями – сейчас уже не важно, как это называется, важно кто, что и как говорит. О царской семье невозможно говорить не то чтобы формально, но даже просто академично. На конференции в Переславле каждый выступающий говорил от сердца, ссылаясь на собственный опыт: как в его жизнь вошел Царь-мученик Николай, его супруга и дети. Почти каждое выступление побуждало к тому, чтобы «взять на карандаш» какой-то посыл и познакомиться с ним поглубже.
Вот те моменты, которые «зацепили» лично меня.
Протоиерей Александр Кривоногов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Переславской епархии, открывая конференцию, пожелал, чтобы Господь через сто лет после тех страшных событий, той жертвы, которую принесли собой царственные страстотерпцы, услышал каждое воздыхание нашего сердца:
— Когда человек имеет упование на Бога, имеет опыт любви Божией, он предает себя воле Божией. Именно таким светильником веры был император Николай второй и его Августейшее семейство. Он выполнил все требования, которые якобы от народа были ему предъявлены. И от имени этого народа в подвале дома Ипатьев без суда и следствия его семью постигла ужасная участь. Каждый человек имеет право осознать приближение своей кончины, помолиться перед смертью. Страстотерпцы были лишены этого. Все это требует от нас осмысление. Именно этому посвящена конференция.
События 1917 года по-прежнему остаются предметом изучений и споров, в том числе, и в церковной среде. Ведь тогда сто лет назад значительная часть православного духовенства поддержала февральскую революцию и Временное правительство. Никто в Русской Церкви, и Синод в частности, не вступился за монархию.
Протоиерей Александр Смирнов зачитал письмо крестьянина Михаила Ефимовича Никонова из Тверской губернии, адресованное Всероссийскому Поместному Собору 1917-1918 гг. Что было ясно простому русскому крестьянину, оказалось недоступно образованным людям. Прочитайте это письмо целиком, его можно найти в интернете. Вот несколько строк:
«Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Отцы духовные, искусившиеся прелестью свободы и равенства, потребовали удалить неугодных им иерархов с занимаемых ими кафедр, а избрать себе по желанию. Псаломщики потребовали такого же равенства, чтобы не подчиняться своим настоятелям.
… Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой Матери нашей Церкви, Отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции. И Святейший Собор укажет своей пастве, кто должен взять кормило правления в великом Государстве…
Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ. Все вышеизложенное, что здесь написал, не мое только личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я».
Протоиерей Александр Смирнов напомнил, что первую подпись под Воззвание Синода о поддержке Временного правительства поставил митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). И именно он стал первым новомучеником, еще раньше Царя. Многие из тех, кто поклонился идолу свободы, искупил это преступление своей кровью, став исповедниками и мучениками.
Московского историка и журналиста Леонида Болотина ведущая конференции игуменья Евстолия представила как человека, который много десятилетий несет службу царской семье. Его собственная история типична. Как и большинство наших современников, он был воспитан в советском духе:
— Пока Господь не призвал, я не слышал Его, — рассказывал Болотин. — В 1986 году вместе с друзьями мы поехали в Псково-Печерскую Лавру. И так получилось, что все мы исповедались у отца Иоанна Крестьянкина. Это была моя первая такая исповедь. Подобного я раньше не слышал. Такое же впечатление было у моих товарищей. В октябрятах был? Был, батюшка. Кайся. В пионерах был? Был, батюшка. Кайся. В мавзолей Ленина ходил? А потом в 90-м году было первое православное патриотическое совещание, в котором приняло участие наше братство «Мученика Царя-Николая». Нас со всего Союза собралось около 60 монархических организаций. Что за организации? По 3-5 человек каждая. Кто дворник, кто военный, кто врач. И нас охватило такое удивительное воодушевление, мы почувствовали действие такой Божией благодати. Ведь люди живут своими заботами, своими страстями. А Господь вдруг посылает им общее единодушие и радость. Было такое чувство, что мы воодушевились, и всю страну воодушевим. И эта Божия благодать нас сплотила в первое организованное движение. Сейчас нас уже достаточно для нашего времени и для настоящего момента. Когда воля Божия соединяется с волей человеческой все возможно.
Заместитель председателя Императорского Палестинского общества Сергей Викторович Забурниягин рассказал, как прошлым летом прошли они крестным ходом по Московской земле и посвятили его столетней годовщине убиения Царственных страстотерпцев. 30 человек прошли 80 километров от с. Тайнинское до Троице-Сергиевой Лавры. А поскольку крестный ход сегодня согласовать со всеми структурами это настоящий подвиг, а к нему крестоходцы оказались не готовы, то шли самостийно, проселочными дорогами и тропами. И 18 июля в день преподобного Сергия под колокольный звон вошли в ворота Лавры:
— Такая радость была. Когда есть зерно, Господь дает силы.
Подмосковный военный городок, где живет Сергей Викторович, имеет такую святыню как копия Годеновского Креста.
— Нам без Креста никак нельзя, — пояснил Забурниягин. – Городок маленький, но рядом находится объект, который отслеживает центральную часть России с точки зрения космической безопасности. Мы ваша крыша. А поэтому те, кто обеспечивают эту крышу, должны сами быть под защитой. Под защитой Божией благодати.
Сложнее всего говорить о событиях столетней давности, о царской Голгофе в школе. Об этом рассказала директор Православной гимназии имени Александра Невского Валентина Кондратьевна Толстова:
— Мы вынуждены говорить так, как заявлено в школьной программе. А там сложно найти оценку деятельности Царя и его семейства со знаком плюс. Редко кто обращается к мнению таких ученых как Менделеев, профессор Обручев, которые дали исчерпывающую характеристику деятельности последнего русского царя. Поэтому нашей задачей было определить те черты личности Николая второго, которые были бы непререкаемы в работе с учащимися. Как он создал свою собственную семью и к какому служению ее готовил. Тематику занятий мы определили в соответствии с возрастом и интересами. Первоклассники узнавали, в какие игрушки играли царские дети. У нас есть целый альбом на эту тему, привезенный из Ливадии. В пятом классе девочки изучают вышивку по рисункам царской семьи, создают семейные альбом Романовых, изучают, что представляла собой каждая личность этой венценосной семьи.
Ученики седьмого класса сделали экспозицию, посвященному последнему пути Николая второго, его супруги и детей из Тобольска в Екатеринбург. На итоговом заседании проекта будут представлены карты, реконструкции костюмов, все, сделанное своими руками. Учащиеся узнали, как воспитывались царские дети, к чему их приучали. Ни на одной фотографии императрицы Александры кроме парадных, мы не видим ее праздной. Она всегда занята каким-то рукоделием. Создавая свои семьи, наши ребята будут следовать примеру семьи последнего русского императора Николая второго.
Запомним фразу Валентины Кондратьевны, что редко кто обращается к мнению таких ученых как Менделеев, профессор Обручев, и исправим эту ошибку. Гениальный русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, бывший не только химиком, но и экономистом, и государственным деятелем, в своем замечательном труде «К познанию России» дал подробную картину российского благополучия. Основываясь на статистических данных Всероссийской переписи населения 1897 г. и на данных статистического комитета, приведенных им в своем отчете «Движение населения Европейской России в 1897 г.» Будем читать.
Таковы мои собственные приобретения от посещения конференции «100-летие Царской Голгофы» в Переславле-Залесском.
Эльвира Меженная