Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества.
С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики — 25 декабря, а православные — 7 января.
На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства — в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.
Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. 1890.
В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю — по Юлианскому.
Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже — протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно — 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.
Развитие иконографии Рождества Христова
Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.
Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г.
Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.
Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх — «небо», центр — «соединение неба и земли», и низ — «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.
Андрей Рублёв. Рождество Христово. 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля.
Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова
Рождество Христово. Икона из пещеры в Вифлееме.
На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.
Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.
Монастырь Ксиропотам. Рождество Христово. Икона 1660 г.
Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: » Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него». Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: «Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу».
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов.
Рождество Христово на полотнах старых мастеров
Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.
Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж.
Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.
Лоренцо Лотто. Рождество Христово.
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов 1570-е годы, Эрмитаж
Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов 1646–1650 годы, Эрмитаж.
Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.
Ян Йост Калькар. Рождество» (Святая ночь) около 1520 года, ГМИИ)
Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.
Мастер из Мулена. Рождество Христово и кардинал Ролен.
Федерико Бароччи. Рождество Христово.
Ханс Бальдунг. Рождество Христово.
Эль Греко. Рождество Христово.
Матис Готхарт Грюневальд. Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово.
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров. 1503.
Джованни Баттиста Ортолано. Рождество.
Джулио Романо. Рождество и поклонение пастухов. 1531-1534.
Доменико Беккафуми. Рождество.
Мастер Луврского Рождества. Рождество.
Рогир ван дер Вейден. Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь). Рождество Христово.