Пост — это в буквальном смысле отказ от пищи. Именно это означают древнееврейские слова צוֹם (цом) и תַּעֲנִית (та‘анит). В христианстве же, в православии, в частности, практика поста понимается более широко, можно даже сказать, что неоднозначно. О том, как соблюдать православный пост, мы и поговорим в этой статье.
Восточный пост как религиозная практика
В традициях Востока трапеза — это веселье, мир, порядок, радость. Невозможно жить обычной жизнью и наслаждаться, когда что-то не так, когда душу гложет какая-то скорбь, угроза, нужда или свершается особое действие Божие. Поэтому отказ от пищи — это есть отказ от собственной жизни, от власти над нею, это приглашение Богу действовать вместо себя. С другой стороны, это также поиск Бога, тоска по нему, а потому отрешенность от земных радостей. Такова суть поста. И, несмотря на века религиозной рефлексии, в принципе, она не изменилась.
Можно вспомнить пророков Моисея, Илию, апостола Павла и самого Христа, которые держали такой пост. Как правильно соблюдать эту форму чисто библейской аскезы, можно поучиться на их примере: уединиться, отказаться от еды, воды и любых развлечений, проводя время в молитвах.
Христианство, будучи библейской религией, поощряет именно такую форму поста, хотя и в несколько измененной форме. Кратко говоря, христиане заменяют полное воздержание от еды более или менее суровым ее ограничением. В результате сложилась целая культура, оформляющая пост. Как правильно соблюдать его, регламентируют специальные правила и уставы, и даже существует постная кухня. Православие здесь — не исключение. Восточная церковь византийской традиции предписывает более сотни постных дней в году, о чем еще будет сказано. Однако смысл православной аскезы гораздо глубже, чем вопрос о том, что едят в пост, а чего не едят.
Пост в Библии
В православии считается, что пост заповедан Богом человечеству еще в раю. В таком ключе истолковывается некоторыми святыми отцами запрет Адаму и Еве вкушать от древа познания добра и зла, о чем повествуется в книге «Бытие».
В целом священное писание евреев и христиан приводит следующие причины назначения общественных постов: семейные скорби (2 кн. Царств 12:16), скорби в церкви (Мф. 9:14-15), грядущие опасности (Есфирь 4:3, 16), общественные бедствия (2 кн. Царств 1:12), при принятии важного решения (Деян. 13:1-3).
Однако единственное прямое повеление Бога о посте в Библии встречается лишь однажды, и касается оно празднования Дня искупления, который приходится на десятое число седьмого месяца по еврейскому календарю (Лев. 16:29-31).
Остальные посты, упоминаемые в Библии, люди назначили себе сами. Существует четыре основных мотива для них:
1. Память о чем-то важном.
2. Покаяние.
3. Поиск благоволения и руководства свыше.
4. Защита.
Дань памяти значительным событиям
В данном случае главной причиной для поста служила необходимость сохранять родовую память о наиболее важных событиях. Яркими иллюстрациями этой практики служат посты в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. 32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24-25; 2 Пар.36; Иер. 52,4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. 36,19; Зах. 7:3).
Ради покаяния в грехах
Очевидно, что покаяние и вымаливание у Бога прощения за содеянные грехи несовместимо с радостью и поисками удовольствия. Поэтому к нему естественным образом присовокупляется пост. Для примера можно вспомнить покаяние евреев в многобожии и поклонении иноземным богам (1Цар.7:3-6), покаяние от лица народа пророка Даниила (Дан.9:3-19), покаяние жителей Ниневии после проповеди пророка Ионы (Ион. 3:6-9). Касательно последнего случая интересно то, что пост был наложен не только на людей, но и на домашний скот.
Поиск благоволения и руководства свыше
В ситуации, когда народ или иное сообщество стояло перед выбором, а правильное решение было неочевидным, часто принималось решение наложить на себя пост, чтобы таким образом испросить подсказки у Бога. Таким образом, например, постились израильтяне перед сражением с коленом Вениамина (Суд. 20:26-28). В целях угождения Богу часто постилась пророчица Анна, о которой повествуется в евангелии от Луки.
Пост ради защиты от врагов
К посту также прибегали, чтобы заручиться защитой Всевышнего от врагов. Человек, соблюдающий пост, приносил его как жертву Богу, рассчитывая в ответ обрести милость и покровительство в противостоянии со своими недругами. Так постились, к примеру, евреи, когда царем Артаксерксом был подписан указ об их истреблении (Есф. 4:3). Очень часто как отдельные личности, так и группы и даже народы постились, прося у Бога защиты от гонителей. Яркая иллюстрация такого поста — это молитва царя Давида (Пс. 108:24).
Время поста в Православии
Для верующих во Христа изначально не существовало никаких специальных постных дней. Члены церкви постились тогда, когда считали это необходимым, так что посты не были регулярной практикой, зависящей от календаря. Со временем, однако, церковная жизнь подверглась формализации. В недельном и годовом круге стали выделяться особые постные дни, в которые каждый год предписывалось поститься всем верующим.
Во-первых, это касается так называемого Великого поста, или святой Четыредесятницы. Данный пост предшествует Пасхе. Также он имеет некоторое отношение к сорокадневному периоду воздержания Христа от пищи и питья, о котором повествуется в Евангелиях.
Другая довольно ранняя христианская практика — это пост по дням (в среду и пятницу). Дело в том, что евреи практиковали воздержание от еды по понедельникам и четвергам. Таков был их обязательный еженедельный пост. Как правильно его соблюдать христианам, которые в то время находились под значительным влиянием синагоги? На этот вопрос отвечали по-разному, но, в конце концов, когда иудеи подвергли христиан проклятью, последние быстро решили для себя, что поститься вместе с неверными они не могут, и перенесли постные дни на среду и пятницу. Формальным поводом для этого послужила необходимость почтить дни предательства и распятия Иисуса Христа. Эта практика очень удачно прижилась. До сих пор пост по дням скорби Христа практикуется в православной церкви. В целом же на сегодняшний день, согласно восточному монашескому уставу, общее число суток в году, в которые предписывается более или менее строгое воздержание, составляет от 178 до 212.
Продолжительность поста в Православии
На страницах Библии мы встречаемся с 1-, 3-, 7-, 21- и 40-дневными постами. В большинстве повествований о посте ничего не говорится о его продолжительности. В православии существует множество однодневных постов и четыре многодневных. Продолжительность одного из них, приуроченного ко дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, изменяется год от года в зависимости от даты Пасхи. Воздержание на несколько часов, которое распространено в католической церкви, в православии не практикуется.
Православные праздники и посты
Большинство постов в православии играют подготовительную роль перед тем или иным праздником. О Пасхе и дне памяти апостолов Петра и Павла уже было сказано выше. Подобным образом дело обстоит с Крещением Господним, Успением и Рождеством Христовым.
Неугодный Богу пост
Отвечая на вопросы о том, что такое пост, как правильно соблюдать его, зачем он нужен, нельзя не коснуться темы неугодного поста. В Библии есть такие, например, воздержание от пищи царя Саула, от которого отвернулся Бог (1 Цар. 28:20). О том же повествуется в книге Деяний апостолов, когда рассказывается об иудеях, наложивших на себя обет не есть и не пить до того времени, пока не убьют апостола Павла.
В целом можно сказать, что пост неугоден Господу тогда, когда на фоне воздержания в пище человек не воздерживается в грехах. Другая причина, почему аскеза может быть не принята Богом, состоит в том, что она заключается в снискании благоволения на дурное дело. Но последний мотив очень редко применим к современной церковной действительности. Дело в том, что с развитием общецерковных постов практика личного, спонтанного однократного наложения на себя поста практически сошла на нет в православии, сохраняясь лишь в протестантстве.
Также нужно коснуться темы законничества, то есть чисто формального соблюдения ограничений. Об этой порочной практике упоминали и ветхозаветные пророки, и сам Христос, когда ему задали вопрос про пост. Как правильно соблюдать его, согласно Спасителю? Не принимать унылый вид, не демонстрировать окружающим свое положение, чтобы пост оставался, по возможности, втайне от людей, будучи посвящен одному Богу. К сожалению, словам основателя христианства вняли не все его последователи.
Надо сказать, что в современном православии большинство верующих не практикует пост в качестве духовного упражнения. Для большинства из них, включая духовенство, это просто время запретов, когда определенные продукты не разрешены к употреблению. Таким образом, второстепенный вопрос о том, что едят в пост, а чего не едят, становится главным, а зачастую единственным содержанием этой древней аскетической практики.
Еще один грех, обесценивающий пост, — гордыня. Другими словами, не считается духовно полезной практикой такая аскеза, которая заставляет человека считать себя праведнее остальных.