Как регламентируется деятельность священнослужителей?
Деятельность религиозных организаций (объединений) в России в основном регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также подпадает под действие иных законов (Трудового кодекса и т.д.), однако статус священнослужителя четко не определен ни в одном из них, как и понятие религиозная деятельность.
В Постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 41-22 от 28.11.2014 священнослужитель назван лицом, которое уполномочено религиозной организацией (объединением) на духовное, проповедническое служение. Статус священнослужителя может более четко определяться в Уставе религиозной организации. Закон «О свободе совести…» выделяет священнослужителей среди прочих работников религиозной организации, устанавливая, что они наравне подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению (ст. 24 Закона «О свободе совести…»).
Обтекаемые формулировки в законе обусловлены конфессиональными особенностями религиозных организаций. Так, некоторые из них считают возможным заключать трудовые договоры со священнослужителями, ставя их в положение наемных работников, а другие организации этого не делают. Для случаев, когда священнослужитель осуществляет деятельность без трудового договора и на него не распространяются соответствующие гарантии, были предусмотрены нормы трудовых правоотношений в религиозных организациях не только в ст. 24 Закона «О свободе совести…», но и в других нормативно-правовых актах. Неоформленный священнослужитель получает за свою деятельность деньги не в качестве зарплаты, а в дар, либо как «благотворительную помощь» или «пожертвование». Рекомендации по распределению денежного содержания даны, например, в Положении о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей (принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года). Денежное содержание облагается НДФЛ по ставке 13 % (поскольку не входит в перечень ст. 217 НК) и страховыми взносами.
В случае возникновения споров по выплате денежного содержания или лишения сана и увольнения, священнослужитель без трудового договора может решить их обратившись только к духовным властям, но не в светские учреждения (Комиссия по трудовым спорам, прокуратура, суд). Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» установлено, что священнослужителям в общем порядке оформляется больничный. При определении статуса священнослужителя также важно отличать религиозную организацию, которая является юрлицом, от религиозной группы (см. ст. 7 Закона «О свободе совести…»), которая не обладает правами и обязанностями юридического лица.
Как решаются финансовые вопросы священнослужителей?
Религиозные организации действуют на основании своих внутренних уставов, не противоречащих закону. В уставе могут содержаться условия деятельности священнослужителей, а также требования к ним (ч. 5 ст. 24 Закона «О свободе совести…»). С начисляемых священнослужителю в качестве зарплаты или денежного содержания сумм организация уплачивает подоходный налог, а также страховые пенсионные и социальные взносы (ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), взносы на медицинское страхование, которые в отношении работающих в религиозных организациях, проживающих на территории культовых зданий, а также священнослужителей должны осуществляться наравне с другими гражданами (Письмо ФФОМС от 30 августа 2000 года N 4081/30-3/и ).
В сумме тариф страховых взносов, выплачиваемых религиозной организаций, составляет 30% от зарплатного фонда священнослужителей. Пенсионный фонд письмом от 18.04.2005 г. «Об оценке пенсионных прав граждан — из числа священнослужителей» разъяснил своим территориальным отделениям, что они вправе подтвердить стаж лиц, участвующих в религиозных обрядах, обратившись в Епархиальные управления (см. также Соглашение о сотрудничестве между Пенсионным фондом РФ и Московской Патриархией РПЦ от 2 февраля 2004 г.).
Как платят налоги и отчитываются о расходах религиозные организации?
Форма отчётности, предусмотренная для религиозных объединений, упрощена и предусматривает отчётность только по четырём статьям (см. Приказ Минюста РФ от 29 марта 2010 г. N 72 ):
основные виды деятельности в соответствии с уставом;источники формирования имущества;сведения о расходовании денежных средств;сведения об использовании иного имущества.Налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций, а именно, освобождает их от уплаты следующих налогов:на земельные участки, на которых находятся зданиями религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);на имущество, используемое для религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ);на прибыль с доходов от совершения религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (пп. 27 п. 1 ст. 251 РФ) (за 2014 год по данным ФНС РФ такие доходы РПЦ составили 5,6 млрд рублей).
При определении предмета налогообложения могут возникать споры относительно того, является ли деятельность, для которой используется имущество, религиозной. Например, известны споры религиозных организаций с налоговыми органами о том, может ли автомобиль, принадлежащий такой организации, облагаться налогом на имущество, если используется священнослужителем для поездок с целью совершения религиозных обрядов в домах верующих. Также и жилые помещения, используемые для проживания священнослужителей, могут освобождаться от налога, если в них также совершаются религиозные обряды и церемонии. Так, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 28.05.2007 по делу № А60–5394/2007-С8 указал, что п. 2 ст. 17 допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности, и не принял доводы налогового органа, что от налога на имущество освобождаются только объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений и пр.