Христианство – самая распространенная и вместе с тем самая загадочная религия. Во многих других богословских системах все понятно, все объяснимо, а в православии центральное учение Церкви о Троице совершенно непонятно. Что же такое Пресвятая Троица? И как понять, что все три лица Божества едины, но не сливаются в одну личность.
Если спросить любого православного об этом, он пожмет плечами: не знаю. Причем это незнание не постыдно. Человек не может знать и понимать тайну Троицы, это не доступно человеческому разуму. Пресвятая Троица описана в богословской литературе несколькими словами с частицей «не» вначале. Итак, Троица «неслиянна», но и «нераздельна». Она и не одно Существо, но и не три отдельных Существа, не три бога. Логическому объяснению подобное сочетание не поддается, поэтому, говоря о Троице, часто используют аналогии. Например, Троицу часто сравнивают с солнцем. Солнце — это свет, тепло и само солнце. Эти понятия, субстанции различны, каждый может почувствовать тепло, но не видеть свет, видеть свет, но тепла не ощущать (зимой), но все же все они неотделимы друг от друга. Понять, что такое Пресвятая Троица, на таком примере, конечно, невозможно, но он дает какое-то смутное представление об этой тайне.
Странно ли, что миллионы верующих во всем мире активно пользуются совершенно недоступным уму понятием? Молитва Троице входит в ежедневное правило, храм Пресвятой Троицы – традиционное украшение сел и городов, на аналое лежит икона Пресвятой Троицы. Кажется, что надо не уважать себя, чтобы говорить о том, чего не понимаешь. На самом деле верующие воспринимают это несколько иначе. Таинственность учения о Троице и некоторых других догматических моментах говорит лишь о том, что вера христианская не придумана людьми, она выше человеческого понимания, а значит, божественного происхождения. Придумать и изобрести можно только что-то понятное и доступное, а не наоборот. Поэтому таинственность учения о Боге доказывает происхождение христианской веры свыше.
Все святыни в христианстве могут быть изображены. Уж если Христос родился и ходил по земле, значит, его можно нарисовать. Ангелы являлись Богородице и Святым, значит и они доступны изображению. Все святые, ангелы и даже Сам Господь изображается на иконах. Есть только одно исключение: Пресвятая Троица. Действительно, ведь Троицу никто никогда не видел, значит изобразить нельзя. Причем если третье Лицо Троицы – Дух Святой — еще можно представить в виде голубя, то Бога Отца никто не видел никогда. Его, правда, все равно рисуют в виде старца рядом с молодым сыном, но такое изображение совершенно неканонично, то есть не признается за правильное.
Есть, правда, одно каноничное изображение Троицы. Это Пресвятая Троица – икона Андрея Рублева. Монах Андрей изобразил трех ангелов, которые пришли к Моисею. Считается, что в виде этих ангелов приходил именно Бог. Но что же такого гениального в его иконе?
Нарисовано, конечно, красиво, но есть и более впечатляющие иконы, а известна именно эта. Дело здесь совсем не в искусстве масляного письма. Икона «Троица» знаменита своим содержанием. Перед молящимся божественный совет в недрах Пресвятой Троицы еще до воплощения Христова. Бог Отец смотрит на Сына, а Сын смотрит на небольшую чашу на столе. Это беседа об искуплении человека, о будущих страданиях, о причащении. Вот именно этой смысловой наполненностью и известна икона Троицы.