ПРОЕКТ «ПРИРОДА УМА»

Должно быть, истинно то универсальное утверждение, согласно которому, за все время размышлений человека о мире, события, имевшие наиболее далеко идущие последствия, часто происходили в моменты взаимодействия двух различных систем мышления. Последние могли принадлежать к  совершенно различным эпохам, религиозным и культурным традициям и областям знания; поэтому если они действительно взаимодействовали, то есть имели столько общего,что стало возможным их подлинное взаимодействие, от этого можно было ожидать новых и интересных событий.

(Фритьоф Капра «Дао физики»)

Встреча новосибирских ученых и врачей с доктором тибетской медицины и философии Ринчен Тензином Ринпоче

В феврале 2020 г. Новосибирск посетит известный врач тибетской медицины, доктор философии Ринчен Тензин Ринпоче. В рамках проекта «Природа ума» он примет участие в круглом столе-встрече с новосибирскими медиками, психологами и студентами. По просьбе инициативной группы ученых из новосибирского Академгородка темой обсуждения станут «Вопросы и методы исследования посмертных состояний». Участникам и слушателям встречи будут кратко представлены современные научные подходы в изучении этой темы, исследования в области реаниматологии, психологии и т.д., а гость расскажет о древнейших методах и знаниях тибетской медицины, в частности о феномене посмертной медитации «тугдам».

Будут также рассмотрены вопросы:

— Как смерть воспринимается в тибетской культуре, что происходит с сознанием в момент смерти и на разных стадиях посмертных состояний.

— Каким образом изучаются эти состояния, на что опираются эти знания.

— Что можно сделать для облегчения страданий/перехода сознания.

— Могут ли быть применимы эти методы в нашей жизни, в существующей врачебной практике и т.д.

Ринчен Тензин Ринпоче монах, геше тибетской традиции Юнгдрунг Бон, практикующий врач тибетской медицины. На протяжении многих лет живет и работает в России. Знакомство с нашей культурой позволяет ему ориентироваться в своих выступлениях и лекциях на наш менталитет, объясняя многие аспекты буддийской философии и практики более доступно. От лица современной медицины свое согласие в качестве спикера дал доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии НГМУ, главный детский анестезиолог-реаниматолог НСО, куратор отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, куратор реанимации детского отделения и реанимации ожоговой травмы, врач анестезиолог-реаниматолог Шмаков Алексей Николаевич.

Краткая справка о проекте «Природа ума»

Проект «Природа ума» (http://prirodauma.ru/) был создан в 2016 году в городе Новосибирск. Главная задача проекта – объединение усилий в изучении Сознания человека, его внутренней сути с различных позиций общекультурного наследия: науки, искусства, религий.

Сознание — одна из самых великих тайн. Мы ежедневно пользуемся этим удивительным инструментом для познания окружающего Мира и при этом слабо понимаем, как этот инструмент устроен, по каким законам работает. Современной наукой признано, что когнитивные процессы являются основополагающими для нашего существования. Через познание самого себя, своего внутреннего Мира, мы познаем окружающий Мир, и, наоборот, через познание внешнего Мира мы начинаем лучше понимать свой Мир внутренний и его потребности. Это творческий процесс во всех смыслах.

Проект ставит своей целью знакомство как с передовыми научными исследованиями в нейрофизиологии, психологии, медицине и т.д., так и переосмысление тысячелетнего опыта разных культур. Взаимное обогащение идеями и методами через создание общего пространства, творческой площадки обсуждения аспектов и граней природы Ума для практического применения этих знаний и методов в современной жизни.

Краткая справка о Ринчене Тензине Ринпоче

Досточтимый геше Пула Дракьюнг Ринчен Тензин родился в 1969 году в области Кхам восточного Тибета в роду Кьюнгпо, который известен как род йогинов. Также в этой семье из поколения в поколение должным образом изучаются и практикуются традиции тибетской науки излечения: медицины Шанг Шунга, двух трактатов Джуд-Ши и Бум-Ши, объяснения этих медицинских текстов и тайные устные наставления.

В 1993 году в возрасте двадцати пяти лет Ринчен Тензин поступил в монастырь Пал Шентен Менри Шедруб Дуде. Где изучал буддийскую философию и медицину.

C 2004 по 2007 год Ринчен Тензин являлся представителем врачей, практикующих медицину по трактату Бум-Ши в высшем сообществе врачей тибетской медицины в изгнании, и ежедневно читал лекции по ритуалам и практикам медицины и астрологии, а также по гуманитарным наукам.

В 2008 году в возрасте сорока лет Ринчен Тензин получил звание геше (доктор философии).

Начиная с 2008 года и до 2012 года в Индии в монастыре Менри Ринчен Тензин Римпоче преподавал ученикам особые обширные тексты по философии и обычные тексты по медицине, астрологии, грамматике и прочие, а также обучал практикам и ритуалам. В это же время он посещал Россию, где давал учения по Дхарме, вел прием пациентов. Те небольшие подношения, которые получал, главным образом передавал на восстановление монастыря Пула.

В 2012 году в октябре в Москве с помощью спонсоров он основал Школу медицинской науки Шанг Шунг и Тибета / Шангпё Сориг Депхен Лоблинг, где преподавание ведется по двум основным медицинским трактатам: Бум-Ши и Джуд-Ши. До настоящего времени бесплатно читает лекции по медицине пять дней в неделю, совершая подношение учения, также временами принимает пациентов.

Осенью 2014 года геше Ринчен Тензин организовал Школу Тантры и Дзогчен «Чистые земли».

Пояснительная записка к теме “Исследование посмертных состояний”

Реаниматология относительно молодая наука, она начала зарождаться в сороковых годах прошлого века, благодаря исследованиям Брюхоненко С.С. и Неговского А.В. [1]. Отделение реаниматологии от танатологии (науке о смерти), произошло в 1961 году [1]. В области реаниматологии уже накоплен большой опыт, который позволяет вернуть к жизни людей, находящихся в критической ситуации, на грани между жизнью и смертью.

В основе действий комплекса реанимационных мероприятий лежит понимание стадий процесса смерти. В России принято использовать в классификацию, разработанную академиком РАМН Неговским А.В.. Согласно этой классификации процессе смерти делится на основные 4 стадии: предагония с терминальной паузой, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Первые 2 стадии являются обратимыми с полным восстановлением функциональности организма. Стадия номер 3 является частично обратимой, человека все еще можно вернуть к жизни, но при этом часть функций организма не будут работать в полном объеме, то есть будут частично потеряны.

Считается, что биологическая смерть наступает сразу после клинической, но при этом достоверные признаки биологической смерти — трупный запах и окоченение — наступают только через несколько часов. Эта величина может быть и больше и, считается, что она зависит от ряда внешних факторов.

В понимании процессов рождения и смерти еще много темных пятен. В частности, современные научные представления не могут объяснить феномены посмертной медитации (тукдам) [3] и случай ламы Итигэлова [4].

Буддизм имеет ответы на эти вопросы. В буддизме выделяется 8 основных стадий процесса смерти. В работе [5] сделана попытка сравнения представлений реаниматологии и буддизма. Несмотря на то, что эти представления описывают один и тот же по времени процесс смерти, однозначно стыкуются только 2 момента: начало предагонии, когда проявляется спутанное состояние сознания, и момент клинической смерти, когда нет пульса, дыхания, мозговой активности. А вот порядок угасания чувств разный. В реаниматологии сначала обоняние, потом слух, а в буддизме наоборот.

Научные исследования буддийских представлений о смерти могли бы вывести современную медицину на качественно новый уровень понимания процессов смерти.

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Реаниматология

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смерть

3. Чего мы не знаем о возможностях живой ткани: Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова // http://scifacets.ru/science-articles/19/chego-my-ne-z..

4. Тукдам — медитация после смерти. Часть 1: случаи из жизни // http://scifacets.ru/science-articles/20/tukdam-medita..

5. Тукдам — медитация после смерти. Часть 3: буддийские представления о процессе смерти // http://scifacets.ru/science-articles/22/tukdam-medita..

6. Проект «Природа ума» //

————————————————-

http://prirodauma.ru/

Виктор Танюкевич

Оцените статью
Добавить комментарий