Святой пророк Аввакум был восьмым из 12 малых пророков (малых не потому, что они менее значимы, а просто потому, что их книги меньше по объему, чем произведения великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).
Имя «Аввакум» в переводе с еврейского означает – любовь Божия, или обнимающий, обхватывающий, сильный борец, подвижник.
Родиной пророка Аввакума было небольшое селение Вифзахир (Вифхозир), иначе называемое Бетзохар. Он был сыном Асафата и происходил из колена Симеонова.
Местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим. Время его служения около 650 года до Р.X. в эпоху нечестивых иудейских царей Манассии и его сына Амона. Манассия совершал множество беззаконий и убийств невинных людей, убил он и пророка Исайю. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа, сын же Манассии Амон еще больше соблазнил иудеев идолопоклонством.
Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство оказалось на грани банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме, сохранила независимость.
По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, — а именно, разрушение храма и самого Иерусалима халдеями, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину.
Храм Божий всё ещё возносился над непокорённым Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божия. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили Закон Божий. Но на поверку всё было не так благочинно. По выражению современника Аввакума пророка Иеремии «Бог был близок на устах людей, но страшно далёк от сердец их».
Иными словами, в последние дни Южного царства его жители преуспевали в религиозных беседах о Господе. Однако искренняя, богоугодная вера стала редкостью. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный «плод». Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали «неугодное в очах Господних во всём», а простой народ, не задумываясь, следовал пагубному примеру своих духовно слепых вождей.
Пророк Аввакум видел всё это, и ему было нестерпимо больно. Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально кричал свою молитву Господу: «Для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстаёт вражда и поднимется раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет…» (Авв. 1:3-4).
Пророк поднимает один из самых мучительных для религиозного сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире?
Прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», которому будет дано попирать царей и разрушать крепости. По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное Царство, разорить Святой Град и разрушить Иерусалимский храм.
Аввакум впал в ещё большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были много хуже! Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления, и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель?
Пророк мучительно и неотступно ждет ответа: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей». (Воин, стоящий на страже и внимательно вглядывающийся в темноту, не имеющий права ни на мгновение ослабить бдительность, — поразительный поэтический образ, показывающий неутолимую жажду, присущую человеку, встретиться с Богом лицом к лицу, найти выход из трагических противоречий бытия. Об этой «божественной страже» поется в гениальном пасхальном каноне, Иоанна Дамаскина, самом важном и прекрасном за весь церковный год: «На божественной страже богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».)
И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». В этих словах заключена сама суть книги. Зло порождается злом. Род человеческий пожинает то, что посеял сам. Но это не значит, что Промысл Божий бездействует. Он непостижимым образом ведет людей через страдания к высшей цели. Человек не может охватить разумом всю необъятность путей Сущего. Бог лишь ждет от верных полного доверия к Себе. В бурях жизни сможет устоять только тот, кто сохранил веру. Уповающие на силу, на идолов, не верящие в нравственный миропорядок будут посрамлены. Рухнут грады, построенные «на крови», восторжествует правда Божья: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море».
В конце концов, надменные халдеи, преклоняющиеся пред идолом своей военной мощи, будут жестоко наказаны. Настанет время, и народ этот почти полностью исчезнет с лица земли. А люди праведные, всем сердцем уповающие на Господа, верующие в Него — они выживут! Разумение Божие превыше разумения человеческого.
Когда вавилонский царь Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине (на границе с Египтом) и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
Вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н. э. захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.
По удалении Халдеев, Аввакум возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды во время жатвы пророк Аввакум сварил похлёбку, накрошил в него хлеба и отправился в поле, чтобы накормить обедом жнецов. По дороге он встретил Ангела Господня, который сказал ему: «Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.» В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых вавилонян, был ввергнут в львиный ров. Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу: «Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.» Тогда Ангел Господень силою своего духа мгновенно перенес Аввакума в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. И воззвал Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.» И сказал Даниил: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». Таким образом, гонимый пророк утолил голод пищей, которая предназначалась для жнецов. А Ангел Господень мгновенно возвратил Аввакума на то место, откуда его взял. Этим чудом Бог открыл Аввакуму, что иудейский народ возвратится из плена Вавилонского.
Но сам Аввакум не дожил до того. Он умер в старости и был с честью погребен на собственном поле.
Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).
Книга пророка Аввакума
Пророк Аввакум оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав. Его богодухновенная книга уникальна тем, что в ней записан откровенный разговор между искренне верующим человеком и Богом. Это не монолог (как это было у других ветхозаветных пророков), но диалог.
Книга Аввакума состоит из двух частей:
Первая часть книги — 1-я и 2-я глава, представляют собой диалог между Аввакумом и Богом. Пророк размышляет о причине страданий и зла и вопрошает Бога о насилии и несправедливости и задает Господу вопрос о причинах Его безучастности (Авв. 1:2). Бог отвечает, что орудием наказания будут халдеи, которые опустошат Иудею и будут судьёй народу Божьему (Авв. 1:5). Халдеи представлены как народ могущественный, но нечестивый. Особенно указывается на то, что они поклоняются своей силе (Авв. 1:11), которая на самом деле является даром Бога, а не их достижением. Такой выбор судьи шокирует пророка, зачем нужно нашествие нечестивых, которые не знают Бога. Всё-таки израильтяне немного праведнее халдеев (Авв. 1:13).
Пророк с трепетом и нетерпением ожидает ответа (Авв. 2:1). Бог отвечает: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Такой ответ не объясняет причин решения Бога, а даёт универсальное правило жизни людей верующих в Бога.
Вторая часть второй главы представляет собой пророчество об участи надменных, жестоких и нечестивых поработителей. Оно исходит от Бога и имеет достаточно язвительный характер. Основное содержание: Бог управляет человеческой историей, идолопоклонство является тяжким грехом.
Вторая часть книги — 3-я глава, представляющая собой псалом восхваления Бога. Псалом — пример истинной радости в Боге, это псалом абсолютной веры в Бога (Авв. 3:17-18).
В завершающем книгу псалме рисуется грозное Богоявление, описанное как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю праведник спасается от отчаяния, живет верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово. Если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то пророк Аввакум поднимается на новую ступень духовного сознания. Жизнь для него не в этих знаках, а в Самом Господе, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
Это сказано еще до того, как была открыта тайна воскресения и вечной жизни. Поэтому несокрушимая вера Аввакума приобретает характер героического самоотречения ради любви к Господу.
Значение книги пророчеств Аввакума
Вера Аввакума послужила исходной точкой для учения апостола Павла о спасающей вере в Иисуса Христа.
Для понимания связи обоих Заветов следует подчеркнуть, что евр. слово אמונה, ЭМУНА́ (Вера) означает не просто убеждение, а верность, преданность, доверие (от евр. אמון, АМУ́Н — надежный, ср. евр. аме́н — верно, церк. слав. — аминь). Эта верность-доверие есть главное средство для единения с Богом как в Ветхом, так и в Новом Завете. Вера дает жизнь. В широком понимании она есть не только жизнь века сего, но и жизнь вечная.
В заключительной главе своей книги пророк поясняет о какой вере в данном случае идет речь: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»
Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет воскресения Христова, «просвещающий всех», который и воспевается Иоанном Дамаскиным. Именно вера в Спасителя человечества, Иисуса Христа, Мессию, во времена Аввакума только ожидаемого, а для нас уже явившегося, — то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. Это самое важное в пророчестве Аввакума.
Святая Церковь под горою приосененною (Фаран) разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом.
Ввиду такого ясного мессианского значения пророчеств Аввакума Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого» (пасхальный канон, песнь 4-я, ирмос).
Молитвенная песнь пророка Аввакума служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на Него.
«Господи, услышал слух Твой и убояхся.»«Покрыло небеса величие Его.»«Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанная Твоя, пришел еси.»
Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).
Память пророка Аввакума празднуется в Христианской Православной Церкви 2 (15) декабря.
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 8
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме Богоглаголиве, и на Божественной страже предстоянием слышания от светоносна Ангела Христово Воскресение возвестил еси миру; сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.