25 октября 2016 г. в рамках VII Международного фестиваля «Вера и Слово» состоялся просмотр нового фильма известного режиссера Николая Николаевича Досталя «Монах и бес». Необходимо отметить, что недавно этот фильм завоевал гран-при XIV фестиваля православного кино «Покров» в Киеве.
Делегатам фестиваля свою кинокартину презентовал сам режиссер, после чего начался творческий вечер и обсуждение фильма.
Николай Николаевич рассказал об истории создания фильма с момента написания сценария, подбора актеров и мест для съемок вплоть до его выхода на большой экран. Cценарий фильма был написан Юрием Николаевичем Арабовым. Основные съемки проходили в Кирилло-Белозерском монастыре-заповеднике и в Крыму; короткие эпизоды снимались на Мертвом море и в Петре.
Идея создания кинокартины «Монах и бес» родилась еще во время работы над многосерийным фильмом «Раскол». Как вспоминает Николай Николаевич Досталь: «съемки проходили рядом с Нило-Сорской пустынью, а Нил Сорский это для меня один из самых-самых святых. И стал я читать там о монахах этой пустыни. Был монах такой Иван Семенович Шапочник, рясофор, убогий, хромал, большой праведник, кого-то лечил и как-то излечивал, жил на кухне и даже потом о нем рассказывали его монахи-соседи, что-то там, на кухне, шум, грохот бывает, что-то происходит… потом утром выходит Иван в царапинах. В житии не сказано, что он воевал с бесами, но тем не менее так можно подумать. И вот запал мне этот образ. После «Раскола» меня пригласили в Великий Новгород, пригласили старообрядцы. Там я пришел в Софийский Собор, где лежат мощи Иоанна Новгородского. В его жизнеописании сказано, как будучи простым монахом он поймал беса, тот взмолился, мол, отпусти, отпусти. Иоанн же ответил, что отпущу, если доставишь меня ко гробу Господнему в Иерусалим. Слетали они за один день туда и обратно, но после бес начал подкидывать в келию всякие компроматы – то белье, то брошку. Братья нашла непотребство, схватила Иоанна, связала, привязала к плоту и отправила по реке, а он поплыл против течения. Монахи бросились на колени – чудо! Вернули его в монастырь, и со временем он стал архимандритом, посмертно был прославлен в лике святых. И эти два Иоанна — Иван Семенович Шапочник с XIX-го века и Иоанн Новгородский XII века – зацепили меня очень и как-то образ сросся».
Как и следовало ожидать, реакция на фильм, поднимающий столь важные и сложные вопросы, и раскрывающий их в довольно оригинальной форме, не была однозначной. Мнения зрителей разделились и тем более интересной и оживленной была дискуссия.
В ходе длительного обсуждения удалось выяснить мнение самого режиссера о его творении, жанр которого он сам определяет как трагикомедия:
«Мой фильм о любви. О любви к ближним и дальним, о любви к врагам. Вот про это кино. Хочу рассказать одну притчу, это тоже ключик к фильму. Монах приходит в келью после трудов, устал, думает как бы прилечь на кушетку скорее и отдохнуть. Смотрит, а на кушетке лежит черт… Думает, тоже небось устал бедолага. И лег под кушетку. И как только он лег, черт пулей вылетел из келии. Вот подумайте об этом».
Следует отметить, что вышедшая на экраны картина, соответствует первоначальному замыслу ее создателей и даже ее рабочее название «Монах и бес» в результате осталось без изменений.
«Этот фильм, несмотря на многие проблемы, удалось сделать именно таким, как хотелось. Его ни в коем случае нельзя воспринимать как фильм о Православии, превращать в штамп и вешать очередной ярлык «Православное кино». После этого Николай Николаевич добавил, что «каждый должен после просмотра сам для себя решить, о чем этот фильм и какие проблемы он поднимает, на какие вопросы призван ответить».
В завершение творческого вечера все присутствовавшие поблагодарили известного режиссера и пожелали ему творческих успехов.
Пресс-служба Переславской епархии
Фото: Кудрявцев Михаил