Рай… Что такое слово означало в прошлом и имеет ли оно смысл для современного человека? Чем можно счесть представления о рае? Это пережитки прошлого или же знак устремления в будущее? Кто его достоин и кто может туда попасть? Все ли религии имеют понятие о рае? Кратко мы попробуем разобраться в этих сложных вопросах.
Древний мир
Некоторые ученые считают, что представления о будущей жизни, которая настанет после смерти, были еще у первобытных людей. Об этом свидетельствуют многие их захоронения. В могилы часто клали то, в чем, как считалось, может нуждаться человек после смерти. Античные народы и древние племена, населявшие Европу, тоже знали о том, что такое рай. Елисейские поля блаженных (или Элизиум) – это место, где всегда царит весна, веет легкий ветерок и нет никаких печалей. Однако попадают туда не все, а только герои и те, кто имел личные связи с богами. Только в поздней античности появилась идея о том, что посвященные и праведные люди могут попасть в это приятное место.
Другие представления о вечной жизни в многобожии
Скандинавская Вальхалла – это рай для воинов, которые геройски пали в бою. Днем они пируют в небесных чертогах, а по ночам их ублажают божественные девы. Но самыми яркими красками описан рай у древних египтян. После того как душа ответит за все свои грехи на суде Осириса и будет допущена к вечной жизни, она вступает в так называемые поля Иару. Если посмотреть на фрески в древнеегипетских гробницах, можно убедиться, что тогдашние верующие смотрели на смерть с надеждой, не как на прекращение существования, а как на врата в другую, лучшую жизнь. Прекрасные цветы и изящные юноши и девушки, вкусная и обильная еда и изумительные сады – все это можно увидеть на старинных искусных росписях.
Эдем
В иудаизме существовало другое понятие о том, что такое рай. Библейские мифы повествуют о блаженном саде Эдеме, в котором обитали первые люди. Но главным условием их счастья было незнание. Вкусив плоды, которые позволяли различать добро и зло, люди утратили первичную невинность. Они были изгнаны из рая, вынуждены были жить в мире, где господствует смерть и грех. В Эдем невозможно возвратиться, он недоступен для человека, обладающего знанием. Это утраченный рай. Его концепция подверглась критике как со стороны античных философов, так и гностиков, которые писали о том, что настоящая свобода состоит не в том, чтобы сознательно слушаться запретов, а в том, чтобы делать все, что хочешь. Тогда это и будет рай.
Ислам
В этой религии тоже есть представление о вечной жизни для блаженных. Она ожидает тех, кто соблюдал все запреты и предписания Аллаха, был ему верным и послушным. Что такое рай в исламе? Это множество прекрасных садов с красивыми водоемами и различными удовольствиями. Критики мусульманства заявляют, что образы рая в Коране слишком плотские, но исламские богословы, особенно современные, уверяют, что описанные там представления являются символами, приближенными к человеческому восприятию счастья. На самом деле райскую жизнь невозможно описать обычными словами. Главная радость жителей небес – это созерцание Бога.
Буддизм
В этой религии рай – не конечная цель существования, а этап пути к наивысшему просветлению. Это земля вечной радости, где все, кто призывал Будду, возрождаются, чтобы вкушать блаженство. Передохнув, они будут готовы следовать за Учителем дальше. Большинство течений буддизма признают, что эта земля находится на западе. Сам основатель религии дал обет не достигать Нирваны до тех пор, пока все существа, которые попали в это место, не устремятся к окончательному просветлению. Наибольший вес представлениям о рае придает японская ветвь буддизма Махаяны – амидизм. Другие течения как Большой, так и Малой колесницы преимущественно учат тому, как достичь нирваны, а многие из них не слишком обращают внимание на эту промежуточную стадию. Рай в душе – это главное, что должно сопутствовать человеку, решившему отказаться от желаний и тем самым преодолеть страдания.
«Небеса обетованные», или Возвращенный рай
Для парадигмы христианства характерно понятие вновь обретенной для человека возможности вечной жизни, которая пришла благодаря Спасителю. Это не тот рай, который был вначале, не единство совершенной Вселенной, где все «хорошо весьма»… Согласно представлениям ортодоксального христианства, она была разрушена из-за грехопадения человека, потому что он злоупотребил свободой воли. В традиционной богословской литературе новый рай существует на небесах. Для большинства христианских писателей, которые говорили об этом, источником вдохновения служили видения пророков – Исайи, Даниила, Иезекииля, евангельские притчи. Но самым главным текстом, который сформировал представление о рае, является «Откровение» Иоанна Богослова. Образ Иерусалима Небесного, где не будет ни болезней, ни горя, ни слез, сделался главным христианским символом. Он стал местом расположения рая.
Царство Небесное
В традиционном христианском понимании оно ассоциируется со счастливой жизнью, которая наступает после смерти. Это конечный приют праведников. При этом известно несколько типов представлений о том, что такое Царство Небесное. К примеру, это метафизическая и философская концепция, описывающая некое место, где святые, праведники и ангельские чины наслаждаются созерцанием Бога и его присутствием. В богословии это называется visio beatifica. То есть видение, которое дарует блаженство. А вот в литературных, фольклорных и мифологических представлениях о рае сохранился образ сада со стенами, украшенными драгоценными камнями и мощеными изумрудами дорогами. Образ Небесного Иерусалима словно объединяет в себе тоску об утраченном Эдеме и новой вечной жизни. Она будет существовать, когда вся прежняя жизнь, исполненная страха перед смертью и страданий, будет уничтожена. Царство небесное – это место блаженства праведников и раскаявшихся грешников, уверовавших в Христа.
Разночтения в представлениях о рае
Как в Античности, так и в Средние века существовали точки зрения, которые расходились с ортодоксальным христианством в описании и концептуальном понятии рая. К примеру, многие религиозные диссиденты, в частности катары, полагали, что это Царство Небесное, которое не от мира сего. Они полагали, что рай не имеет физических географических границ. Небо, которое мы видим, не может быть его вместилищем. Оно разве что может быть напоминанием о существовании другого мира, истинного Божьего творения. Они считали, что видимые небеса, как и земля, созданы иным началом. Поэтому, с их точки зрения, евангелист Иоанн и говорит о том, что если человек любит мир, то он становится врагом Богу. Они представляли Небесный Иерусалим согласно Посланию святого Петра, где сказано о том, что это будет новая земля и новое небо, где обитает правда. Грехопадение человека, по их мнению, было связано с его уходом из рая в этот мир из-за обмана или насилия дьявола. Поэтому люди должны вернуться в истинное, Божье творение. В этом состоит главная разница между ортодоксальным и еретическим христианством. В диссидентском понимании рай – это именно то место, откуда мы были когда-то изгнаны, но куда можем вернуться, наша «небесная родина». Катары считали, что человек по природе свой — это ангел. Рай – это его место жительства. Он живет в этом мире, не зная об этом. Но Христос показал ему дорогу к спасению. Следуя заповедям и исполняя их, человек имеет возможность достичь вечной жизни и вернуться в рай.
Современные религиозные представления о блаженном существовании праведников часто имеют больше символический, чем конкретный характер. Некоторые протестантские течения вообще отказываются от понятия рая и загробной жизни, а другие, наоборот, приблизились к катаризму в восприятии небес как возвращения на родину.