Второе место по численности в группе финно-угорских народов удмурты занимают. Согласно официальной статистике, в России их проживает более полумиллиона — в Республике Удмуртия и в соседних регионах. Культура этого народа формировалась на протяжении многих столетий, в северной части Удмуртии преобладает русская, а в южной – тюркская.
Что же касается вопроса о том, какую религию исповедуют удмурты, то здесь есть несколько разветвлений, большая часть народа исповедует православную веру, но есть и те, кто исповедует ислам. Более того, стоит обратить внимание, что здесь достаточно длительное время было распространено язычество.
Язычество в Удмуртии
Удмуртия, как и другие финно-угорские республики, была предрасположена к язычеству. Христианство начало проникать еще в XIII веке в северные районы Удмуртии. Однако оно не было до конца принято местным населением из-за непонятных им ритуалов крещения, чтения достаточно длинных и сложных молитв, незнания языка богослужения. Поэтому большая часть населения достаточно долгий период времени оставались язычниками. Но это все было в северной части, где было влияние Руси.
Южная часть Удмуртии очень долго находилась под тюркским давлением, вплоть до разгрома Казанского ханства. Особенное давление на религию ощущали удмурты, которые находились в составе Волжской Булгарии, а немного позже они были в составе Золотой Орды. Но удмурты настолько были преданы язычеству, что даже при сильном давлении ислама большая часть населения не изменила веры.
Развитие христианства
Первый документ, свидетельствующий о появлении христианства в Удмуртии, датирован 1557 годом. В то время сразу 17 семей Удмуртии приняли крещение и стали православными, в ответ на это Иван Грозный царской грамотой жаловал им некоторые привилегии.
Затем, спустя немногим более 100 лет, на территории Удмуртии была попытка массового вовлечения данного народа в православие. Правительство того времени решило возвести достаточно большое количество православных храмов в Удмуртии. В поселения отправлялись миссионеры, которые занимались пропагандой и строительством не только церквей, но и школ.
Но стоит отметить, что все же языческая религия удмуртов прочно засела в крови, и на протяжении еще нескольких веков христианизация населения осуществлялась жесткими мерами. Многие люди, поклонявшиеся язычничеству, подвергались репрессиям, их кладбища и священные рощи уничтожали, а сам процесс христианизации шел очень и очень медленно.
Православие в XVIII–XIX веках
В 1818 году впервые здесь был открыт библейский комитет, где не только работали священники из России, но также были привлечены к делам удмуртские священники. На протяжении следующих пяти лет была произведена колоссальная работа, результатом которой стал перевод четырех Евангелий.
Стоит отметить, что удмуртское население не сопротивлялось яростно против православия, как, например, это было в Мордовии. Большая часть населения оставалась язычниками, но сопротивление было пассивным и закрытым.
В эти годы шла постепенная христианизация без серьезных препятствий и борьбы населения. Однако согласно историческим данным, на территории Удмуртии действовало две антихристианские общины.
Борцы против православия
В XIX веке в республике существовало сразу два движения, главной идеей которых было настроить местное население против христианства. Одной из них была секта – «Вылепыриси». Главами этой общины были жрецы и волхвы, они занимались запугиванием населения и яростно призывали всех к ним присоединиться. Если же они этого не сделают, то в их жизни наступит черная полоса, переполненная бедами.
Эта новая религия удмуртов была противником всего русского, и всем состоявшим в этой общине запрещалось носить красную одежду, более того, нельзя было иметь никаких контактов с русскими.
В середине XIX века появилась еще одна секта – «Липопоклонники», которая была против всех других вер, включая и популярное в народе язычество. Данное сообщество не признавало ничего, кроме употребления кумышки (национальной водки) и пива возле священной липы, а также был полный запрет на общение с людьми другой веры.
Переломный момент в религиозности
Благодаря «Мултанскому делу», язычество в Удмуртии пошло на спад. В 1892 году нескольким молодым людям было выдвинуто обвинение в совершении человеческих жертвоприношений. Именно тогда большая часть населения поняла, что данный вид поклонения себя изжил.
Многие убежденные граждане и до сих пор считают, что это дело было фальсифицировано правительством того времени, чтобы местное население в конце концов окончательно стало православным. Но многие люди поменяли свое мнение о вере, а некоторые все так же были стойкими в своих убеждениях.
В 1917 году на территории современной Удмуртии проживало достаточно большое количество русских переселенцев. Благодаря этому среди удмуртского народа стало еще больше людей, которые были христианами. Очень популярной личностью на то время был Григорий Верещагин – удмуртский священник. Богослужения того времени проводили на русском и удмуртском языке.
Стоит отметить, что большая часть населения того времени была двоеверами. То есть они посещали церкви, но в то же время сочетали и языческие понятия с православными. Истинных поклонников язычества на то время уже было не так много. Но те, кто были, стели неактивными и не пропагандировали свои верования среди местного населения.
Религия XX века в Удмуртии
В 20-х годах прошлого столетия создается Удмуртская автономная республика. В этом месте появляются достаточно образованные люди и так называемая интеллигенция. Все, кто верен язычеству, не презираются, и нет давления на них со стороны власти. Однако спустя всего около 10 лет в этой местности снова начинаются гонения и уничтожения местной интеллигенции. Жрецы вмиг стали врагами народа, и все, кто попадался в руки властей, были репрессированы.
Запрещалось устраивать моления, деревенские и семейные святилища уничтожались, вырубались священные рощи. На протяжении многих гонений состояние республики стало просто плачевным. Здесь наблюдались колоссальные показатели алкоголизма среди местного населения, рождаемость была ниже, чем у русских. В городах было сделано все возможное, чтобы их русифицировать, а коренные удмурты были достаточно низкоквалифицированными специалистами.
Такое угнетение продолжалось около 50 лет, и только с наступлением 80-х годов в республике появляется большое количество культурных движений, которые хотят возродить свою нацию. В восстановлении народности и идут поиски вероисповедания, на протяжении нескольких лет в этом плане в республике была некая неопределенность, но с наступлением 1989 года здесь все же начинается волна православия.
Архиепископы республики
В то время к епархии приходит архиепископ Палладий, который начал восстановление православия, но был не очень активным в этом нелегком деле. Спустя 4 года епархию возглавил архиепископ Николай, который за несколько лет добился невероятного успеха.
Всего за три года число прихожан возросло в геометрической прогрессии, стали появляться образованные люди, также в то время было открыто три женских монастыря, которые работают и по сегодняшний день. Более того, была запущена воскресная школа, и начали выходить первые выпуски газеты «Православная Удмуртия». Архиепископ Николай наладил сотрудничество с местными органами власти и большей частью интеллигенции. Православная религия удмуртов того времени переживала свои лучшие времена.
Культура Удмуртии
Как уже сообщалось, культура данного народа сформировалась под влиянием двух различных факторов. Благодаря этому данный регион имеет особые костюмы, традиции и обычаи.
Национальные костюмы
Еще 100 лет назад национальные костюмы данного народа изготавливались в домашних условиях из таких материалов, как овчина и сукно. Удмуртка северного района носила белую холщовую рубаху с вышитым нагрудником (чем-то похожа на тунику). На нее надевался большой халат с поясом.
В южной части республики национальная одежда другая. Здесь также присутствует холщовая рубаха, но на нее надевают безрукавки или камзол. Под рубахой должны носиться штаны. Вся одежда должна быть цветной, так как белая была только для особых случаев. Ее могли украшать вышивкой на руках и груди.
Головные уборы
Женские головные уборы отличаются своей разнообразностью. По этой одежде можно многое определить о владелице: возраст, семейное положение, статус.
Женщины, которые находятся в браке, должны носить «йыркерттэт» — головное полотенце с закатанными концами. Отличительная черта такого головного убора – концы полотенца должны спускаться на спину. Также замужние могут носить высокую берестяную шапку с покрывалом, она должна обшиваться холстом, а также украшаться монетами.
Девушки носят налобную повязку – «укотуг», или холщовую шапку (она должна быть небольших размеров).
Кухня Удмуртии
Наиболее распространенной едой у этого народа является хлеб, супы и каши. В старину мясные и молочные блюда считались зимней едой, и их готовили только осенью и зимой. Также были популярны различные овощи, их употребляли практически в любом виде: сыром, вареном, печеном, тушеном.
Если же был какой-либо праздничный день, то на стол подавался мед, сметана и яйца. Кстати, одно из наиболее популярных удмуртских блюд, которое дошло и до сегодняшнего времени, – пельмени.
Стоит отметить, что благодаря Евровидению и выступлениям «Бурановских бабушек» в мир вышло несколько национальных рецептов, например перепечи, которые раньше можно было попробовать только на территории Удмуртии.
Национальным питьем этого народа были хлебный и свекольный квас, пиво и медовуха. Конечно же, каждая народность имеет свой национальный алкогольный напиток, у удмуртов – кумышка (хлебный самогон).
Религия и обычаи удмуртов
Стоит отметить, что Удмуртия – республика, в которой находилось очень много язычников, существовавших на протяжении всего времени, они поддавались гонениям и репрессиям, но при этом никогда не сдавались. В настоящее время религия удмуртов – православие, однако в сельской местности можно еще встретить достаточно большое количество населения, которое и по сегодняшний день является язычниками.
Люди с такой верой проводят различные ритуальные деяния. Так, например, раньше у каждой семьи во дворе было сооружение «куала». Местное население считало, что в нем живет воршуд – дух-покровитель рода. Все семьи приносили ему в жертву различную еду.
В праздничные дни в куале жрецы проводили различные ритуалы по почитанию богов, в них же участвовали и семьи. Проводя свой ритуал, жрецы просили у богов хорошей погоды, урожая, здоровья, материального благополучия и многого другого. После этого на котле готовилась ритуальная каша, которая сначала жертвовалась богам, а затем ее съедали все участники данного ритуала. Данное действие является достаточно популярным в Удмуртии, и считается, что каждая семья должна просить у духов благополучия и приносить им в жертву различные дары.
Обязательно в каждой деревне была священная роща, где несколько раз на протяжении года могли проводиться различные ритуалы и моления. Посещать ее можно было только в специально на то отведенные дни, а собирать с нее ягоды и другие плоды было строго запрещено. Также не разрешалось в священной роще пасти скот, в общем, посещать данное место не разрешалось никому, только для проведения ритуалов, в специально отведенные на то дни.
В центре этого места находилось дерево, к корням которого зарывали различные дары для жертвоприношения их духам, проживающим под землей. Обычно в качестве жертвы были птицы или животные. Стоит отметить, что в некоторых деревнях и по сей день проводятся молитвенные дни в священных рощах.
Заключение
Удмуртия – республика, которая на протяжении долгого времени шла к становлению православия. Однако глава Удмуртской республики (сейчас на этом посту временно находится Александр Бречалов) заявляет, что в последнее время снова возрождается язычество, согласно статистике, на сегодняшний день 7% населения являются именно язычниками.
Поэтому церковь пытается не упустить того, чего добивалась на протяжении столетий, всячески стремясь современную молодежь оградить от старых верований. Также глава Удмуртской республики сообщил, что в городах такой тенденции не наблюдается, а язычество возрождается только в небольших поселениях.