Из числа так называемых двунадесятых (то есть двенадцати важнейших) православных праздников один посвящен воспоминанию дня рождения Марии, матери Иисуса Христа. Также это очень важный праздник в Католической церкви. Приходится это событие на 8 сентября (21 сентября для церквей, придерживающихся старого стиля).
События праздника
Чтобы точнее понять иконографическое содержание праздника, следует кратко осветить его события и богословское содержание. Согласно доктрине ортодоксальной церкви, Мария, будущая Богородица, родилась от праведных иудеев Иоакима и Анны. Эта семейная пара была в поношении среди общества, так как не имела детей, а это в те времена считалось наказанием Божьим за грехи. Впоследствии, после усиленных молитв и скорбей, ангел от Бога благовестил праведникам, что их молитва была услышана, и они родят дитя, слава которого распространится по всему миру. Через девять месяцев, согласно легенде, у них родилась Мария, которую они по обету отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Никаких сведений на этот счет в Библии нет, а вся информация относится к относительно позднему преданию, частично отраженному в апокрифической книге – так называемом Протоевангелии Иакова.
Древнейшие изображения
На сегодняшний день самые ранние изображения на тему этого праздника относятся к началу второго тысячелетия. В качестве примера можно привести росписи храма в Атени (Грузия) на мотивы сюжета «Рождество Богородицы». Икона, а точнее фреска этого сюжета, в данной церкви относится к XI веку, но не исключено, что она является реконструкцией еще более раннего изображения. К этому же периоду относятся росписи в Софийском соборе Киева.
В целом ранние изображения праздника «Рождество Богородицы» (икона это или фреска на стене церкви – не имеет значения) достаточно просты и незамысловаты. В них отсутствует нагромождение второстепенных деталей и символов, свойственных более развитой традиции. Центральное место в композиции занимает фигура Анны, лежащей на ложе. Перед ней располагается повитуха, а по краям стоят женщины с традиционными дарами в честь рождения ребенка.
Поздняя традиция
Как уже было сказано, со временем сюжет «Рождество Богородицы», икона или фреска которого с 13-14 веков имелась в каждом православном храме, стал усложняться и детализироваться, накапливая различные вспомогательные элементы. К такого рода вещам относятся, например, птицы, предметы интерьера и быта дома Анны и Иоакима, водоемы и пр.
Для примера можно вспомнить фреску из базилики святой Марии в Риме 13 века. Другой яркий образ на тему «Рождество Богородицы» — икона (16 век) или, точнее сказать, фреска в монастыре святого Ферапонта в России, где в честь этого праздника освящен один из храмов. Автор этой росписи – выдающийся и знаменитый иконописец Дионисий. Довольно своеобразные художественные решения проявились в болгарской иконографии. Пример сюжета «Рождество Богородицы» — икона (17-18 век) из Софии.
Другое новшество поздней традиции заключалось в том, чтобы снабжать центральное праздничное изображение по периметру так называемым житием. В данном случае речь идет о художественной репрезентации повествования Протоевангелия Иакова, касающегося рождения Марии. Начиналось оно с изображения скорбящих Иоакима и Анны, затем запечатлено посещение Иоакимом храма с целью принести жертву и отказ ему в этом первосвященника. Далее следует пост в пустыне, явление ангела и встреча праведных супругов у Золотых ворот в Иерусалиме. Особым образом обозначается зачатие, лишенное какого бы то ни было эротизма. Самому сюжету «Рождество Богородицы» икона отводит центральное место. А житийное повествование завершало изображение другого богородичного праздника – Введения во храм.
Заключение
В 17-19 веке и позднее иконографическая традиция в России пришла в упадок под влиянием западного академизма и общего оскудения духовной культуры. Вместо икон стали создаваться живописные картины на религиозную тему. Хотя были и исключения. Пример на тему «Рождество Богородицы» — икона Авеля Ясновидца. Точнее, саму икону написал его келейник Лазарь в конце 18 века по заказу императрицы под руководством Авеля. Интересен образ тем, что на полях его расположены, как считают некоторые, пророчества о гибели императора Павла Петровича, о пришествии нового царя в XXI веке и о конце света. За эту икону Авель вместе с келейником подверглись ссылке.