Русская древлеправославная церковь — это одно из направлений отечественного старообрядчества. В настоящее время действует в России и еще нескольких странах.
История церкви
Основу древлеправославной церкви изначально составляли беглопоповцы. Это часть старообрядцев, которые принимали священство, переходящее от новообрядческой церкви. При этом они не признавали белокриницкой иерархии.
В 1923 году большинство членов древлеправославной церкви признало своим главой саратовского архиепископа Николу. Его современники отмечали, что уже престарелый монах Никола совсем неожиданно перешел к обновленцам. Многие даже считали, что он выжил из ума. В обновленцах он разочаровался примерно через год, но не стал возвращаться в РПЦ, а перешел к старообрядцам.
В 1929 году к древлеправославной церкви присоединился еще один известный священнослужитель — епископ Иргинский.
Центр старообрядцев
Изначально центр русской древлеправославной церкви был в Саратове, в 1924 году он переместился в Москву. Стал базироваться при Никольской храме на Рогожском кладбище.
В 1938 году кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове закрыли. Богослужения в нем возобновились только в годы немецкой оккупации. С того времени уже не прекращались. Но все-таки в 1955 году центр старообрядцев, которым посвящена эта статья, вернулся в Саратов.
Давление со стороны властей
В истории древлеправославной церкви рассказывается о периоде сложных отношений с официальной церковью и властями. Советы негативно относились к любым религиозным организациям, древлеправославные не стали исключением.
В конце 50-х годов началась массовая антирелигиозная кампания, инициированная Хрущевым. Одним из негативных результатов этого стало обострение настроений среди самих беглопоповцев.
В результате в 1962 году епископ Епифаний ушел на покой, сославшись на нездоровье и преклонный возраст. Новым главой церкви стал Иеремия, который перенес центр в Брянскую область.
После хрущевских притеснений осталось около 20 приходов древлеправославной церкви. В основном в Самаре, Вольске, Новозыбкове и Курске.
С 1988 году церковь начала причислять к лику святых. Такой чести были удостоены Андрей Рублев, патриарх Гермоген, протопоп Аввакум.
Современное древлеправославие
Важное событие в древлеправославии произошло в 1990 году. Тогда московской общине был передан Покровский собор, который располагается в Замоскворечье. С тех пор он стал главным столичным храмом этого ответвления старообрядцев.
В 1999 году в церкви случился раскол. Часть мирян была не согласна с официальной квалификацией, считая ее идентичной с той, которую предлагает русская православная церковь. Из-за этого разногласия образовалось отдельное объединение, которое официально называется Древлеправославной церковью России. Ее возглавляет епископ Аполлинарий. Современное древлеправославие испытывает отток прихожан, в последнее время их становится все меньше.
В 2002 году на специальном Соборе было принято решение восстановить патриаршество в древлеправославной церкви. Патриархом стал архиепископ Александр. С того момента его резиденция располагается в Москве.
Интересно, что в 2010 году к Русской Древлеправославной Церкви присоединились несколько иерархов Временного высшего церковного управления РПЦ. Они отреклись от ересей, которые ранее исповедовали, в том числе от экуменической и «никонианской».
Отношения с другими конфессиями
Официально Московский патриархат Русской православной церкви не признает патриаршего титула настоятеля древлеправославной церкви. В документах он именуется исключительно архиепископом.
Активный диалог между двумя конфессиями ведется с 2008 года. С тех пор трижды представители двух церквей встречались для переговоров. В 2013-м должно было состояться очередное собрание, но представители древлеправославной церкви на него не явились. А в скором времени они приняли постановление на Соборе, в котором объявили, что переговоры с Русской православной церковью не принесли никакого результата, зашли в тупик и утратили какую-либо конструктивность. Поэтому они считают нецелесообразным их продолжать.
Диалог древлеправославные ведут с Русской православной старообрядческой церковью. В частности, они сотрудничают в области книгоиздания, постоянно обмениваются богослужебным опытом.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
С 2000 года именно в этом соборе базируется патриарх описываемой церкви. Покровский собор находится в столице по адресу: Новокузнецкая улица, дом 38.
Активное строительство старообрядческих церквей началось в России после 1905 года. Именно тогда вышел манифест о веротерпимости. Москва не стала исключением. Земельный участок, на котором сегодня располагается этот храм, в 1908 году приобрел Федор Морозов. В тот же год, 12 октября, был заложен первый камень в основание церкви. Местная старообрядческая община стала с нетерпением ожидать окончания строительства.
Над проектом здания трудился архитектор Десятов. Всего на данные работы потребовалось 100 тысяч рублей. Торжественное открытие храма состоялось в 1910 году. Первым священником, который проводит службы, стал Михаил Волков, до этого работавший в домовом храме Полежаевых, который располагался на Лужнецкой улице. На протяжении последующих 20 лет здесь регулярно организовывались молитвенные собрания приверженцев старообрядства.
В начале 30-х годов диакона Покровского собора Ферапонта Лазарева арестовали. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности, которую вел в старообрядческой группировке. 2 марта 1931 года его расстреляли. Вскоре советская власть окончательно закрыла церковь. Последняя служба состоялась в мае 1932 года.
После этого в здании располагалось отделение ОСОАВИАХИМа, предшественника современного ДОСААФа. В 70-х годах стал базироваться «Метрострой».
Только после развала Советского Союза здание вернули русской древлеправославной церкви. Это произошло в 1990 году. В 2000 году из Новозыбкова переехала кафедра предстоятеля.
Древлеправославная поморская церковь
Большую роль в России занимает старообрядческая поморская община древлеправославной поморской церкви. На сегодняшний день это крупнейшее религиозное объединение староверов поморского согласия.
Начало этому духовному центру было положено в 1694 году. Тогда на реке Выг была основана мужская обитель. В 1706 году появилась женская в Лексинске.
Они прославились тем, что составили знаменитые Поморские ответы, ставшие фактическим основанием для защиты Древлеправославия. К XIX веку поморские общины стали ключевым экономическим центром на севере страны.
Община в наши дни
Современная история общины ведет свой отсчет с 1989 года. Тогда был создан Российский совет древлеправославной церкви.
В 2006 году состоялся Всероссийский собор, ставший первым с 1912 года. Согласно официальным данным, сейчас в России зарегистрированы 50 религиозных организаций, имеющих отношение к древлеправославной церкви. Без регистрации существуют еще около двухсот подобных групп и общин. Еще не менее 250 общин работают за пределами страны.
При древлеправославной церкви работают общественные организации. Выпускаются журналы и другие периодические издания, проходят детские и молодежные летние лагеря. В Санкт-Петербурге и Риге даже работают духовные училища, в которых ежегодно обучаются семинаристы.