В 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края произошло событие, прошедшее незамеченным для современников. Но, как потом выяснилось, тот день был весьма знаменателен – Господь послал в мир истинного праведника, коим от рождения стал будущий старец схиархимандрит Виталий Сидоренко. Вот только не сохранилось точных сведений, когда именно произошло столь знаменательное событие.
- Рождение раба Божьего Виталия
- Первые жизненные невзгоды
- Юный проповедник
- Начало страннического пути
- Благословение на тяжкий и тернистый путь
- Пребывание во святых обителях
- В горах Кавказа
- Первые шаги духовного наставничества
- Служение в тбилисском храме
- Последний период жизни старца Виталия
- Поучения и молитвы, воплотившие в себе евангельские истины
- В ожидании венца святости
Рождение раба Божьего Виталия
Некоторые утверждают, что этот, второй ребёнок в семье крестьянина Николая Сидоренко и его жены Александры, появился на свет 5 мая, когда Церковь отмечала день преподобного Виталия, и именно в его честь был наречён младенец. Однако некоторые из почитателей доказывают, что произошло это событие в день Святой Живоначальной Троицы, отмечавшейся в тот год 3 июня.
О причине такого разногласия будет сказано ниже, но, как бы то ни было, общепризнано, что схиархимандрит Виталий Сидоренко, фото которого украшают эту статью, со дня своего рождения сделался обителью Духа Святого, сошедшего на него ещё в утробе матери. Доказательств тому неисчислимое множество.
Рассказывают, например, как незадолго до родов был его матери сон, в котором увидела она два солнца, воссиявших на небе, и услышала дивный голос провещавший, что одно из них находится ныне в её чреве. Вспоминали односельчане и о том, как оторопел сельский батюшка, совершавший таинство крещения, когда во святой купели восьмидневный младенец вдруг улыбнулся и поднялся на ножки. Было много и других знамений святости и богоизбранности ребёнка, о которых доселе помнят и с благоговением рассказывают его почитатели.
Первые жизненные невзгоды
Но так уж устроен мир – стоит воссиять святости, как тут же явит свои козни враг человеческий. Озлобил и помутил он сердца близких людей, сродников его по отцовской линии – бабушки и двух тёток. От рождения возненавидели они дитя и всеми силами, коими наделял их лукавый бес, пытались его извести. Но Господь Своей великой милостью сохранил его, и в будущем схиархимандрит Виталий Сидоренко, исполненный духом христианского всепрощения, молил Бога не вменять им во грех прошлые деяния, ибо «не ведали, что творили».
В годы войны Виталий, как и многие его сверстники, лишился отца, погибшего на фронте, и забота о детях всецело легла на плечи матери. Выплакав своё вдовье горе, она с головой ушла в тяжёлый беспросветный труд, ставший в те военные и послевоенные годы уделом миллионов женщин. Жизнь огрубила её характер, притупив даже чувство материнской нежности. Воспитывая сыновей, она нередко прибегала к помощи ремня, оставшегося в доме от её покойного мужа. Но и эти, нередко случавшиеся порки схиархимандрит Виталий Сидоренко вспоминал потом как необходимую жизненную закалку.
Юный проповедник
Одарённый с рождения острым умом и хорошей памятью, мальчик прекрасно учился, налету схватывая все объяснения учителей. Ещё в младших классах, едва постигнув грамоту, он пристрастился к чтению Евангелия, которое хранилось в доме, но было большой редкостью в те атеистические времена. Не в силах удержать в себе впечатление от святой книги, он читал её одноклассникам в школе, старушкам, устраивавшим посиделки, и всем, кто готов был его слушать.
В стране «победившего социализма» подобные действия расценивались властями как религиозная пропаганда и могли иметь самые губительные последствия, так как входили в число противоправных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Мать, сознавая всю опасность, которой подвергал себя Виталий, прятала от него Евангелие, но мальчик находил его и упорно стоял на своём.
До каких-то пор это сходило ему безнаказанно, но долго так продолжаться не могло. Кончилось тем, что Виталий был исключён из школы, так как своими евангельскими чтениями и религиозными беседами ставил под удар учителей. Даже те из них, кто в душе сочувствовал юному исповеднику, не хотел становиться его невольными соучастниками.
Начало страннического пути
С работой в колхозе, где он трудился с девяти лет, также не заладилось. Мальчик старался не пропускать ни одного престольного праздника в соседних сёлах, и, посещая их, вынужден был самовольно пропускать работу, что в те времена рассматривалось как саботаж, и строго каралось.
Отторгнутый школой и обществом и не находивший поддержки в своих религиозных устремлениях даже у родной матери, Виталий принял решение возложить на себя подвиг странничества, о благотворных тяготах которого он много слышал и читал. Поклонившись стенам родного дома, и мысленно испросив благословения Пресвятой Богородицы, совсем ещё юным отроком, он отправился в мир, созданный Богом, но отвергший Его святое имя.
Желая в полной мере ощутить себя воином Царя Небесного, он сознательно отказывался от всего, что связывало человека с богопротивной властью, царившей в стране. В частности, Виталий порвал и выбросил свой паспорт, поставив себя тем самым в нелегальное положение. Именно этим его шагом объясняются сложности в установлении точной даты рождения. Отныне в своих скитаниях он был обречён избегать встреч с представителями власти, на каждом шагу требовавших предъявить документы.
Благословение на тяжкий и тернистый путь
Незадолго до конца войны пути странствований привели шестнадцатилетнего Виталия в Таганрог, где ему довелось свидеться с подвязавшимся там старцем отцом Алексием. Лишившись на фронте зрения, этот поистине Божий человек неизменно поражал окружающих своим даром духовного видения, безошибочно предсказывая будущее и открывая приходившим к нему, судьбы близких им людей, сражавшихся с врагом.
Уже в наши дни были написаны и вышли из печати многочисленные книги о схиархимандрите Виталии Сидоренко. В них этот эпизод неизменно приводится, как один из главных моментов его жизни. Значение происшедшей встречи заключается в том, что слепой старец Алексий, провидя в Виталии сосуд Благодати Божьей, первым благословил юного странника на путь иночества, тяжкий во все времена, а в годы религиозных гонений особенно тернистый.
Пребывание во святых обителях
Пространствовав ещё четыре года, ночуя где придётся и питаясь Божьим именем (подаянием Христа ради), в 1948 году Виталий пришёл в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, незадолго до этого открывшуюся и лежавшую в развалинах. Своими молодыми сильными руками он изрядно потрудился над восстановлением израненных войной стен, чем заслужил всеобщую любовь и признательность, но оставить у себя бойкого молодца братия не могли – приняв человека без документов, они нарушали закон и ставили под удар всю обитель.
По совету игумена лавры, Виталий отправился в глухие леса Курской епархии, где вдали от пристальных взоров советской власти затаилась Глинская мужская обитель. Именно её выбрал своим пристанищем будущий схиархимандрит Виталий Сидоренко. Книга о его жизни, изданная в 2004 году типографией Новоспасского монастыря, подробно описывает тяжёлую и полную лишений жизнь, в которую окунулся молодой странник.
Порой ему, как всем прочим насельникам, в течение нескольких дней приходилось довольствоваться лишь куском чёрствого хлеба или варёной свеклы, а иногда и вовсе голодать. Но для него было великим счастьем уже одно то, что Господь сподобил его жить во святой обители.
Здесь под опекой мудрых старцев постигал он нелёгкую науку иноческого служения. Смиряя гордыню, безропотно нёс послушания, связанные с самой тяжёлой и грязной работой, но, главное, обучался непрестанной молитве, позволявшей чувствовать неразрывное единение с Богом. Так продолжалось вплоть до 1961 года, когда на волне очередной антирелигиозной компании Глинская пустынь была закрыта.
В горах Кавказа
В те годы, когда большинство монастырей были упразднены, и уединённое пустынножительство часто оставалось единственной возможностью сохранить иноческий строй жизни. В связи с этим духовный наставник Виталия иеромонах отец Серафим направил его на Кавказ, где далеко в горах подвязались иноки, избравшие этот путь религиозного служения. Присоединиться к ним пожелал и будущий схиархимандрит Виталий Сидоренко.
Книга, ставшая подробным описанием обстоятельств его жизни (о ней упоминалось выше), повествует о том, как ночью перед отъездом двое старцев из разорённой властями Глинской обители, тайно постригли его в монахи, и как благочестивые женщины, встретившие его в Сухуми, провели в горы. Добровольные отшельники радушно встретили прибывшего и оказали первую помощь в обустройстве на новом месте.
Среди всего, чем наполнил свою новую жизнь схиархимандрит Виталий Сидоренко, молитва занимала главное место. Она начиналась в четыре часа утра с чтения келейного правила и заканчивалась глубокой ночью, оставляя время лишь для самых неотложных хозяйственных дел. Строгий аскетизм, в который облёк своё существование вновь прибывший монах, поражал остальных членов их небольшой братии. В еде и одежде он довольствовался лишь самым необходимым, охотно раздавая другим даже то, в чём нуждался сам.
Первые шаги духовного наставничества
Вскоре, опасаясь возможных репрессий со стороны местных властей, братия, покинув едва обжитое место, ушла ещё дальше в межгорье реки Азанта. Удалился с ними в дикий безлюдный край и схиархимандрит Виталий Сидоренко. Молитва и непрестанное богомыслие, сочетавшиеся с тяжёлым трудом, связанным с добычей пропитания, здесь, как и на прежнем месте, стали его постоянным уделом.
Несмотря на удалённость места и отсутствие не только дорог, ведущих к их прибежищу, но даже еле заметных тропинок, со временем к отшельникам потянулись люди, искавшие в них духовную опору и поддержку. Особенным почитанием среди приходивших пользовался схиархимандрит Виталий Сидоренко. Книга, изданная Новоспасским монастырём, рисует картину того, с каким благоговением внимали пришедшие его духовным наставлениям, и с какой теплотой и сердечностью они были обращены ко всем прибывшим.
Служение в тбилисском храме
В июле 1969 года отец Виталий принял схиму, поднявшись тем самым на высшую ступень монашеского служения. Вскоре после этого, покинув свою затерявшуюся в горах келью, он пришёл в Тбилиси, где был радушно принят тогдашним предстоятелем Грузинской православной церкви митрополитом Зиновием. С этих пор он всецело посвятил себя пастырскому служению. Многие, живущие и поныне, духовные чада схиархимандрита Виталия Сидоренко вспоминают с какой самоотдачей он помогал им переносить жизненные испытание и скорби.
Однако всеобщая любовь не могла облегчить его повседневную жизнь. По-прежнему не имея паспорта и находясь, таким образом, вне закона, схиархимандрит Виталий Сидоренко не мог получить даже временную прописку и постоянно менял место жительства, пользуясь гостеприимством благочестивых прихожан.
Спас положение митрополит Серафим. С огромным трудом ему удалось выправить документы для «беспаспортного монаха» – так называли его работники милиции. Но ещё больших трудов стоило убедить самого отца Виталия принять столь ненавистные ему знаки богопротивной власти. Его не пугала перспектива оказаться за решёткой, но потерять возможность общения со своими духовными чадами он по-настоящему страшился. Этим аргументом и воспользовался владыка.
Последний период жизни старца Виталия
Получив столь необходимую любому человеку легальность, батюшка поселился в посёлке Дидубе на окраине Тбилиси. Его слава мудрого и прозорливого старца, способного духовным взором предвидеть будущее, перешагнула далеко за границы Грузии. Со всех концов страны съезжались к нему люди, жаждавшие наставления, утешения, облегчения совести в таинстве исповеди, или мудрого совета в сложной жизненной ситуации. Кроме того, со всей очевидностью было замечено, что молитва схиархимандрита Виталия Сидоренко чудным образом несла исцеление даже безнадёжным больным.
В семидесятые годы батюшка неоднократно приезжал в Россию. Целью одной из таких поездок стало восстановление храма в селе Бурдино Липецкой области. Возвращённый верующим в 1945 году, за неимением средств к восстановлению, он тридцать лет простоял в развалинах. За своим духовным отцом потянулись и его многочисленные чада. Собравшись со всех концов страны, они своими руками и на собственные пожертвования восстановили поверженную святыню.
Кроме того, в последний период своей жизни батюшке довелось пожить два года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где он остановился, приехав в Москву для лечения болезни желудка. Стены древней обители были ему памятны по дням молодости, когда он оказался в них двадцатилетним странником. К сожалению, годы лишений столь пагубно отразились на его здоровье, что врачи столичных клиник оказались бессильны.
Поучения и молитвы, воплотившие в себе евангельские истины
Крест старчества, принятый с первых дней, когда в его потаённую келью потянулись люди, с честью пронёс до конца своей жизни схиархимандрит Виталий Сидоренко. Поучения и наставления, адресованные духовным чадам, составили впоследствии не один сборник, ставший настольной книгой его почитателей.
Многим известны его слова о том, что каждый день следует прожить так, как будто он является последним, и по его завершении должно предстать перед Небесным Судией. Или помнятся мудрые поучения не спорить с порицающими и прекословящими людьми, не уподобляться им, а лишь твердить мысленно Иисусову молитву. На первый взгляд, они не кажутся оригинальными, но это происходит исключительно потому, что в основе поучений лежат вечные евангельские истины.
Памятна многим и молитва – благословение дома схиархимандрита Виталия Сидоренко. В православной традиции принято освящать каждое новое жилище, а ранее построенное периодически очищать именем Господа от присутствия сил тьмы. Известен целый ряд священных текстов, произносимых при исполнении этого обряда. Их число пополнил и схиархимандрит Виталий Сидоренко. Молитва на благословение дома, составленная им, по свидетельству многих, вносит мир, покой и благополучие в жилище верующих, и соблюдающих Божьи заповеди людей.
В ожидании венца святости
Свой земной путь батюшка завершил 1 декабря 1992 года, в возрасте шестидесяти четырёх лет. В течение нескольких дней шёл народ к тбилисскому храму Святого благоверного князя Александра Невского, где выставлен был гроб с его телом.
Схиархимандрит Виталий Сидоренко, канонизация которого Грузинской православной церковью является лишь вопросом времени, ещё при жизни являл собой образец истинной святости. Доказательством тому могут быть засвидетельствованные многими чудеса, происходившие по его молитвам. И не за горами тот день, когда в православных храмах зазвучит акафист схиархимандриту Виталию Сидоренко, стяжавшему вечную жизнь беззаветным служением Богу.