Православный мир отмечает 15 февраля праздник Сретения Господня. Освящённые в этот день вода и свечи приобретают совершенно особые качества. Они помогают нашим молитвам обрести благодатную силу, дарующую помощь при обращении к Богу. Весь год их бережно хранят и используют только в особых случаях. Очень важно помнить, что сами по себе помочь нам они не могут. Сретенская вода и свечи обретают свои исцеляющие свойства лишь в сочетании с нашей верой и готовностью следовать заповедям Божиим.
Древний закон иудеев
Но прежде всего обратимся к тому событию, в воспоминание которого церковь установила этот праздник. Из Евангелия мы узнаём, что на сороковой день после рождения младенца Иисуса принесли в храм, как того требовал древний иудейский закон. Его ждал обряд посвящения Богу. В дверях храма Деву Марию с сыном встретил старец по имени Симеон. Ему было предсказано дожить до дня, в который он сподобится видеть Бога, воплотившегося от Девы. С ним была такая же старая, как и он, провидица Анна.
Прозрев Святым Духом в младенце Иисусе обетованного Мессию, Симеон торжественно поведал об этом его матери и всем присутствующим. Это событие знаменует собой первую непосредственную встречу (сретение) Бога с людьми. Кроме того, Симеон и Анна — это ветхозаветные святые. Таким образом, произошло ещё одно сретение ― Ветхого Завета и Нового Завета Иисуса Христа. В память этих событий и установлен праздник.
Сретение Господне в православной церкви
Православный мир отмечает это событие 15 февраля, то есть через сорок дней после празднования Рождества Христова. Оно относится к группе непереходящих праздников, так как отмечается каждый год в один и тот же день. На Руси праздник известен с X века. Слово «сретение» славянское и означает «встреча». Церковные свечи, освящённые в этот день, называются сретенскими.
Чем же отличается сретенская свеча от той, которую каждый прихожанин может купить в церковной лавке во все остальные дни года? Отличие состоит только в том, что обычные свечи можно освящать всегда, а сретенские раз в год ― на праздник Сретения Господня. Делается это особым чином. В православном требнике, которым пользуется каждый священник, приводится молитва на освящение сретенских свечей и весь текст, сопровождающий этот обряд.
Также освящается в этот день и вода. Любопытно, что в старину было принято во время сретенской службы святить воду, собранную из талого снега или из капели. Она считалась особенно целебной.
День, когда встречаются зима и весна
Вообще, праздник Сретения Господня, символизирующий собой обетованную встречу Бога с людьми, кроме чинопоследования, предписанного православной церковью, всегда был наполнен элементами народной фантазии, граничащей с явными пережитками язычества. Дело в том, что в старину в деревнях официальный церковный праздник воспринимался в определённой степени как господский. Среди крестьян же этот день был праздником первой встречи зимы с приближающейся весной, ведь отмечался он в последний зимний месяц, когда уже появлялись первые признаки будущего тепла.
Народные обычаи в день праздника
В этот день в помощь весне устраивались потешные кулачные бои. Одна группа бойцов рядилась в весенние одежды, а другая — в зимние. В том, кто победит, видели предсказание ранней или поздней весны. Хозяйки в этот день закармливали овсом своих кур, так как считалось, что это поможет им хорошо нестись весь год. А крестьянские дети в праздничное утро выбегали на улицу и просили солнышко поскорее привести весну. Если оно при этом выглядывало из-за туч, то считалось, что их просьба будет исполнена.
Римские корни праздника
В народном календаре православный праздник Сретение Господне самым причудливым образом сочетается с древним праздником, который называется Громницей. Наверное, многим знакомо это название. Невероятно, но праздник, отмечаемый на Руси, восходит корнями к древним традициям Рима. Дело в том, что в XVII веке митрополит Пётр Могила редактировал текст Требника, то есть книги, по которой совершались богослужения в церкви. В качестве образца он использовал римский аналог, в котором подробно описывались шествия в этот день с зажжёнными свечами в руках. Митрополит, взяв за основу описываемое действо, вложил в сретенские свечи, применение которых ещё не вошло в обычай, иной смыл – освящение и очищение мира светом Христовым.
В сознании наших предков эти свечи были наделены магическими свойствами. Считалось, что сретенская свеча может уберечь от всех проявлений враждебных сил, в том числе и от молнии и грома. Отсюда и название ее – громница. Однако православная церковь предостерегает от того, чтобы прихожане приписывали им какие-либо магические или чудодейственные свойства. Это было бы в высшей степени легкомыслием.
Молитва – путь к Божественной Благодати
Не сами свечи, а горячая и искренняя молитва при их свете способна принести желаемую пользу. То же в полной мере относится и к сретенской воде. Она целебна, но её никогда не будут продавать в аптеках, так как благодатные свойства воды проявляются лишь при условии глубокого религиозного чувства в том, кто прибегает к её помощи.
Это следовало бы понять и тем, кто пробует без веры в Бога использовать сретенские свечи. Значение их пытаются перевести в плоскость различных модных в наше время эзотерических теорий. Например, для нейтрализации окружающей нас отрицательной энергии они рекомендуют использовать сретенские свечи. Молитва, обращённая к Богу, и только она, может избавить от всех видимых и невидимых врагов рода человеческого — вот чему учит нас святая православная церковь.
Истинная жертва Богу – наша душа
Кроме того, необходимо понимать, что сретенская свеча, как и любая другая церковная свеча, это прежде всего наша жертва Богу, то есть то, что мы отдаём безвозмездно, не надеясь получить равноценную компенсацию. В данном случае речь идёт о материальной жертве, приносимой нами. Мы тратим собственные деньги и покупаем на них свечу. Вот тут и подстерегает соблазн свести нашу жертвенность к чисто денежному эквиваленту. Проще говоря, купить за деньги Благодать Божию.
Нам кажется, что чем дороже свечу мы поставили, чем больше мы потратили (вложили) денег, тем ближе мы к Царствию Небесному. Это глубочайшая ошибка. Мы забываем, что всё материальное, что мы имеем, дано нам Богом, то есть и без нашей жертвы принадлежит Ему. Богу нужна от нас не сретенская свеча, не те купюры, которые мы опускаем в церковную кружку, а наши души, наша преданность и наша любовь. Свечи же являются лишь символом жертвы. Они, безусловно, нужны, но их свет лишь помогает нам настроить наше сознание на восприятие незримого Божественного света, увидеть который – цель жизни каждого истинного христианина. Сретенские свечи, применение которых, несомненно, благотворно, — всё же лишь камертон, помогающий нам настроиться на восприятие великой Божественной гармонии.