В христианстве страдания всегда рассматривались как добродетели. Страждущий — это человек, имеющий особое благоволение Господа, потому что за достойное перенесение страданий Всевышний обещает вознаградить чего, если не на земле, то за порогом смерти в блаженной вечности.
Заповеди блаженства и страдания
Проповедь Иисуса Христа, запечатленная в Евангелиях, явно ориентирована на людей небогатых, притесняемых и терпящих те или иные ненастья. Слово «страждущий», синоним которого в христианстве — слово «святой», относится Христом к разным категориям людей. Красноречиво об этом говорят так называемые заповеди блаженства.
В них страждущий — это нищий, плачущий, алчущий и испытывающий жажду, изгнанный за правду, человек, которого несправедливо злословят. Тем не менее, Христос не говорит, что Бог тотчас избавит от страданий обратившегося к нему человека. Страдания могут попускаться свыше и лишь терпение, смирение и безропотность вменяются в заслугу. Если же страдания переносятся с обидой и злостью, завистью и гневом, они становятся источником проклятья, а не благословения. Такое поведение говорит о том, что человек не прошел школу духовной жизни и не выдержал испытания.
Страдание, как испытание веры
О страданиях, как об испытании, говорится в Библии не раз уже в Ветхом Завете. «Страждущие» – значение слова, как такового, определяется основой «стражд», восходящей к общему корню со словом «страдать», то есть переносить боль, мучения и невзгоды. Такие испытания посылаются или попускаются Богом для того, чтобы человек сам перед собой утвердился в своих убеждениях и ценностях. А кроме того, отвлекся от повседневной суеты и в контексте страдания возложил заботу о себе на Бога, с верой предавшись его промыслу. Страждущий — это человек, избранный для высочайшей награды, если, конечно, достойно перенесет свою участь. Эта идея ярко иллюстрируется в книге Иова – хрестоматийном образе несправедливо страдающего праведника, который впоследствии, через достойное перенесение испытаний, снискал высочайшую милость Божию.
Страдание как наказание за грехи
Существует, однако, и иной взгляд на страдания. Он также отражается в Библии и заключается в том, что страдания интерпретируются как наказание за совершенные грехи. Под таким углом зрения, страждущий — это грешник, который искупает свою вину перед Богом. В то же время, такая интерпретация ставит образ библейского Бога в двусмысленное положение: мстительный характер не к лицу Всевышнему, который есть любовь. Наказание в целях воспитания преступника – это одно, а вот беспощадный мститель, посылающий потоп, испепеляющий Содом, карающий смертью виновных (и не очень) людей создает некоторые проблемы для христианской теологии. Как эти проблемы разрешались – другой вопрос. Некоторые группы верующих последовательно отказывались признавать за Богом роль мздовоздаятеля и мстителя за грехи. Другие, напротив, старались развить этот образ до крайности и руководствовались им в собственных действиях. В конечном итоге, этот вопрос еще ждет своего разрешения и осмысления.