Джихад, или священная война в исламе, для большинства людей имеет четкую ассоциацию с вооруженной борьбой. Однако на самом деле это понятие имеет гораздо более широкий смысл. Джихад – это не только война за веру в исламе, это, в первую очередь, борьба с самим собой, со своими пороками, а также с пороками общества, такими как социальная несправедливость, неверие, агрессия. Само же слово джихад на арабском означает «усердие» — понятие, применимое к любому усилию в жизни, т.е. преодолению. И только в случае опасности для веры это усилие должно быть направлено на военные действия. Именно это, далеко не самое полное определение, которое имеет священная война в исламе, и считается основным у не мусульман.
Некоторые теоретики ислама делят весь мир на две части — дар-ал-ислам (т.е. область, где распространен ислам и где правят мусульмане) и дар-ал-харб (область войны, где живут иноверцы). Согласно их теориям, первая часть всегда должна находиться в состоянии войны со второй частью, и воины ислама не должны находиться в перемирии больше, чем 10 лет подряд.
Принято считать, что в период, когда ислам только появился и завоевывал себе сторонников и территории, священная война была прежде всего борьбой за утверждение и распространение новой религии, а участие в джихаде для мусульманина было прямой дорогой в рай. Однако не следует забывать о том, что изначально пророк Мухаммед не призывал своих сторонников силой обращать неверных к своей религии. Он говорил о силе убеждения. И только после того, как на первых мусульман начались нападения, священная война была санкционирована как средство обороны, а затем – как средство нападения.
Таким образом в период становления мусульманства, священная война в исламе носила вполне мирное значение – самосовершенствование, борьба с собственными порокам и спасение своей души. И только уже в мединский период священная война становится войной в прямом смысле этого слова, а также переходит в разряд обязанностей истинного мусульманина. При жизни пророка Мухаммеда священная война в исламе велась против многобожников-арабов и тех, кто отступился от ислама. И только после его смерти она превратилась в войну против соседних государств.
Независимо от того, что именно подразумевалось под священной войной в период, когда это понятие только появилось, и в настоящее время, и на протяжении длительного периода существования ислама многочисленные мусульманские теоретики использовали джихад в качестве серьезного психологического пресса на верующих мусульман. Чтобы привлечь их к ведению джихада и, соответственно, к распространению ислама, они приводили в качестве аргумента те аяты Корана, которые говорят о том, что джихад необходим для того, чтобы попасть в рай. И никакая праведная жизнь не поможет мусульманину достичь рая, если он избегает священной войны.
Однако в силу массы причин единой теории священной войны у мусульман не существует. Бывает война против врагов веры, против вероотступников и тех, кто покушается на исламские государства, а также другие виды джихада. В каждом мусульманском государстве и едва ли не у каждого теоретика ислама существует своя трактовка священной войны. По сути, джихад часто исполнял и исполняет скорее политическую, чем религиозную роль.
Подводя итог, можно выделить несколько видов священной войны. Прежде всего, это война со своими недостатками и пороками (джихад сердца); далее – джихад языка, суть которого в повелении благого и запрете дурного. Существует джихад руки – наказание совершивших преступление, и, наконец, тот самый джихад меча – борьба с неверными.
При этом большим джихадом считается священная война с самим собой. По мнению теоретиков ислама, большой джихад гораздо сложнее малого (борьбы против неверных). Самовоспитание и самосовершенствование – вот, по мнению многих мусульманских теологов, путь к раю.