Святитель Николай Сербский. Бог. Вера. Человек: Цитаты

Святитель Николай Сербский. Бог.Вера.Человек : Цитаты

***

Глядя на несправедливость неправедного, мы часто спрашиваем: почему Бог сразу же не поразит его ударом грома, не спасет нас от неправды? 

Но при этом мы забываем спросить себя: 

во-первых, почему мать не убивает свое дитя, как только впервые застанет его за дурным делом?

во-вторых, почему нас – меня и тебя – Бог не поразил громом, когда увидел сделанное нами зло? 

В каждого человека вложен Божий капитал. Ни один хозяин не будет вырубать сад, если однажды он не даст урожая, но с надеждой ждет следующего года. Грех человеческий – это неурожайный год, и Бог с надеждой тихо ждет.
Иногда ждет напрасно: Иуда остался Иудой. 

Но часто ждет и получает обильный плод: сад начинает плодоносить, и Савл становится Павлом.

Не бойся, ты не одинок. Одинок тот, кто не знает Бога, даже если имеет в друзьях полмира.

В Иисусе Христе, Сыне Своем, Бог показал любовь, «которая превосходит всякий разум». Тот, через Кого Святая Троица сотворила мир, явился в образе человеческом, дабы явить человечеству любовь Святой Троицы, дотоле неведомую миру. Как же Он явился? Так, как только великая любовь не стыдится явиться ради спасения возлюбленного: в унижении, в служении, в страдании и, наконец, в великой жертвенности.

Люди выглядят красивыми только среди людей. Это человек человеку кажется красивым.

А больше никто на свете не замечает красоты человека… Природа не замечает красивых людей…

Между тем природа весьма замечает доброту человека…

Не только животные, но даже растения и иные создания ощущают по-своему доброту человека.

Но так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека. Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность.

Для любого полководца радость – узнать, что враг о его армии не подозревает.

Некогда бесы открыто являлись людям и уловляли их в свои сети.

Ныне они изменили свою тактику и прибегают к лукавству: главное для них удовольствие, когда люди отрицают нечистую силу и думают, что бесов не существует.

Но я боюсь, что никто не стоит к ним так близко, как тот, кто утверждает, что их нет.

Кто-то из европейских философов сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую».

И это изречение разнесено по миру как нечто великое.

На самом же деле, сколько бы я ни мыслил, я не существую, если не существует Некто высший меня, Кто и меня, и весь свет измыслил.

Если Бог не существует как разум, высший меня, тогда, несомненно, и я не существую, но я только некая приходящая вещь, призрак, которого вихри подняли из пыли, придали ему форму на мгновение, чтобы снова сбросить в ту же самую пыль без следа и цели.

Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу.

Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели.

Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному.

Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.

_________________________________________
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ Художник: Татьяна Юшманова

Бог есть Любовь. Только через Бога можно любить творение Божие, и самое отвратительное. 

Потому первая заповедь гласит: «Люби Господа Бога своего», и только затем: «Люби ближнего своего». 

Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Как порывы теплого ветра, которые уступают место морозу. Даже самого себя человек не умеет любить, не имея любви к Богу. Только в Боге человек может любить себя как тварь Божию.

Истина открывается любви. Искать истину – значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, – значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям.

Ибо накапливая в себе зло — накапливаешь яд, который рано или поздно убьёт в тебе человека

***

Ни офицерский мундир не сделает Вас храбрым, ни священническая ряса — милосердным, ни судейская тога — справедливым, ни министерское кресло — сильным, если Ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

***

Вера Христова – опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

Люди, не способные владеть своим сердцем, еще менее способны владеть языком.
Люди, не умеющие хранить мир в своем сердце, не сумеют сохранить его в государстве.
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Люди, не способные к соучастию в чужом горе, еще менее способны к соучастию в чужой радости.

***

Не принимай за счастье сытость. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. 

Всё вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, всё взаймы. Взаймы здоровье, сила и красота.

Истинно любит тебя тот, кто втайне молится за тебя Богу.

***

«Доброта прозорлива и видит глубокие причины. 

Злоба смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин. 

Злоба и птица знают, что для того, чтобы пошел дождь, нужна туча. 

Доброта видит, что все в руке Божией. 

Злоба и осел видят, что для роста кукурузы нужен навоз. Доброта знает, что на все — воля Божия.»

***

Всё с нами случающееся – имеет место только для того, чтобы могли мы распознать добро и избрать его.

Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело.

Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело – это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость.

Когда же душа в Боге любит душу, не взирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь.

А в любви – жизнь.

***

Дам вам три наставления: первое – спасение наше тоньше волоса; второе – где наш ум, там и дом; третье – мы в этом мире на торжище, чтобы купить здесь нечто благое и принести домой.

Существует два жизненных пути: один путь мирской, а другой – монашеский. 

Те, которые идут мирским путем, не давали обетов в том, что они пойдут этим путем до смерти, а монахи дали обет идти предписанным монашеским путем до смерти. 

Потому мирские люди, когда испытывают разочарования на этом скользком пути, могут покаяться и выйти на лучшую дорогу, ведущую в жизнь вечную. Монахи же не могут испытывать разочарований или менять свой путь. 

Они могут только падать и вставать, снова падать и опять подниматься на этом пути.

Благослови врагов моих, Господи.
И я их благословляю и не кляну.
Враги мои меня в объятия к Тебе подталкивали более, чем друзья.

Друзья привязывали меня к земле, а враги отрывали от земли и разрушали все надежды мои на землю.
Они сделали меня чужестранцем в царствах земли ненужным обитателем земли.

Как гонимый зверь находит более надежное убежище, чем негонимый, так и я, гонимый врагами, нашел самое надежное убежище, скрывшись под Твой шатер, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою. Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Они вместо меня исповедали грехи мои перед миром.
Они бичевали меня, когда я не решался бичевать сам себя.
Они мучили меня тогда, когда я бежал от мучений.
Они поносили меня тогда, когда я сам себе льстил.
Они оплевывали меня тогда, когда я гордился собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я строил из себя мудреца, они называли меня глупцом.
Когда я делал вид, что силен, они насмехались надо мной, как над карликом.
Когда я хотел быть предводителем людей, они отталкивали меня на задний план.
Когда я спешил обогатиться, они меня хватали железной рукой.
Когда я собирался спокойно спать, они будили меня.
Когда я строил дом для долгой и спокойной жизни, они разрушали его, и прогоняли меня прочь.
Воистину, враги оторвали меня от этого мира и направили руки мои, чтобы я попытался коснуться одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножь их; умножь их, и еще более ожесточи их против меня — чтобы мое бегство к Тебе было необратимым;
чтобы моя надежда на людей порвалась, как паутина;
чтобы смирение полностью воцарилось в душе моей;
чтобы сердце мое стало могилой двух моих злых близнецов: гордыни и гнева;
чтобы все богатство свое собирал я на небе;
ах, чтобы когда-нибудь освободился я от самообмана, который и впутал меня в страшную сеть жизни обманчивой!
Враги научили меня тому — а это мало кто знает, — что нет у человека в мире врагов, кроме него самого.
Лишь тот ненавидит врагов, кто не знает, что враги — это не враги, а суровые друзья его.
Воистину, трудно сказать, кто сделал мне больше добра, а кто больше зла в мире этом — друзья или враги.
За это благослови, Господи, и друзей и врагов моих. Раб проклинает врагов по незнанию. А сын благословляет их по знанию.
Ибо знает сын, что враги не могут коснуться жизни его; потому он свободно ходит среди них и молится Богу за них.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

«Моления на озере»

«Береги душу, брат, это единственное твое сокровище, больше тебе ничего не принадлежит».

***

Для Господа важнее, чтобы человек сердцем, а не языком признал и исповедал свою болезнь, возопил о помощи. Ибо язык может и солгать, а сердце не лжет.

***

Молчания искали все великие души, ибо глубоко чувствовали истинность народной мудрости: «Молчание — золото». Всякий думающий человек испытал и знает, что он есть не то, что он говорит о себе, а то, что остается невысказанным. Не то, о чем умышленно умалчивается, а то, что высказать невозможно.

***

Дерево истлеет, камень разрушится, а то, что хранится в сердце, преодолеет смерть и обручится с вечностью…

***

***

Святитель Николай Сербский упоминал об одном крестьянине, который на себе узнал, что такое сладкие плоды любви и исполнения заповедей Божиих.

Вот что тот поведал владыке: Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть.

Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас (Мф. 5:44), я крикнул ребенку: «Хватит!»

Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию.

И однажды услышал я из соседского дома громкий плач.

Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу!

Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно.

Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени.

Я подошел к изгороди. «Зачем ты звал меня?» — спросил я его.

Он разрыдался в ответ и, не в силах выговорить ни слова, только плакал и плакал.

И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья.

***

О трёх предметах не спеши рассуждать, о Боге, пока не укрепишься в вере. О чужих грехах, пока не вспомнишь о своих. И о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

***

Люди живы настолько, насколько в них живет Бог. Ибо только Бог – жизнь. Потому считать всех людей одинаково живыми – иллюзия. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе.

Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

Если безбожники влияют на тех, кто нетверд в вере, то и верующие влияют на безбожников.

Под влиянием примера, советов, и молитв, и любви многие и многие неверующие обратились, подобно тому как потерявшие сознание возвращаются к жизни, горько раскаялись в своем безбожии и стали истинными христианами.

Их безбожие даже принесло им пользу, ибо служит укором, уязвляет совесть, отвращая от неразумного прошлого, и толкает вперед – к вере, к Богу.

Вера нас может спасти, лишь когда она соединена с добрыми делами и явлена чрез них, когда она вдохновлена любовью к Богу.

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

Некоторым больным врачи рекомендуют большую дозу лекарства, например: пейте как можно больше воды! Вера – наиболее полезное лекарство для нашей души, если его принимать в наибольшей дозе. Верь больше!

О святителе Николае как о святом первым в сербском народе стал открыто говорить еще в 1962 году отец Иустин (Попович), а святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) еще в 1958 году назвал его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия».

Мощи святого владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года, где их на аэродроме встречал Сербский патриарх Павел, многочисленные архиереи, духовенство, монашество и народ. Торжественная встреча была устроена в храме святого Саввы на Врачаре, а затем в Жичском монастыре, откуда мощи были перенесены в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.

19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля / 3 мая (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре.

8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящен первый монастырь в честь святителя Николая Сербского. В этой обители находится музей святителя и «Дом владыки Николая».

***

частично цитаты взяты с сайта «Жемчужины мысли»

Оцените статью
Добавить комментарий