Недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги поднимаются к небу купола Толгского женского монастыря. Эта древняя обитель является одним из тех мест, куда в течение многих веков нескончаемым потоком шли паломники, чтобы излить перед иконами свои души, и обрести в молитве благодатное утешение. Основанная в тяжелую пору татаро-монгольского нашествия и княжеских междоусобиц, она сумела стать духовным центром Ярославского края и, пройдя сквозь годы и испытания, сохранила за собой этот высокий статус.
- Чудо, явленное на волжском берегу
- Возведение храма и основание обители
- Пожар, уничтоживший обитель
- Восстановление монастыря
- Жизнь монастыря в XIV и XV веках
- Высокий покровитель монастыря
- Бесчинства польских интервентов
- Высокие гости, посещавшие обитель
- Монастырь в предреволюционные годы
- Трагедия, обрушившаяся на Церковь
- Последнее десятилетие перед закрытием обители
- Создание женского монастыря
- Толгский монастырь: часы работы и как до него добраться
Чудо, явленное на волжском берегу
В одном из дошедших до нас летописных сводов приводится история основания Толгского монастыря, относящаяся к началу XIV века. В нем говорится, что в 1314 году ростовскому епископу Трифону, возвращавшемуся домой после объезда епархии, было явлено чудо. Не доехав до Ярославля шести верст и заночевав на высоком волжском берегу, он сподобился узреть чудный свет, восходивший к небу с противоположного берега реки и дивный мост, дугой перекинувшийся к нему по воздуху.
Когда епископ перешел по нему на другой берег и приблизился к источнику света, пред его очами предстала икона Пресвятой Богородицы, неподвижно застывшая в воздухе и источавшая дивное сияние. Упав на колени, почтенный архиерей долго молился перед явившимся ему образом, а на следующий день повелел воздвигнуть на месте его обретения деревянную церковь.
Возведение храма и основание обители
Весть о свершившемся чуде быстро облетела окрестности, и к утру берег был полон жителями близлежащих деревень. Церковь строили всем миром и, с Божьей помощью, управились за один день. В летописи говорится, что епископ Трифон трудился наравне со всеми и собственноручно поднимал на стены свежеотесанные, пахнувшие смолой бревна.
В эту церковь, освященную во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, и поместили икону, чудесным образом обретенную накануне. Усмотрев во всем происшедшем знамение, посланное свыше, епископ распорядился основать там же обитель, получившую известность как Толгский монастырь благодаря находившемуся поблизости одноименному притоку Волги. С этих дней началась почти семисотлетняя история одного из самых известных на православной Руси духовных центров. Тогда же был установлен праздник чудотворной иконы Толгской Божьей Матери. Им стало 8 августа – историческая дата ее чудесного обретения.
С момента своего основания и вплоть до закрытия в начале 30-х годов XX века монастырь был мужским, и уже в наше время, после шестидесяти лет, проведенных страной в обстановке жесткого антирелигиозного давления, вновь открылся как женская обитель. В XIV же веке он являлся прибежищем для десятков иноков, пожелавших оставить суету мира и еще при жизни воспарить духом к Горним вершинам. Недаром постриг в монахи называли в народе принятием «ангельского чина».
Пожар, уничтоживший обитель
Но так уж повелось, что враг рода человеческого никогда не дремал и всячески старался навредить тем, кто искал Света и Истины. Не прошло трех десятилетий с основания Толгского монастыря, как он наслал на него страшный пожар, уничтоживший все постройки, которые по обычаю тех времен были деревянными, а, следовательно, являлись легкой добычей огня. Вместе с ними был обращен в пепел и архив, в котором хранились все документы, связанные с основанием обители, что весьма затруднило работу историков последующих веков. Чудесным образом уцелела лишь сама икона Божьей Матери, вновь обретенная после пожара в соседней роще.
Восстановление монастыря
За давностью лет оказались утерянными и многие документы последующего периода, поэтому о становлении монастыря и его дальнейшем развитии исследователи получили представление в основном из хранящегося в нем «Сказания», включившего в себя описание многочисленных чудес, явленных через икону Толгской Божьей Матери. До наших дней дошло несколько редакций этого литературного памятника, наиболее ранняя из которых относится к 1649 году и принадлежит перу монаха Толгского монастыря Михаилу. В нем он подробно рассказывает о 38 чудесах, явленных на протяжении почти трех столетий.
Свое повествование инок Михаил начинает с пожара, о котором уже упоминалось в статье, и рассказывает о том, как при поддержке многочисленных благотворителей и жертвователей монахам в короткий срок удалось вернуть к жизни сгоревшую святыню. Разумеется, и тут не обошлось без чудес. Одно из них связано со щедрым вкладом, который был сделан купцом Прохором Ермолаевым, специально прибывшим из Нижнего Новгорода, чтобы помолиться перед иконой Толгской Божьей Матери об исцелении своих парализованных ног. К вящей славе чудотворного образа, домой он возвратился уже здоровым.
Жизнь монастыря в XIV и XV веках
Еще более укрепился авторитет обители после того, как в 1392 году прибывшие в него паломники стали свидетелями чуда мироточения. Произошло это, как пишет составитель «Сказания» инок Михаил, во время утрени. На глазах у всех присутствующих из образа обильно истекло миро, наполнившее храм несказанным благоуханием. Впоследствии оно явилось источником многочисленных исцелений, подробно описанных современниками.
На рубеже XIV и XV вв. началось активное расширение хозяйственной деятельности Толгского монастыря. Ярославль тогда был крупным административным центром, в котором устраивали свои резиденции правящие князья. Известно, что многие из них одаривали монастырь щедрыми вкладами на вечное поминание своих душ. Так, сохранились записи о даровании монастырю обширных земельных угодий, послуживших в дальнейшем его материальному благополучию.
В середине XV века единое прежде Ярославское княжество распалось на множество уделов, и Толгский монастырь оказался на территории, принадлежавшей князьям Засекиным. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, они обложили монахов данью, которую те вынуждены были ежегодно выплачивать. Столь наглые поборы, усугубленные бесчестьем, которое наносили мздоимцы святой обители, вынудили настоятеля искать защиты у великого Московского князя Василия II Темного. Являясь человеком глубоко религиозным, тот не оставил монахов в беде и взял их под свое покровительство. С той поры никто не осмеливался посягнуть на собственность и права обители.
Высокий покровитель монастыря
Еще более укрепились позиции Свято-Введенского Толгского монастыря после того, как в нем получил исцеление от болезни ног царь Иван Грозный. Известно, что в 1553 году, путешествуя по Волге, он посетил его и коленопреклоненно молился перед чудотворным образом, являвшимся главной святыней обители. Почувствовав вскоре облегчение, государь внес в монастырь богатый вклад, пожертвовав значительное количество золота и драгоценных камней для украшения иконы.
Но главное, благодаря исцелению Ивана Грозного Толгский монастырь (Ярославль) попал в поле зрение всех последующих российских царей, считавших своим долгом побывать в его стенах и оставить там щедрые подношения. Их визиты принесли монастырю не только почет, но стали также мощной рекламой, способствовавшей увеличению потока паломников, а, следовательно, и пополнению его казны.
Бесчинства польских интервентов
Тяжкие испытания, выпавшие в период Смутного времени на долю всей России, не обошли стороной и Свято-Толгский монастырь. На этот раз враг рода человеческого избрал своим оружием польских интервентов. Вторгшийся 18 мая 1609 года на его территорию отряд Адама Вишневецкого разграбил все, что можно было унести с собой, а саму обитель предал огню. Более сорока иноков, попытавшихся оказать сопротивление врагу, пали под ударами польских сабель. Позднее над их братской могилой была возведена часовня.
Попустив разорение Толгского монастыря, Господь тем не менее сберег для россиян чудотворную икону Божьей Матери, хранившуюся в его стенах. Святыню удалось заранее вывести из обители, и спрятать в надежном месте. В те годы она была особенно дорога людям, поскольку, благодаря многим явленным через нее чудесам, снискала славу первой, среди особо почитаемых икон Ярославского края. Сразу после изгнания польских интервентов оставшиеся в живых иноки приступили к восстановлению своей поруганной и сожженной святыне.
Высокие гости, посещавшие обитель
В последующие два столетия, вплоть до трагических событий 1917 года, монастырская жизнь текла без серьезных потрясений. Каждый очередной монарх, взойдя на Российский престол, непременно совершал поездку по Волге и среди прочих ее достопримечательностей посещал Толгский монастырь, где его встречали радостным колокольным звоном. Последним из них стал император Николай II. Вспоминая о посещении обители, государь с особой теплотой отзывался о растущей на ее территории уникальной кедровой роще.
Принимали в стенах обители и видных религиозных деятелей той поры, таких, как митрополит Димитрий Ростовский и патриарх Никон. Сей реформатор Русской православной церкви посетил ее, возвращаясь по Волге из ссылки, куда его отправил некогда царь Алексей Михайлович. Посетив Толгский монастырь 26 августа (по новому стилю), он на следующий день отдал Богу свою мятежную душу.
Монастырь в предреволюционные годы
По оценкам исследователей, наивысшей точки своего развития обитель достигла в первое десятилетие XX века. В этот период она являлась не только духовным, но также просветительским центром. На ее территории, кроме начальной школы для детей из малоимущих семей, действовало ремесленное училище, в котором подростки могли освоить азы различных ремесел. Все учащиеся получали бесплатное жилье и питание. Кроме того, при монастыре была открыта сельскохозяйственная пчеловодческая школа, также предназначавшаяся для детей бедняков, и странноприимный дом.
Трагедия, обрушившаяся на Церковь
Однако всему этому был положен конец, в октябре 1917 года, когда власть в стране захватили большевики. Провозгласив марксистско-ленинскую утопию единственно верным учением и обратив ее в подобие новой религии, они начали яростную борьбу против Церкви. По всей стране закрывались храмы и монастыри, а принадлежащее им имущество изымалось в пользу государства, или попросту разворовывалось.
В первые послереволюционные годы беда обходила стороной Толгский монастырь, и расписание богослужений, помещавшееся при входе, еще какое-то время свидетельствовало о том, что религиозная жизнь в нем не затихает. Тем не менее в октябре 1918 года городские власти произвели опись всего находившегося в нем имущества, и вручили настоятелю документ, свидетельствующий о том, что отныне оно принадлежит государству, а монахам предоставляется лишь во временное пользование.
Последнее десятилетие перед закрытием обители
Присвоив себе право распоряжаться всем движимым и недвижимым имуществом обители, власти не замедлили этим воспользоваться. Не прошло и года, как часть монастырских построек была отдана под детский летний лагерь, в который каждый год приезжали школьники из Ярославля. Но это было только начало. В 1923 году по распоряжению партийного руководства была закрыта находившаяся неподалеку женская обитель, а для оставшихся без крова насельниц выделили часть помещений Толгского монастыря, и это несмотря на то, что он был мужским.
Так, лишенные права распоряжаться собственным имуществом и обремененные заботами о своих новых постояльцах, монахи прожили до начала 30-х годов. В этот период службы в храме продолжались, несмотря на то, что колокола со звонницы были сняты и отправлены в переплавку. Но затем вышло правительственное постановление о закрытии монастыря, и использовании его территории с расположенными на ней постройками для нужд народного хозяйства. На долгие десятилетия духовная жизнь в стенах древней обители была вытеснена суетой тленного мира.
Создание женского монастыря
Возрождение поруганной святыни началось в декабре 1987 года, когда трудами Святейшего патриарха Пимена, на месте ликвидированной некогда мужской обители удалось открыть вблизи Ярославля Толгский женский монастырь. Несмотря на то что все сохранившиеся постройки находились в крайней заброшенности, их удалось в короткий срок восстановить, благодаря щедрости добровольных жертвователей, и помощи местных жителей. Немалую долю трудов взяли на себя и сами монахини.
Толгский монастырь: часы работы и как до него добраться
В результате 29 июля 1988 года заново освятили главный храм обители, и в нем была отслужена первая за долгие годы Божественная литургия. С этого времени, монастырь вновь занял подобающее ему место среди прочих духовных центров России. Ежедневно он открывает свои двери для многочисленных паломников, приезжающих со всех концов страны в Ярославль.
Часы работы Толгского монастыря, указанные на его официальном интернет-сайте, в целом соответствуют графикам, принятым в большинстве православных обителей. Так, по будним дням богослужения начинаются в 6:00. Совершаются утренние молитвы, полунощница и читается акафист. В 7:00 служат Божественную литургию. В воскресные и праздничные дни утренние богослужения начинаются на час позже. В 16:00, независимо от дней недели, начинаются вечерние богослужения.
И в завершение статьи несколько слов о том, как добраться в Толгский монастырь. Из Москвы до Ярославля можно доехать на поезде, отходящим с Ярославского вокзала, а затем на маршрутном такси № 93Г до остановки «Железнодорожная с. Толгоболь». От нее до монастыря — не более десяти минут ходьбы.