Важнейшим фактором в формировании представления о том или ином событии или историческом лице является его художественный образ. Именно по этой причине в православии придаётся такое большое значение иконам. Они являют нам облики святых, преображённых, просветлённых, удалённых от мирской суеты. Именно такой представляется нам икона князя Александра Невского – доблестного воина, защитника земли русской.
- Детство и юность князя
- Страж российской земли
- Разгром шведских и немецких захватчиков
- Переговоры в Орде и честная кончина князя
- Канонизация и ранние иконы
- Иконы допетровского периода
- Икона из храма Василия Блаженного
- Иконы эпохи Петра Великого
- Иконописные тенденции последующих веков
- Храмы, воздвигнутые в его честь
- Значение святого князя в наши дни
Детство и юность князя
Житие Александра Невского, составленное после обретения его честных мощей в 1380 году, а также исторические документы свидетельствуют о том, что родился будущий святой 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Его отцом был князь Ярослав (в крещении Феодор), а матерью – рязанская княжна Феодосия Игоревна. Когда отроку исполнилось семь лет, его отец был призван на княжение в Новгород-Великий, куда взял с собой и Александра. С ранних лет князь постигал ратное искусство и уже в неполных пятнадцать лет вместе с отцом принял участие в своей первой битве на реке Эмайыги (современная Эстония).
Страж российской земли
Вскоре наступил один из самых тяжёлых этапов в истории Руси. С востока, из диких монгольских степей, надвигались орды кочевников, а с запада вторглись германские полчища. Положение было критическим, но, как это случалось в период всей нашей истории, Господь послал русской земле защитника и избавителя. Им стал благоверный князь Александр Невский, икона которого в последующие времена вдохновляла на борьбу с врагами многие поколения российских воинов.
Разгром шведских и немецких захватчиков
Первым его великим деянием стал разгром в 1240 году шведов, вторгшихся в устье Невы и планировавших захват Ладоги. Князю не было в то время ещё и двадцати лет, но, твёрдо уповая на помощь Божию и исполнившись отваги, он со своей дружиной нанёс воинственным скандинавам сокрушительное поражение. В память об этом подвиге народ стал величать его Александром Невским.
Со шведами было покончено, но оставались немецкие рыцари, захватившие Капорье, а в 1242 году и Псков. Александр, выступив во главе многочисленного воинства, освободил эти города, а весной того же года разгромил крестоносцев на льду Чудского озера, в битве, вошедшей в историю как Ледовое побоище. Его молитвами к Пресвятой Троице и ратными подвигами латиняне были полностью изгнаны с русской земли.
Переговоры в Орде и честная кончина князя
Житие Александра Невского являет нам образ не только бесстрашного полководца, но и мудрого дипломата. Обеспечив безопасность западных границ государства, он понимал, что открытая борьба с ханом Батыем, возглавлявшем татарские орды, в то время была губительной для Руси, не успевшей ещё собраться с силами после прежних битв.
Четырежды Александр побывал в Золотой Орде с переговорами, в результате которых сумел не только отвести военную угрозу, но и, поселив раздор в стане врага, сделать значительную часть ханского войска своими союзниками.
Преставился к Господу Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце, на обратном пути из Орды. Последним его желанием было принятие иноческой схимы, в которой он получил имя Алексий. После честной кончины его тело через девять дней было доставлено во Владимир, и все присутствовавшие при этом засвидетельствовали отсутствие в нём признаков тления.
Канонизация и ранние иконы
Народная память о славных деяниях князя жила со дня его кончины, но религиозное поклонение последовало за обретением честных мощей в 1380 году. Официально же канонизирован он был лишь полтора века спустя, в царствование Ивана Грозного.
Среди документов Московского Собора 1547 года есть решение, согласно которому, среди прочих угодников Божиих к лику святых был причислен и благоверный князь Александр Невский. Иконы, написанные в ранний период, являют его зрителю в монашеском облачении, делая, тем самым акцент на иночестве, принятом им в самом конце жизни. В них звучит прежде всего духовная составляющая его подвига.
Однако есть одна икона, написанная на сто лет ранее этих событий – «Битва новгородцев с суздальцами», на которой уже с нимбом святости вокруг головы представлен князь Александр Невский. Иконы, подобные этой, созданные прежде официального акта канонизации, не считались легитимными, и в наши дни представляют большую редкость. В сюжете данного образа присутствует и ещё одна любопытная деталь – изображённое на нём событие происходило задолго до рождения Александра Невского, что должно подчёркивать вневременность бытия этого угодника Божьего.
Иконы допетровского периода
Широкое развитие его иконография получила уже в XVI веке, сразу после Московского Собора, причём шла она в двух направлениях. Их суть хорошо сформулировал в своих словах митрополит Иоанн (Сычёв). Он подчеркнул, что делу спасения Руси святой князь в равной степени послужил и как доблестный воин и как смиренный инок.
Именно такая, монашеская трактовка образа, преобладала в иконах допетровского периода. Так, например, икона святого Александра Невского из Новгородского Софийского собора представляет князя держащим в руках свиток, надпись на котором призывает бояться Бога и творить Его заповеди. Вместе с Александром изображены святые: Иоанн и Авраамий Ростовский.
Икона из храма Василия Блаженного
Одним из выдающихся произведений древнерусской живописи является житийный образ святого Александра Невского, который находится в Москве, в знаменитом храме Василия Блаженного. На нём князь представлен в облике схимника, стоящего в полный рост, в благословляющем жесте воздевшего руку. Это весьма необычная икона Александра Невского.
Значение её состоит в том, что в клеймах, окружающих центральную часть композиции, представлены не только реальные события из жизни князя, но и те, что произошли в последующие времена. В сюжетах этих миниатюр незримо ощущается присутствие Александра и его небесное покровительство. Среди этих сцен – и Куликовская битва, и сражение с Крымским ханом Гиреем, и многое другое. Это указывало в первую очередь на духовную составляющую жизненного подвига князя, и ставило во главу угла его служение Богу и Церкви.
Иконы эпохи Петра Великого
Кардинальным образом изменилась трактовка иконописного образа Александра Невского в период правления Петра I. Царь-реформатор считал себя продолжателем его борьбы со всеми проявлениями иноземной экспансии. Как знак глубокого почитания своего прославленного предшественника, он основал в 1710 году в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, получивший впоследствии статус лавры.
Сюда доставили из Владимира святые мощи князя. Вместе с этим особым постановлением Синода повелевалось впредь изображать его на иконах в воинском облачении, с оружием и в царской мантии с горностаевой подбивкой. Таким образом, акцент переносился с духовных подвигов на военные доблести, которыми прославился Александр Невский. Иконы с той поры представляли его уже не смиренным иноком, а грозным воином, защитником отечества.
Иконописные тенденции последующих веков
Особым почитанием святой князь Александр Невский пользовался в XIX веке, в течение которого на российском троне побывали три императора, носившие его имя и считавшие его своим небесным покровителем. В этот период было написано большое количество икон князя, продолжавших развитие иконографической линии, начатой в эпоху Петра Великого.
В конце XIX — начале XX века в русской живописи сложился так называемый религиозно-национальный стиль. Коснулся он и иконописи. Его наиболее яркими представителями стали В. М. Васнецов, создавший монументальный художественный образ князя для Владимирского собора в Киеве, и М. В. Нестеров, писавший иконы для храма Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге. В первом случае Александр Невский представлен былинным богатырём, а во втором – смиренным иноком.
Храмы, воздвигнутые в его честь
Память святого благоверного князя нашла воплощение и в церковном зодчестве. Буквально в наши дни в Москве, на пересечении улиц Александровки и Новокрюковской, готовится открыть двери для прихожан вновь построенный храм Александра Невского. Его строители уже приступили к завершающим работам. И он не единственный в столице. Ещё один храм Александра Невского действует при МГИМО — институте международных отношений. Очень отрадно, что будущие дипломаты обучаются и воспитываются на примере, столь достойном подражания.
Храмы во имя святого благоверного князя возводились и в прежние времена в разных городах. Это и Санкт-Петербург, и Рига, и Тула. Особо следует отметить кафедральный собор в Нижнем Новгороде, построенный в 1858 году и в наши дни восстановленный после долгих лет атеистического угара. Икона в соборе Александра Невского этого приволжского города почитается как чудотворная.
Значение святого князя в наши дни
Что значит для нашей истории святой благоверный князь Александр Невский, иконы которого столь близки сердцу каждого истинного патриота? Очевидно, очень многое, ведь недаром в тяжёлые военные годы так нужен был фильм гениального Сергея Эйзенштейна о национальном герое, победителе немцев на льду Чудского озера, придававший новые силы бойцам, громившим фашистов. Его имя – знамя для всех, кто шёл в бой за Родину, а его молитвенный подвиг – пример упования на помощь и заступничество Святой Троицы.
Каждый истинно верующий человек на вопрос о том, от чего и как защищает икона, справедливо ответит, что она направляет наши помыслы и душевные устремления к Богу – Творцу и Вершителю людских судеб и защитнику от бед. Это абсолютно верно. Так и иконы Александра Невского, в храме они или дома, проповедуют нам вечные не меркнущие ценности – православную веру и любовь к Родине, а именно в них и заложено наше спасение.