Каждый, кто знаком со Священным Писанием, знает, что, кроме видимого и осязаемого мира, существует иной, отличный от него мир ангельских сил – бесплотных духов, по повелению Божию призванных хранить и защищать людей – высших творений, предназначенных Им для вечной Небесной славы. Согласно Библии, на борьбу с прародителем зла ведёт за собой ангельское воинство святой архистратиг Михаил, волею Божьей исполняющий это высокое предназначение. Кто же он, этот наш страж и хранитель? И из кого состоит его войско?
- Ангельский мир
- Кто такой Архангел Михаил
- Архангел Михаил в Библии
- Неумолимый судия
- Образ Архангела Михаила в ветхозаветных апокрифах
- Архистратиг Михаил в христианских апокрифических текстах
- Архангел Михаил у древних евреев и мусульман
- Образ Архистратига Михаила в православии
- Чудеса Архангела Михаила
- Почитание Архангела Михаила в Малой Азии и Египте
- Праздники в честь Архангела Михаила
- Немного истории
- Сюжеты икон Архангела Михаила
Ангельский мир
Прежде всего отметим, что слово «ангел» в переводе с древнегреческого означает «вестник, посланец». Бытие этого бесплотного существа в равной степени признаётся тремя монотеистическими религиями – христианством, исламом и иудаизмом. Его главная задача – возвещать людям волю Божью, отсюда и название. Традиционно изображается он в виде антропоморфного (то есть соединяющего в себе черты человека и животного) существа, наделённого крыльями.
Согласно богословским представлениям, ангельский мир имеет сложную иерархию, причём в каждой религии она своя. Не касаясь этой обширной темы, следует лишь упомянуть, что в христианской ангелологии – разделе богословия, занимающимся этой темой – принято считать, что архангелы относятся к восьмому из девяти ангельских чинов.
Приставка «архи» в переводе с древнегреческого означает «старший, главный». Таким образом, нетрудно догадаться, что архангел – это не кто иной, как старший ангел. Во всех трёх монотеистических, или, как их ещё принято называть, «авраамических» (так как они восходят к патриарху Аврааму) религиях наиболее известным и почитаемым является святой архангел Михаил. В православии он часто именуется как Архистратиг Михаил, что указывает на его главенствующее положение в Небесном воинстве.
Кто такой Архангел Михаил
Любопытно, что если разобрать само выражение «архангел Михаил», то выяснится, что оно включает в себя пять слов: арх, ангел, ми, ка, ел. «Арх» и «ангел», как видно из вышесказанного, означают «старший посланник», а «ми ка ел» и с древнееврейского языка, и с иврита дословно переводится выражением «кто как Бог». Подводя итог, можно заключить, что в представлении трёх крупнейших мировых религий Архангел Михаил (или Архистратиг Михаил) – это «старший посланник, подобный Богу».
Однако следует учесть, что в богословии никогда не ставился знак равенства между Божьим величием и значением Его слуги, пусть даже главенствующего над ангелами. Поэтому более корректным следует считать такой перевод: «старший посланник, наделённый божественными полномочиями» или «полномочный посланник Бога».
Архангел Михаил в Библии
Архангел Михаил неоднократно упоминается как в Книге пророка Даниила, входящей в Ветхий Завет, так и в новозаветных текстах. Например, на страницах Апокалипсиса повествуется о битве ангельского воинства, возглавляемого Архангелом Михаилом, с драконом, который преследовал «Жену, облечённую в солнце», под которой, по мнению богословов, подразумевалась христианская церковь в период гонений.
Фигурирует святой Архистратиг Божий Михаил и в послании апостола Иуды, где описывается его спор с дьяволом по поводу тела пророка Моисея. Этот эпизод, кстати, является единственным в канонических текстах, где Михаила именуют архангелом. По утверждению исследователей, он заимствован из более раннего христианского апокрифа – текста, не признаваемого каноническим, а тот, в свою очередь, воспроизводит сюжет из древнееврейской литературы.
Неумолимый судия
Роль Архангела Михаила в борьбе добра и зла нашла своё отражение во многих христианских эсхатологических трудах, рассматривающих вопросы, связанные с концом света, искуплением и загробной жизнью. Согласно установившейся религиозной традиции, он приобрёл черты не только победителя сатаны, но и одного из главных вершителей Страшного суда. Именно он должен будет призвать души «трубным гласом».
Ему же отводится роль судьи, выносящего неумолимый приговор душам грешников и открывающего праведникам врата вечного блаженства. Эта тема нашла широкое отражение в иконографии, и благодаря ей покровителем умерших считается именно Архистратиг Михаил. Молитва, возносимая ему, содержит просьбу о защите в борьбе со злом и о поддержке на Страшном суде.
Характерно, что в литературе коптов – последователей этно-религиозной общины Северной Африки, распространённой главным образом в Египте – существует рассказ о том, как на Страшном суде Архангел Михаил, призвав из могил души умерших, будет горько плакать об участи грешников, и Иисус Христос, снисходя к его мольбам, простит их.
Образ Архангела Михаила в ветхозаветных апокрифах
Как упоминалось выше, религиозная литература включает в себя, кроме текстов, признанных церковью и считающихся каноническими, большое количество так называемых апокрифов – текстов, не получивших официального признания, но тем не менее представляющих интерес для исследователей.
Одним из них является Книга Еноха – наиболее значимый апокриф Ветхого Завета. В ней описывается, как по повелению Божьему Архангел Михаил в присутствии сонма ангельского облачил Еноха – седьмого израильского патриарха – в ризы славы Господней. В этом отрывке подчёркивается значимость Архангела Михаила и та исключительная роль, которая ему отводилась в представлении древних евреев.
Другим широко известным апокрифом являются Кумранские свитки – собрание манускриптов, обнаруженное в 1947 году в пещерах Кумрана на побережье Мёртвого моря. В этом, самом раннем из дошедших до нас библейских текстов содержится рассказ о том, как Архистратиг Михаил, являясь предводителем света, ведёт Божье войско на борьбу с силами тьмы, возглавляемыми Велиалом. Кумранская община, которой принадлежали найденные свитки, существовала во II веке до нашей эры, таким образом, становится ясно, насколько древним является почитание Архангела Михаила на Ближнем Востоке.
Архистратиг Михаил в христианских апокрифических текстах
Но особенно часто этот образ встречается в христианских апокрифах. В IV веке был написан текст, получивший название «Евангелия от Никодима». В нём говорится, в частности, что после сошествия в ад Иисус Христос возложил именно на Архангела Михаила миссию отвести в рай спасённые Им души. В тот же период появилось и апокрифическое «Откровение Павла». В нём первоапостол рассказывает о том, как Архистратиг Михаил совершает омовение душ усопших, перед тем как им откроются врата Небесного Иерусалима.
В широко известном, но не признаваемом церковью произведении X века «Хождение Богородицы по мукам» описывается, как Архангел Михаил служит проводником сошедшей в ад Царице Небесной. Следуя за ней, он рассказывает, кто и за какие грехи там принимает мучения. О том, что Архангелу Михаилу суждено вострубить в последний день и воззвать из могил на Страшный суд души умерших, свидетельствует и «Апокрифическое откровение Иоанна Богослова» (не путать с его каноническим текстом).
Архангел Михаил у древних евреев и мусульман
Как уже упоминалось, образ Архангела Михаила встречается и в еврейской традиции, и в исламе. У древних евреев он известен как Микаэль, вместе с другими архангелами – Гавриэлем, Ориэлем и Рафаэлем – охраняющий четыре стороны света. В Коране он назван Микаилом, и находится на краю моря, переполненного ангелами и расположенного на седьмом небе. В представлении мусульман он наделён крыльями изумрудного цвета.
Образ Архистратига Михаила в православии
В православии Архангел (Архистратиг) Михаил – вождь Небесного воинства, традиционно выступает как страж Божьего закона и борец с силами ада. В связи с этим в наименовании его чина чаще употребляется слово «архистратиг», чем акцентируется внимание на его роли воителя и защитника. Неслучайно именно он считается покровителем «воинствующей Церкви», объединяющей в себе всех противников зла, сохранивших верность Богу.
Наряду с этим православная церковь традиционно представляет его защитником душ усопших, которому вверялись Богом души Авраама и Пресвятой Богородицы для перенесения их на Небо. Но и для живых может стать помощником Архистратиг Михаил – молитва, вознесённая ему о здравии, имеет необычайную силу. Это объясняется тем, что, по религиозным представлениям, любой недуг насылается злыми духами, а именно с ними Архангел Михаил и ведёт неустанную борьбу. Одолев их, он тем самым избавляет страждущих от их болезней.
Есть и ещё одна традиция в православии, связанная с его именем. Принято считать, что ангелом, стоявшим у врат рая с огнепалящим мечом в руках, был именно Архистратиг Михаил. Икона, находящаяся в Михайло-Архангельском монастыре Великого Устюга и датируемая XVII веком, представляет изображение этой сцены на одном из своих клейм.
Чудеса Архангела Михаила
Священное предание хранит много легенд о чудесах, явленных Архангелом Михаилом. Одна из них рассказывает о том, как в древней Фригии был посвящённый ему храм, в котором долгие годы служил благочестивый пономарь Архип Херотопский. Язычники, жившие в округе, питали к нему ненависть и однажды, желая погубить праведника, а заодно и уничтожить храм, соединили вместе русла двух горных рек и направили на него образовавшийся поток. И быть бы несчастью, но по молитве Архипа появившийся чудесным образом Архангел Михаил ударом жезла рассёк скалу, и вся вода ушла в образовавшуюся расщелину. Православная церковь ежегодно отмечает день памяти об этом событии 19 сентября.
В другой легенде говорится о том, что во время страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме в конце VI века, жители города были спасены от гибели лишь после того, как на вершине мавзолея императора Адриана появилась фигура Архангела Михаила, вкладывавшего свой меч в ножны. В память об этом на том месте, где появился спаситель города, была установлена его статуя, а сам мавзолей переименован в замок Святого Ангела.
Продолжать перечень подобных легенд можно очень долго. Часть их стала отражением реальных событий, а некоторые явились плодом фантазии раннехристианских и средневековых авторов, желавших таким образом возвысить любимого ими святого.
Почитание Архангела Михаила в Малой Азии и Египте
Его почитание как целителя характерно не только для русского православия. Например, в Малой Азии, на территории современной Турции, с давних времён существовало несколько чудотворных источников, связанных с его именем. Они известны со времён Византии, где Архангел Михаил славился как великий целитель. В честь него даже был воздвигнут особый храм, называвшийся Михалионом.
Но особым почётом Архангел Михаил пользовался у египетских коптов. Христиане этой страны посвятили ему самое дорогое, что у них имелось – реку Нил. Они же переняли у Византии традицию устраивать в честь него ежегодные празднества, приурочив их к 12 июня – дню, когда Нил выходил из берегов. Для жителей страны, постоянно иссушаемой солнцем, разлив реки был синонимом жизни, и не удивительно, что они связали его со столь дорогим им именем.
Праздники в честь Архангела Михаила
Святой Архистратиг Михаил – архангел, глубоко почитаемый Русской православной церковью. День празднования его памяти, называемый Собором Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, празднуется 21 ноября. Его установление связано с решением состоявшегося в 360 году Лаодикийского собора, на котором было объявлено ересью учение о том, что ангелы являются не служителями Божьими, а правителями и творцами мира.
В католическом мире этот праздник также отмечается, но датой торжеств является 29 сентября. В этот день многие почитатели святого совершают паломнические поездки в построенный в период Раннего Средневековья монастырь святого Михаила, расположенный на острове Мон-Сен-Мишель, у побережья Нормандии, а также посещают находящуюся в Италии пещерную церковь Монте Гаргано. В прочее же время у католиков принято по окончании мессы читать молитву святому Архангелу Михаилу.
Немного истории
На вопрос о происхождении этого образа, ставшего столь популярным в трёх великих мировых религиях, у исследователей нет однозначного ответа. Принято полагать, что Михаил был известен уже древним халдеям, населявшим в IX веке до нашей эры нижнее течение Евфрата и Тигра. Но поскольку в христианстве он представлен как святой воинствующей церкви, то, очевидно, корни его следует искать в религии древней Персии, где весь пантеон богов делился на представителей света и тьмы, и где они находились в состоянии постоянного противоборства.
Следует заметить, что Архистратиг (Архангел) Михаил пользуется большим почётом в Германии, где его считают покровителем государства. Его культ тесно связан со старинными народными поверьями. По одним из них, он появляется главным образом на горных вершинах, там, где до него обитал языческий бог германских племён Один. С древними же поверьями связано и установление дня его памяти – 29 сентября. Когда-то в этот день отмечался праздник завершения уборки урожая.
Оказывал он помощь и в ратном деле. Известно, что, начиная с IX века, изображением Архистратига Михаила украшались все германские боевые знамёна. Согласно легенде, его помощь решила исход битвы при Лехфельде, где немцы противостояли вторгнувшимся в их земли кочевникам-венграм. В народном искусстве Германии даже наблюдается тенденция отождествлять Архангела Михаила с их национальным героем, легендарным победителем дракона Зигфридом.
Архистратиг Божий Михаил вошёл также в целый ряд мистических и оккультных учений. Его имя часто упоминается в текстах как ассоциируемое со Святым Духом, Логосом и Метатроном. В одной из таких книг, известной как «Апокалипсис Баруха», Архангел Михаил представлен хранителем ключей от рая, что в христианской традиции связано с именем апостола Петра.
Сюжеты икон Архангела Михаила
В православии среди наиболее почитаемых святых всегда упоминается и Архистратиг Михаил. Икона этого защитника Божьей правды и борца с Сатаной, как правило, присутствует в каждом храме. Изображается он держащим в правой руке копье, а в левой особую сферу-зерцало, являющуюся символом предвидения, дарованного ему Богом. Можно видеть и иные сюжетные построения, в которых Михаил Архангел – Архистратиг Божий – представлен попирающим змея. Часто на иконах в левой руке он держит финиковую ветвь, символизирующую победу, а в правой хоругвь с червлёным крестом.
Варианты сюжетов икон, на которых представлен Архистратиг Михаил, небесные силы и сонм святых, весьма разнообразны. Нередко встречаются изображения Страшного суда, где он явлен грозным судьёй, держащим в руках весы. Иногда он – сопроводитель душ усопших на Страшный суд. В целом его иконография столь же обширна, сколь многообразны сюжеты Священного Писания и преданий, в которых фигурирует Архистратиг Михаил. Фото, сделанные с этих икон, представлены в данной статье.
Подводя итог, нужно отметить, что значение Архистратига Михаила в православии заключается прежде всего в его роли предводителя ангельского войска в борьбе со злыми силами, а также вершителя Страшного суда, открывающего двери рая праведникам и низвергающего грешников в ад. Он же и ходатай наш перед Богом, испрашивающий прощения нашим грехам.