Стивен Бернет, нейрофизиолог
(интервью)
Есть ли какие-либо эмпирические доказательства в пользу существования души?
В действительности это очень важно, так как такой тип свидетельства может быть легко понятен каждому. Нейрофизиология может быть трудной для понимания, но имеются и хорошо документированные практические свидетельства. Например, доктор Иен Стивенсон — он профессор психологии в университете Вирджинии. Последние 30 лет он путешествовал по свету много раз и интервьюировал многих лиц, разговаривал с детьми, заявляющими, что они помнят свои прошлые жизни. Дети давали точные описания событий, которые происходили в их прошлых жизнях, и Стивенсон во многих случаях мог проверить эти детали. И его случаи — не только из юго-восточной Азии, но со всего мира, — даже в таких местах, как Бразилия, Аляска, Европа, Америка имеются случаи того, что дети сообщают подобные вещи. Сейчас я приведу несколько примеров этого — эти свидетельства могут оказать значительное влияние на нашу жизнь.
Первый пример, который мы рассмотрим — это случай с Гопалом Гуптой. Это маленький мальчик из Индии, родившийся в августе 1956 года. Он не разговаривал до двух лет и родители считали его нормальным ребёнком. Но однажды произошла очень странная вещь. Его родители пригласили несколько гостей на обед. Гостям принесли воду в стаканах, и родители попросили Гопала забрать пустые стаканы. Это была вполне обычная просьба. Но Гопал впал в сильную ярость — он разбил стаканы и сказал: я богатый человек и не должен выполнять всякие ничтожные работы! У меня есть много слуг для таких дел! Представьте, что подумали родители этого двухлетнего мальчика. Тогда он стал рассказывать различные детали — он сообщил своё имя в предыдущей жизни; он сказал, что он был одним из трёх братьев Шарма и они жили в городе, который назывался Матхура — это примерно в 160 километрах от Дели. Ни Гопал, ни его родители не бывали в Матхуре и они не могли получить эту информацию обычным путём. Гопал сказал, что он со своими братьями владел химической компанией, и сообщил название компании — Сукх Шанчарак. Он сказал, что у него было двое братьев и младший брат застрелил его.
И тут мы имеем несколько точных деталей, которые можно проверить. Его отец через несколько лет отправился в этот город, и когда он прибыл туда, он решил проверить, действительно ли это правда. Он отправился на поиски компании Сукх Шанчарак и обнаружил, что там такая есть. Он пошёл туда и поговорил с менеджером по продаже, К. П. Патаком. Он рассказал ему некоторое из того, что говорил его сын и на мистера Патака точность заявлений Гопала произвела большое впечатление. Тот записал его имя и адрес и передал его Субхадре Дэви Шарме, которая была ещё жившей вдовой Шактипала Шармы. Она очень заинтересовалась, услышав это, так что приехала в Дели, чтобы встретиться с Гопалом.
Гопал сообщал различные вещи, точно совпадающие с событиями её жизни, он помнил очень интимные детали. Выяснилось, что как раз перед тем, как Шактипала Шарму застрелили, а это и был тот самый человек, которым был Гопал в прошлой жизни, он говорил, что собирался занять у неё денег. И когда Субхадра Дэви услышала об этом, она упала в обморок, потому что была так удивлена, что какой-то маленький мальчик из Дели может знать все эти детали. Позднее Гопал приехал в Матхуру первый раз. Он смог найти дорогу к дому Шактипала Шармы и когда он прибыл туда, семья решила устроить проверку его воспоминаниям — они показали ему фотографии различных лиц, имевших отношение к Шактипалу Шарме и он смог правильно идентифицировать людей на этих фотографиях. Тогда он отправился в контору компании Сукх Шанчарак и смог указать там точное место, где стоял Шактипал Шарма, когда был застрелен и то место, где стоял его брат Браджендрапал, когда он выстрелил из пистолета.
Скептик мог бы сказать, что он легко бы мог заметить место, где стоял Шактипал, так как когда он был застрелен, кровь потекла на пол и полиция изъяла те части покрытия пола, на которых были следы крови, так что в 1965 году, когда приехал Гопал, та часть пола, где стоял Шактипал, имела новое покрытие и могла быть определена по такому отличию. В этом случае скептик может сказать — ага, он был очень умён и заметил новое покрытие. Возможно это и правда. Но как сможет он объяснить то, что он обнаружил и место, где стоял Браджендрапал? В это время там находились разные члены семьи Шактипала и наблюдали, как Гопал идентифицирует места. Они преднамеренно хотели сбить его с толку; они говорили — нет-нет, — это не то место, это было вон там! Несмотря на то, что Гопал был очень маленьким, он твёрдо настаивал на своём мнении и не давал себе обмануть. Он твёрдо знал, что это те самые два места. Стивенсон позднее интервьюировал этих членов семьи Шарма, и они сказали, что на них произвело очень большое впечатление то, как Гопал смог правильно определить это. Дополнительные подробности, указанные им, также произвели на них большое впечатление.
Такие примеры очень сильно говорят в пользу реинкарнации. Конечно, некоторые могут предположить, что этот мальчик Гопал мог получить информацию при помощи телепатии. Но проблема этого объяснения в том, что когда при телепатии один человек получает информацию от другого, он знает, что это другая личность, и никогда себя с ней не путает. Но в случаях этого типа, сообщённых Стивенсоном, маленькие мальчики или девочки уверенно отождествляют себя с теми, кем они были, как они считают, в прошлой жизни. Дети демонстрируют сильные эмоциональные реакции, например ребёнок иногда начинает плакать, встречая человека, которого знал в предыдущей жизни и проявляет к нему то же личное отношение, которое имел к нему в прошлой жизни. Например этот маленький мальчик Гопал всегда жаловался — этот дом так беден, у меня было так много больших и красивых домов и так много слуг, чтобы делать всю работу! У него была не только информация, но и целое личное отношение. Мы не видим такого в случае телепатии и Стивенсон заключает, что таким образом, телепатия — не лучшее объяснение для подобных случаев. Некоторые могут сказать, что это одержание, — многие, исповедующие христианскую веру и не верящие в реинкарнацию, думают, что одержание — лучшее объяснение этому случаю. Иначе говоря, личность Шактипала Шармы сохранилась после смерти тела и имеет некоторое влияние на этого маленького мальчика. Но это объяснение тоже подходит не очень хорошо — ведь было много случаев, когда личность этого ребёнка выражает удивление или неудовлетворение, а в случаях одержание этого обычно не бывает. Например, был случай, когда матери приснился её умерший сын, который обратился к ней, он жаловался — помоги, я родился в бедной семье, пожалуйста приди и спаси меня. Это была очень бедная семья, и у женщины было достаточно информации, чтобы определить её, выяснилось, что в этой семье есть мальчик, у которого такие же воспоминания, как были и у её умершего сына. В случае же одержания сильная личность преобладает над очень слабой личностью, но в данном случае, как и во многих других, личность обнаруживает себя в таком положении, когда она удивлена и недовольна. Ещё одно свидетельство против гипотезы телепатии заключается в том, что у этих детей есть информация лишь об одной личности, а именно той, которой они считают своим прежним воплощением. Стивенсон говорит, что если бы у этой личности были сильные экстрасенсорные способности, то тогда она могла бы получать также информацию и о других личностях. Потому в случае с Ш. Шармой, исследовав все возможные гипотезы, он пришёл к выводу, что реинкарнация — лучшее объяснение.
В его статистике сотни подобных случаев со всего мира — он не мог даже охватить все. Как только он приезжал куда-нибудь, чтобы зафиксировать такой случай, там же обнаруживались ещё и ещё. Подробно им описаны несколько сот случаев, но на самом деле их было гораздо больше — количество трудно подсчитать. В некоторых странах можно было ткнуть в любое место карты, и в радиусе десяти миль гарантированно обнаруживалось гораздо больше таких случаев, чем он мог подробно изучить. Феномен этот очень широко распространён, и он получает сообщения об этом со всех частей света. Достаточно любопытно, что больше всего этих случаев в таких странах как Ливан, Турция и Аляска. Так что это не сводится лишь к Индии или Бирме.
Очень интересен один случай на Аляске, связанный с физическими отметинами на теле, подобными полученным человеком в его прошлой жизни. Корлес Чаткин младший был раньше стариком по имени Виктор Винсент. Когда ему перевалило за шестьдесят, он был очень близок к смерти. Это было в 1945 г. Он отправился к одной своей знакомой, молодой женщине, и сказал ей, что воплотится как её сын. Чтобы она была уверена, что опознает его в следующей жизни, он поднял рубашку и показал особую отметину на спине. Он сказал — ты узнаешь меня по этому знаку — когда я буду в следующей жизни твоим сыном, у меня будет отметина на спине в том же месте. Это необычный знак — не врождённый, а результат хирургической операции, и ясно видны были швы. Он ей также показал знак на переносице — тоже результат операции, удаления слёзной железы. Женщину эту звали миссис Чаткин, и она запомнила эти знаки. Вскоре он умер, а в декабре 1947 г. у неё родился мальчик, и она рассказала Стивенсону, что при рождении у мальчика были на теле эти знаки, и в 1962 г. он посетил эту женщину и разговаривал с ней и её сыном, который заявил, что был в прошлой жизни Виктором Винсентом, обследовал его тело, и обнаружил знаки. Очень ясно были видны круглые дырочки от иглы хирурга. Стивенсон заявляет, что ему известны сотни случаев именно такого типа, и он сделал фотографии многих из них. Выяснилось, что мальчик хорошо знает жизнь В. Винсента и у него сильная эмоциональная привязанность к этой личности — например в г. Ситка произошёл такой случай в доке. Корлес был там со своей матерью, и вдруг увидел приёмную дочь Винсента. Тогда он стал прыгать и кричать — это моя Сюзи! Он обнял её и начал плакать, называя её индейским именем, которое знала только она. Он мог узнавать людей, знакомых ему по прошлой жизни, а мать его ничего не знала о Сюзи. Такие случаи очень многочисленны, но в такой короткой радиопередаче трудно сообщить достаточный материал.
По материалам радио «Кришна-лока»
ТАЙНЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
В Сиднее (Австралия) недавно был арестован д-р Джон Гилл, заведующий отделением наркомании и алкоголизма городской психиатрической больницы. Он обвиняется в том, что вместе со своим шефом (ныне покойным) доктором Харри Бейли осуществлял небезопасные для жизни больных эксперименты.
Речь шла не только о применении психотропных препаратов, но также об операциях на мозге, целесообразность которых теперь определяет следствие, а также о специальных сеансах гипноза над пациентами.
Одна из медсестер рассказала о больном по имени Эдгар Мур, который в результате такого лечения покончил жизнь самоубийством.
Д-р Гилл применил к нему один из методов лечения, который, как он утверждает, дает хорошие результаты. Доктор назвал этот метод «возвращением в прошлое». Пациент в состоянии гипноза возвращался не только в свое раннее детство, но и в свою предыдущую жизнь.
— Мы в это не верили, — говорит медсестра Флоренс Пауэрс, — но случай с Эдгаром Муром настолько удивителен, что даже не укладывается в голове…
Эдгар был алкоголиком. Он страдал провалами памяти, но вел себя спокойно и пользовался симпатией персонала. Ему было 25 лет, он нигде не работал и находился на содержании матери, владелицы крупной экспедиторской фирмы. Своего отца Христиана он знал только по фотографии и родился уже после его смерти.
Отец — Христиан Мур выехал в Германию в 1967 году, за два месяца до рождения сына, и уже никогда домой не вернулся. Не известно до сих пор, что с ним произошло. Немецкая полиция не обнаружила никаких следов пропавшего.
И вот во время одного из сеансов, когда д-р Гилл «вернул своего пациента в прошлое», Эдгар вышел из гипноза и закричал. Был это такой страшный крик, как рассказывает медсестра, что весь персонал сбежался в кабинет д-ра Гилла. «Это я убил отца!» — кричал Эдгар.
Сначала он ничего не хотел рассказывать, но потом медсестре Флоренс, которой доверял, рассказал, что пережил во время сеансов гипноза. Он вошел в свою предыдущую жизнь. Его имя было Карл Стиллер. Жил в Гамбурге и состоял в банде, которая специализировалась на грабежах иностранцев. В 1967 году в одном из баров он познакомился с богатым австралийцем. «Я вызвал у него доверие, — рыдая, рассказывал Эдгар, — и уговорил провести вечер вместе. Уже пьяного привез в порт и затем убил».
Он убил его ножом, забрал документы и деньги, а труп сбросил в воду.
Карл Стиллер, как утверждал Эдгар, погиб через несколько дней от рук своих коллег за сокрытие от них денег, добытых грабежом.
— Он был очень несчастлив, — говорит медсестра.
Мы пробовали ему объяснить, что это только сон, плод его воображения. Пациент же свято верил, что в своей предыдущей жизни убил отца. Но самым удивительным было то, что Эдгар, не знающий немецкого языка, начал на нем говорить. Это страшно…
В итоге Эдгар Мур покончил жизнь самоубийством. Ему удалось украсть большой кухонный нож, и он воткнул его себе в сердце.
Однако д-р Гилл не чувствует себя виноватым.
— Во время сеансов гипноза больные видят разные образы. Никто не знает точно, являются ли они продуктом перевоплощения или фантазии. Но часто такие сеансы приводят к исцелению больного. Случаются, правда, результаты, которые никто не может предвидеть, как это и произошло с Эдгаром Муром.
Вину д-ра Гилла определит суд. Но был ли Эдгар Мур когда-то Карлом Стиплером — останется навсегда загадкой.
Збых Сван
Новость из области переселения душ — женщина живет одновременно в настоящем и прошлом. Домохозяйка из Коннектикута по ночам превращается в учительницу из… 1877 года.
Луиза Крамер, мать двоих детей, прошла курс лечения в частной клинике после попытки самоубийства на почве «синдрома реинкарнации». Ее случай описан в специализированном психиатрическом журнале.
«Феномен одновременного существования, проявившийся девять месяцев тому назад, вызвал у пациентки глубокую депрессию. — пишет ее лечащий врач. По рассказам Луизы, она каждую ночь переносится в иную эпоху. В прошлом столетии она — учительница».
Г-жа Крамер, 52 лет, разведенная, впервые ощутила двойственность своего существования девять месяцев назад. Каждую ночь она становится дамой средних лет Пенелопой Эндрюс, учительницей из Вайоминга.
— Женщина, которой я становлюсь, живет в угрюмом холодном доме, — рассказывает г-жа Крамер. — У нее хронический кашель и много других недомоганий. Учит шестнадцать детей, которые приходят к ней издалека, пешком, проселочными дорогами. Деньги, которые платят родители учеников, составляют весь ее скромный бюджет.
Луиза пробовала избавиться от повторяющихся из ночи в ночь видений с помощью снотворного. Безуспешно. А когда не помогла и помощь психиатра, попыталась покончить жизнь самоубийством.
Мы ее обследовали во время этих видений, — пишет психиатр д-р Арнольд С. Брумер. — Пациентка, совершенно очевидно, стамовится кем-то иным».
Едва успев задремать, г-жа Крамер словно впадает в транс. При этом глаза у нее открыты и она способна общаться с окружающими. Разговаривает с врачами. Утверждает, что ее зовут Пенелопа Эндрюс, и подробно описывает свою убогую жизнь в Америке XIX века.
«Твердит, что президентом в США — Ратефорд Б. Хейс, что она рассказывает детям о банковском кризисе 1873 года, о принятой недавно Декларации прав человека, о творчестве Марка Твена, — пишет д-р Брумер. — Кстати, ей очень нравится его новая повесть «Приключения Тома Сойера». Жалеет, что у нее нет собственного экземпляра этой книги».
Исторические исследования подтверждают достоверность многих деталей жизни старого Вайоминга, о которых рассказывает Крамер. Выяснилось, кстати, и то, что в те годы там действительно жила Пенелопа Эндрюс, которая умерла от чахотки в 1882 году.
В месте, указанном г-жой Крамер-Эндрюс, удалось обнаружить остатки дома, где жила Пенелопа, а в парке — старый дуб с ее монограммой, вырезанной в коре. Какой-то ученик сделал это сто лет назад из любви к учительнице…
Можно ли верить в эту историю? Пока никто не доказал, что параллельная реинкариация Луизы — мистификация, и нет оснований подвергать ее сомнению. Легче, всего сказать: «Ерунда!» — но это не объясняет загадку.
Адам Пех.
БЛУЖДАЮЩИЕ ДУШИ
«Она снова убьет меня!» — вскрикнула в ужасе трехлетняя Сунита при виде женщины из соседней деревни. Когда насмерть перепуганная бабушка вела ее домой, Сунита несла какую-то околесицу: невестка наняла местных бандитов, чтобы ее убить. Она пыталась скрыться от преследователей, но не избежала кровавой расправы…
«Сегодня так жарко, что, если я умру, вам не нужно будет меня кремировать. Я просто сгорю», — сказала в знойный день тетя 4-летнего Аджита Сингха. На что мальчуган ответил: «Ну и что, со мной ничего не случилось после того, как меня сожгли на погребальном костре». Впоследствии он начал в подробностях рассказывать о жизни реально существовавшего судьи из пакистанского города Равалпинди…
«Однажды я возвращался домой на машине, — говорит 5-летний Титу, и при этом тонкий голосок деревенского мальчугана густеет, становится по-настоящему мужским. — Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы моя жена Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в голову». На правом виске у мальчика рубец странной формы…
Это не кадры из фильма ужасов, не детское баловство и не бредовые фантазии умалишенных, а тщательно проверенные и документированные случаи из реальной жизни, которые происходили в Северной Индии. Этот довольно редкий феномен, известный под названием «реинкарнация» или «перевоплощение душ», ставит многочисленные загадки перед учеными.
Специалисты в области парапсихологии из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии, а также из Делийского университета за последние четверть века зарегистрировали около 300 подобных случаев. 45 из них описаны в недавно изданной в Дели книге известной исследовательницы в этой области доктора Сатвант Пасричи «Претензии на реинкарнацию. Эмпирическое изучение случаев в Индии». На протяжении более 10 лет она тщательно проработала десятки проявлений подобного феномена, описала как типичные, так и нетипичные случаи, выявила определенные закономерности.
Вот один из типичных случаев перевоплощения.
Манджу Шарма родилась в семье брахманов неподалеку от города Матхура штата Уттар-Прадеш. В возрасте двух лет она начала неожиданно говорить, что родилась в деревне Чаумуха, расположенной в нескольких километрах от ее родного селения, назвала имена своих «бывших» родителей, некоторые детали «прошлой жизни». По ее словам, отец Манджу, владелец табачной лавки, проводил ее в школу и уехал в близлежащую Матхуру. Возвращаясь с занятий, она попыталась зачерпнуть воду из колодца, чтобы окропить ею статую божества Махадева, однако потеряла равновесие и утонула в колодце.
Такой рассказ малышка повторяла множество раз, пока его не услышал один из местных жителей, знакомый с ее «бывшими родителями». Узнав о загадочном поведении девочки, они решили с ней встретиться. Увидев своих «бывших» отца, мать и брата, Манджу бросилась в слезы. Ладали и Хансмукхи Саран — так звали приехавших супругов — пришли к выводу о том, что в памяти двухлетней девочки отражена жизнь их дочери,которая четырьмя годами ранее действительно утонула в колодце. С возрастом Манджу стала все реже вспоминать о своей «прошлой жизни», однако и во взрослые годы у нее осталась боязнь перед колодцем.
По каждому из подобных и сходных случаев Сатвант Пасрича опросила множество родственников детей в их «прошлом» и «нынешнем» рождениях и систематизировала полученные данные. В результате получилась следующая картина: как правило, «эффект перевоплощения» наблюдается у детей в возрасте от двух до семи лет, с годами они почти полностью забывают детали «прошлой жизни». В 82 процентах случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в «прошлом рождении», а в 67 процентах — обстоятельства «собственной смерти».
Примечательно, что в половине зарегистрированных случаев реинкарнации люди в своих «предыдущих жизнях» умирали насильственной смертью. Их средний возраст составлял 30 — 40 лет. «Перевоплощение» наступало в среднем через полтора года, хотя его сроки варьировались от одного дня до 11 лет. Как правило, «блуждающие души» вселялись в ребенка, живущего на сравнительно близком расстоянии от места жительства своего «прошлого рождения». В 88 процентах зарегистрированных случаев родственных связей между ними не имелось.
Перед учеными встал естественный вопрос: не преследуются ли здесь корыстные побуждения, стремление вызвать сострадание у «бывших» родителей или других членов семьи и получить в результате материальную выгоду. Одна такая попытка действительно имела место, однако в большинстве случаев возможность мошенничества исключается.
Одним из самых загадочных явлений стало наличие родимых пятен или деформаций кожи у детей в тех местах, куда были нанесены раны при гибели их прошлых воплощений. Так, например, ученые ознакомились с результатами вскрытия тела Суреша Вармы, «душа» которого «вселилась» в 5-летнего Титу. Выяснилось, что пуля убийцы воина в тот висок, где у мальчика находится рубец, отрикошетировала от черепной коробки и вышла над правым ухом. В этом месте у мальчика было найдено большое родимое пятно.
Аналогичное явление отмечалось и у Суниты, которая впала в ужас при виде своей невестки из «прошлой жизни». У нее на груди и на правой руке имеются странные пятна, которые своими очертаниями напоминают ножевые раны. Полицейский отчет об обстоятельствах убийства ее «прошлого рождения» женщины под именем Рам Дулари свидетельствует о том, что раны были нанесены именно в эти места. Совпадение ран и родимых пятен зарегистрировано в 42 процентах исследованных случаев убийств.
Более того, практически у всех детей остается боязнь перед атрибутами, которыми сопровождалась их смерть в «прошлом рождении». Это нож и темнота у Суниты, колодец — у Манджу, пистолет — у Титу и т.д.
Были выявлены и другие проявления реинкарнации, которые никак не совпадают с уже обнаруженными аналогиями. Полной загадкой даже для доктора Пасричи стал случай с 32-летней Уттарой Худдар из штата махараштра. При определенных фазах Луны она начинала говорить на незнакомом ей ранее бенгальском языке. Однажды в такой период пригласили человека, владеющего бенгальским, и он перевел слова Уттары. Она утверждала, что ее имя — Шарада, живет она в Бенгалии, ее муж лекарь. При этом она в точности воссоздавала детали быта Бенгалии начала XIX века, проявляла искренее удивление при виде таких современных вещей, как электровентилятор или выключатель. Она говорила, что ее укусила змея и она потеряла сознание. Этот случай необычен по двум основным причинам. Во-первых, реинкарнация наступила через беспрецедентно долгий срок — приблизительно полтора века. Во-вторых, женщина заговорила на незнакомом ей — это проверено — языке, причем на диалекте, характерном для прошлого столетия.
Пытаясь научно обосновать феномен реинкарнации, доктор Сатвант Пасрича в своих выводах пошла «от противного», исключая те или иные гипотезы. Это не детские фантазии, утверждает она, так как ребенок говорит о реальном человеке, личность и обстоятельства жизни которого достоверно установлены. Рассматривалась также возможность так называемой генетической памяти. Однако эта версия отвергается, как правило, отсутствием даже отдаленных родственных связей между «перерождениями». Доктор Пасрича отклоняет также гипотезу о так называемой «криптомнезии» — дремлющих воспоминаниях о случайных разговорах взрослых, сообщениях радио или телевидения, отложившихся в подсознании ребенка и неожиданно всплывших под влиянием какого-либо психологического импульса.
Не исключалась возможность и таких «аномальных» объяснений «перерождения», как экстрасенсорная связь. Однако против этого говорит тот факт, что лишь в трех случаях у обследованных детей были обнаружены экстрасенсорные способности. А как объяснить появление родимых пятен на месте ран?
С реинкарнацией во многом пересекается уже неоднократно отмеченное психиатрами и парапсихологами другое загадочное явление — «вселение чужого духа» или «одержимость». Однако, по мнению доктора Пасричи, это два разных, хотя и сходных феномена. В случае, когда в человека вселяется чужой дух, он проявляет, как правило, очевидные признаки психической ненормальности, в то время как при реинкарнации такого не наблюдается.
Индийские ученые, а также их коллеги из США продолжают исследования феномена реинкарнации. Пока он не находит надлежащего научного объяснения и укладывается лишь в традиционную индуистскую концепцию о перерерождении. Что ж, может быть, блуждающие, безвременно ушедшие из плоти души ищут и иногда находят себе пристанище?
Михаил КАПУСТИН
Корр. ТАСС,
Дели