Каждая вменяемая домохозяйка, покупая на базаре овощи, чтобы знать, что она покупает, кроме лицевой стороны картошки или помидора, обязательно осмотрит и другую их сторону. А вдруг она подпорчена?! Это, мне кажется, истина, не требующая доказательства.
Так вот, открою, может быть, для кого-то обстоятельство, лежащее на поверхности, но не бросающееся в глаза. Об Иисусе судят по текстам, приведённым в Новом завете, хотя большинство и не удосуживается заглянуть в Новый завет, а судит по тому, что вещается попами и средствами массовой информации. Но ведь это только одна сторона помидора! У него есть и другие стороны. Кроме евангелий, много сообщений об Иисусе имеется в религиозной иудейской литературе. Поэтому хочу ознакомить вас с одним из таких документов, называемым «Тольдот Иешу», что означает, «Родословие (происхождение) Иисуса».
Но надо сразу сказать: ценность этого документа как источника правдивой информации близка к нулю. Во-первых, надо иметь в виду, что иудеи стали говорить об Иисусе, видимо, только защищаясь, в ответ на обвинения христиан в его убийстве; личность Иисуса сама по себе их не интересовала абсолютно. Во-вторых, устные иудейские рассказы стали рукописями значительно позже евангелий. Так, например, устное сказание «Тольдот Иешу» стало рукописью только в V веке нэ. Данное произведение из-за необычайного цинизма и ненависти к Иисусу выбыло из области научного исследования. Я же, ради интереса, в противопоставление евангелиям, представлю его не суд читателя почти полностью.
Жил один человек по имени Иосиф, у которого была жена по имени Мариам. По соседству с этим Иосифом жил один злодей по имени Пандира. Мария тайно зачала от него ребёнка. Поразмыслив над этим злодеянием, Иосиф заподозрил, что здесь замешан сосед. Он очень опечалился и не знал что делать. Тогда сказал Иосиф: если я останусь здесь, то подвергнусь хуле и позору, ибо она (Мариам) может родить, и станет известно, что пока она была со мной, она зачала и родила прежде времени. Тогда меня ждут насмешки и позор; но мне лучше смерть, нежели претерпеть всё это. В некий момент он собрал учителей («закона Моисеева»), близких его сердцу, и сказал им: я ухожу в Вавилон и останусь там навсегда. Через некоторое время в городе прошёл слух, что Мариам, жена Иосифа, беременна, и когда прошёл положенный срок, она родила сына, которого назвали Иегошуа, и на восьмой день обрезали его. И Мариам думала, что это сын её мужа, Иосифа. Но Иосиф, муж Мариам, который ушёл в Вавилон, через два месяца прибыл в Иерусалим; никогда не спрашивал он о нём (Иисусе), и ему ничего не говорили относительно его. Когда миновало тридцать лет, как-то раз рабби Симеон бен Шетах шёл по улице, и два законоучителя сопровождали его. А был обычай, чтобы молодые законники (ученики «закона Моисеева»), которые изучали под их руководством Закон, при встрече кланялись своим учителям. И вот Иешуа прошёл мимо рабби Симеона и сопровождавших его законоучителей, но не склонил своей головы перед ними, как какой-нибудь богохульник или нечестивец, и направился он в большую школу в Тивериаде (в Галилее). Когда мамзер (у евреев – презрительное прозвище внебрачного ребёнка) прошёл мимо, один из законоучителей заметил: это мамзер. Другой добавил: мамзер и сын осквернённой. Иешуа пошёл своей дорогой, и, как случилось в этот день, так же он поступал изо дня в день, пока все законоучители не стали говорить про него: мамзер.
И вот, когда собрались учителя в школе и стали читать своим ученикам трактат Незекин, мамзер так же явился в школу, где юноши изучали законоположения. Тогда встал один из них, и сказал ему: ты не должен учиться, ибо всякий, кто не чтит учителей Закона, подлежит смерти! Как ты посмел явиться в школу изучать законоположения, когда ты мамзер и сын осквернённой?! И отвечая, этот злодей (Иисус) заявил: это вы (фарисеи) злодеи и сыновья блудницы; ибо поистине, вы смотрите в книгу, но не понимаете, что правое, а что левое, кто учитель, а кто ученик, что добро, а что зло, кто благороден, а кто из черни. Если вы знаете, ответьте мне: кто мудрее, Моисей или Иофор (учитель и тесть Моисея, мадиамский священник, то есть инородец – Исход 4:18)? То, что говорил Моисей, то ложное свидетельство, ибо Моисей перенимал обычаи у Иофора (инородца, к тому же не исповедовавшего свою религию, то есть поклоняющегося «ложным» богам) и слушал его указания; поэтому говорю вам, что Иофор превзошёл в мудрости Моисея, того Моисея, о котором вы говорите как о великом пророке, ибо сказано в вашем Писании: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Второзаконие 34:10). (Заметим, что книга Исход называет Моисея, чуть ли не другом богу: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» — 33:11).
Когда законоучители услышали, что говорит мамзер, и узнали, чему он учит, они собрались и объявили ему проклятие и отлучение за то, что он говорил, и договорились между собой: мы должны исследовать, кто его отец и кто мать, из какого он рода, какой принадлежит школе, чтобы стало ясно всё его дело.
По этому поводу многие из народа говорили им: мы слышали о его матери, что к ней ходил один злодей и развратник Пандира, а её муж пустился в бегство, и мы не знаем, где он. Тогда пришли учители к его матери и спросили её: кто ты и чья дочь? Она отвечала: я происхожу из рода царя Давида. Кто твой муж? Она сказала: Иосиф. Где он? Она отвечала: тридцать лет назад он ушёл от меня, и я ничего о нём не знаю. Они спросили: чей сын твой ребёнок? Она сказала: его сын, потому что я забеременела, когда жила с ним третий месяц и никого больше не знала. Но учители сказали ей: мы же думаем про этого ребёнка, что он мамзер и сын осквернённой.
И согласились учители между собой, что мамзера Иешуа следует удавить за то, что он в присутствии учителей Закона проявил упрямство перед Небом (Богом). Когда он узнал, что мудрецы приговорили его к смерти, он поспешил из Тивериады в Иерусалим; но Мариам осталась дома.
Иешуа проник в святилище, где находился камень основания (краеугольный камень), потому что эту основу заложил сам Бог; и это был тот камень, на котором Иаков приносил жертвы и на котором было буквами написано непроизносимое Имя (бога); всякой, кто овладеет этой тайной, может творить всё, что пожелает. И мамзер захотел овладеть тайной. Два медных льва сидели у двух колонн перед входом в святилище, и каждый, кто входил туда и изучал буквы или записывал их на пергаменте, только он выходил назад, как львы рычали на него, и он забывал написанное. Что же мамзер? Он произнёс буквы над своим бедром, разрезал его, не испытывая боли, и положил в бедро пергамент, на котором написал тайные буквы, и прежде чем выйти, заговорил это место. Когда он выходил, львы зарычали на него, и он тут же забыл написанное, но пергамент остался на месте, и когда он удалился, разрезал себе бедро, вынул пергамент и вновь выучил буквы в спокойной обстановке. Он был единственным, кто так поступил, и после этого он мог творить всё, что пожелает.
Когда он почувствовал, что обладает силой, он пошёл и собрал триста десять молодых людей из знати Израиля и проповедовал им. Когда сына израилевы увидели, что некоторые язычники уверовали в него, они составили совещание и положили схватить его. И схватив, они привели его к царице Елене (стоит только удивляться, но речь, видимо, идёт о матери императора Константина, жившего в IV веке нэ). И обратились к царице Елене: госпожа царица, этот человек, называемый Иешуа, есть мамзер и великий чародей, благодаря чему он совращает людей и соблазняет Израиль, говоря, что он Мессия. За это он заслуживает смерти. Поэтому мы схватили его и привели к тебе, чтобы ты судила и вынесла суровый приговор этому сыну погибели!
Тут Иешуа раскрыл уста и сказал: госпожа царица, эти люди преступники, и о них сказал мой предок Давид: «Неужели не вразумятся делающие беззаконие» (Псалом 52:5). Остерегайся их советов, так как мой предок Давид сказал: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Псалом 1:1).
Тогда, отвечая, мудрецы воскликнули: госпожа царица, да будешь ты жива! не верь его словам и суди не по плоти, а по духу. И когда он говорит из Писания: «блажен муж», знай, что в слове «муж», заключена такая же цифра, как и в слове «Иешуа» (как и у римлян, у иудеев буквы означали и цифры; в данном случае оба слова означали число 310), и слово «Иешуа» состоит из букв, которые означают: да изгладится имя его и память о нём. Поистине, тот, кто носит такое имя, погубит мир, и мы утверждаем, что сей человек, о котором сказано в Писании: «проклят человек» (Иеремия 11:3, 17:5). Он мамзер и сын осквернённой, а не Сын Божий, и заслуживает того чтобы его предали смерти. Царица выслушала их слова и сказала: в вашем Законе написано: «во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно» (Иеремия 23:6).
Тут выступил Иешуа и сказал: я и есть он, — я убиваю и оживляю, и это не великие ли знамения, которые должно делать Мессии. Царица изумилась этому и поверила в то, что он Бог. И сказала мудрецам Израилевым, что презирает в своём сердце их веру. И пришло ей на ум, чтобы погубить всех иудеев, истребить и уничтожить их, — упаси Бог! – но она смущалась и стыдилась это сделать. И начались между ними большие раздоры: одни говорили это, другие то, но большинство из них не расходилось. Тогда Иешуа сказал царице: оставайся в спокойствии, да будет тебе благословение Отца небесного и моё благословение; я хочу отправиться в Верхнюю Галилею, ибо так велит мне Отец мой небесный. И царица сказала: благословение твоё со мной, иди и возвращайся.
После этого Иешуа ушёл в Верхнюю Галилею. Когда иудеи узнали, что Иешуа удалился, они пришли к ней и сказали: госпожа царица, этот человек небывалый чародей, и его чары таковы, что он может привлечь многих людей и отложиться от тебя (предать). Тотчас же царица послала многих всадников и вестовых и велела привести его. Они нашли его в Верхней Галилее в окружении соблазнённых им людей. И когда посланные увидели, скольких он соблазнил, они хотели схватить его и отвести к царице, но люди Верхней Галилеи воспротивились им, и между ними вспыхнула война. И сказал им Иешуа: не сражайтесь с этими отщепенцами! О них сказано: «вознеслись (в тексте библии – «вознёсся») против Господа» (Иеремия 50:29).
А посланные вернулись к царице и сказали ей: мы исполнили всё, что ты велела, и своими глазами видели великие знамения и чудеса. И рассказали ей обо всём, что увидели.
Когда Иешуа пересёк море верхом на мельничном жернове, который плавал будто ореховая скорлупа, царица встала и оказала ему большой почёт. И велела явиться всем старейшинам и мудрецам Израилевым и сказала им: вы говорили мне, что Иешуа чародей, но он творит великие знамения и чудеса, какие до сего дня никто не мог совершить; и я думаю о нём, что он не Иешуа, а Сын Божий! Старейшины, отвечая, сказали ей: госпожа царица, не думай так и не обращай внимания на эти дела, колдовские и чародейские, ибо обо всём этом мы предупреждали тебя и говорили тебе, что он мамзер и сын осквернённой и что он чародей.
Когда царица узнала, что за мудрецов Израилевых выступает весь народ, она тотчас же велела передать Иешуа, что желает узнать истину в его деле, и послала вестников, приказав привести его с почётом. И он явился к ней, и с ним пришли все отщепенцы и уверовавшие в него. Но прежде чем Иешуа пришёл к царице, старейшины и мудрецы Израилевы собрались на совет и сказали: всё, что он творит, он творит при помощи тайного Имени; нам нужно выбрать молодого человека, чтобы он пробрался к камню основания, на котором написано тайное Имя, и выучил бы его, и тогда он сможет сделать то же, что и Иешуа перед царицей Еленой.
И выбрали одного молодого человека по имени Иуда Искариот, который был весьма умён и проницателен, и сказали: так и так. И велели ему пробраться к камню основания, на котором было написано тайное Имя, и записать его на пергаменте, а потом спрятать в своём теле и выйти оттуда. Он так и сделал, вынес его в своём теле и, выучив его, приобрёл силу творить всё, что пожелает.
Иешу с молодыми людьми прибыл к царице. Тотчас же явились и мудрецы Израилевы со старейшинами и с Иудой Искариотом. Когда старейшины Израилевы подошли к царице, и Иуда Искариот с ними, встал Иешуа напротив них, и они напротив его. И после многих речей и препирательств Иешуа взмахнул руками, как орёл крыльями, и воспарил над землёй. Все люди, видевшие это, пришли в изумление. И весь Израиль поразился этому.
Тогда мудрецы сказали Иуде Искариоту: да поддержит тебя Господь (Яхве), повергни его, чтобы иссякла вся сила его. Повинуясь их приказу, Иуда тотчас же поднялся в воздух, а Иешуа упал на землю. Но вместе с этим он (Иуда) сделал и другое дело: злодей забыл тайное имя. Но народные мудрецы, знавшие тайну (произошедшего), никак не выдали себя, но поносили Иуду Искариота, и когда вскипели распря и ссора, то говорили другим, что Иуда дурно поступил с Иешуа.
Тотчас Иешуа почувствовал, что сила покинула его, и что он забыл буквы, составляющие тайное Имя. Когда израильтяне увидели, что сила покинула его к спасению городов Израилевых, они собрались, прославили царицу и уверовали в слова мудрецов. Царица спросила Иешуа: где твои дела, где те чудеса, о которых ты говорил? И отвечая, Иешуа сказал: госпожа царица, знай, что пророчествовал о них пророк Исаия: «Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их. Теперь они говорят: нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа!; а царь – что он нам сделает?» (Осия 10:2-3, а не Исаия!!!). Это пророчество Исаии, — мир ему! – относится к этому народу, сбившемуся с пути и верящему лжи; поэтому Господь мой дал мне откровение. Я знаю, что должен претерпеть от рук человеческих страдания и смерть, но те, кто уверовал в меня, избегнут страшного суда, как сказал пророк Исаия: «Он понёс на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Исаия 53:12) И я говорю вам: «Не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?» (Иеремия 5:9).
Тут мудрецы обратились к царице: «Не слушай слов пророка сего. Не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его» (Второзаконие 13:3,8). Она спросила их: что вы хотите? Отдай его в наши руки, ибо ты своими глазами видела, как он упал и повергся ниц; теперь ты понимаешь, что он не тот, за кого себя выдаёт. Она, отвечая, сказала: верно, так. И в тот же час отдала его в их руки.
Что сделали с ним мудрецы Израильские? Они надели ему на голову шерстяную шапку и завязали её так, чтобы он не мог видеть, потом позвали благородных князей царицы и представили его глазам всего Израиля. И поставили вокруг него семьдесят человек, и дали им в руки посохи из гранатового дерева, маслины, смоковницы и других деревьев, и велели им бить его по лицу, спрашивая: скажи, кто ударил тебя? Он отвечал, что его ударили Адам и Неффалим. Они спросили: чем ударили тебя? Он отвечал: смоковницей, а это было гранатовое дерево. Тут благородные князья сказали: ложь то, что ты говоришь, и ложь то, что ты делаешь. После этого Иешуа заковали в цепи, и он стал печалиться и тосковать, потому что был бессилен, а сила была теперь у мудрецов, и в их власти было умертвить его или оставить жить. Одни иудеи говорили им: мы хотим, чтобы его забили камнями как Азазела (козла отпущения); а другие говорили: мы не хотим, чтобы его прикончили в сей час, но чтобы он страдал и мучился целый месяц; наконец, третьи советовали: не нужно побивать его камнями, но пусть каждый израильтянин придёт и ударит его по лицу. Стоящие же вокруг него сторожа и другие люди били палками и нанесли множество ударов, а мудрецы били его сандалиями.
Тогда Иешуа поднял глаза и произнёс: Отец мой небесный, я «не умру, но буду жить» (Псалом 117:17); «кто бы дал мне крылья, как голубю? я улетел бы и успокоился бы» (Псалом 54:7). (И далее сплошные цитаты из той же Псалтыри: 101:2-7,10; 9:8; 21:21; 6:4; 93:16; 5:3)
Когда отщепенцы, увлечённые им, услышали его слова, эти горестные крики и причитания, они исполнились отчаянием и стали рвать себе усы и бороды. Узнав об этом, царица велела передать их иудеям. Она сказала: так как этот мир может погибнуть из-за того, кто утверждает, что он Сын Божий, и из-за его колдовства, соберите всех этих гнусных людей и отдайте их иудеям, ибо они приходили ко мне вместе с ними; посему отдаю их в ваши руки, — пусть он (Иешуа) их спасёт и вызволит; а если нет, значит, он подлый и отвратительный шарлатан и мамзер, как вы мне про него говорили. Тут печаль и стоны Израиля обратились в ликование, а скорбь – в праздник.
Тотчас же они взяли его и отвели в Тивериаду и перед входом синагогу связали и бросили его на землю. Каждый по своему усмотрению бил его сильными ударами. Тем временем все отщепенцы, которые уверовали в него, и их священники, и собранные им триста десять учеников взялись за оружие и грозились убить всех его врагов, так что день и ночь шла борьба и происходили многочисленные убийства. Само их присутствие совращало учеников с верного пути.
Когда Иешуа увидел, что сила покинула его и он не может спастись, то обратился к старейшинам: не сказано ли в Законе: «если увидишь осла врага твоего упавшим, то не оставляй его?» (Исход 23:5). Так дайте мне что-нибудь поесть и попить. Они взяли скляницу с уксусом и дали ему пить. И отведав горечь, он громким голосом сказал своим ученикам: радуйтесь, ученики, и знайте, что на мне исполнилось пророчество: «и в жажде моей напоили меня уксусом» (Псалом 68:22). После того как на его голову надели венец из тёрна и колючек, он сказал: смотрите так же, как на мне исполнились слова: «пресытил меня горечью, напоил меня полынью» (Плач Иеремии 3:15). Отщепенцы же подняли крик, стали плакать и причитать и бросились в сражение за него, так что разразилась большая бойня, где отец убивал сына, и сын отца, но всё же, когда израильтяне стали одерживать верх над сторонниками Иешуа, он сказал: братья мои и ученики, не сражайтесь за меня, ибо Отец мой небесный позаботится обо мне, и я исполню то, что сказал пророк: «Я предал хребет мой бьющим и ланиты мои поражающим; лица моего не закрывал от поругания и оплёвывания» (Исаия 50:6).
Он сказал израильтянам: обо мне говорится: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся, и возвеличится» (Исаия 52:13). И так спросил израильтян этот злодей, преступник и притеснитель: о ком гласит сие пророчество, если не обо мне? Но вы молчите, дети лжи, потому что запечатаны ваши уста и отвердели языки. О вашем упрямстве предупреждал меня дух Господень, но Господь обещал мне, что я буду благословен за смирение моё, и душа моя получит исцеление и выйдет на свободу, и тогда исполнятся стихи: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моём» (Исаия 61:10). И как вы берёте драгоценную невесту, так примет меня Отец мой небесный, а всё, что вы хотите, вы не получите; служащие мне возрадуются, а вы устыдитесь. Служащие мне обретут блаженство, а вы возрыдаете в душевных муках, и воскорбят ваши сердца, и вы будете скитаться во мраке, проклинаемые и высмеиваемые, и рассеетесь в странах, от изгнания к изгнанию, и никто не поможет вашему народу. Всё, что вы хотите, известно мне от Отца моего небесного, ещё прежде, чем я пришёл в этот мир; и тогда я испытывал большой страх, но Отец мой небесный сказал мне: «не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далёкой страны» (Иеремия 30:10), «не бойся, Я помогаю тебе» (Исаия 41:13). Затем сказал Отец мой небесный: за все те мучения, что они причинят тебе, спросится с них; поэтому всё, что вы со мной делаете, вы делаете как камни бесчувственные. Пророк Иеремия пророчествовал обо мне: «Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану» (Мих 7:8, а не Иеремия!!!). Знайте же, что всё, что происходит со мной, предсказано Небом.
Когда отщепенцы услышали это, они собрались и возрыдали так громко, что их плач был слышен повсюду. Но все иудеи были бесчувственны к ним, как камни. Тогда они схватились за мечи и посылали проклятия на иудеев, так что иудеи пришли в большой страх. А отщепенцы явились в тюрьме, сняли засовы и вывели пленника наружу. Тотчас же Иешуа покинул страну и со своими тремястами десятью юношами ушёл в город Антиохию.
И что же мамзер? Он сказал своим ученикам: Отец мой небесный призывает меня к Себе; я пойду, а вы оставайтесь и ждите здесь моего возвращения. Посему он задумалв Египет пойти и обучиться там магии, и из-за этого сказал так ученикам.
И он направился в Египет и оставался там продолжительное время, усердно обучаясь колдовству. Затем он покинул Египет и поспешил в Антиохию к своим ученикам. Он сказал им: не печальтесь, ибо Бог открыл мне ваше будущее: знайте, что вас ожидает великое блаженство.
Он задумал пойти в Иерусалим в те дни, когда израильтяне справляют праздник. А на Пасху много израильтян сходилось в святилище. Иешуа позвал своих учеников и велел им, чтобы они надели одежду одинакового цвета, — цвета удачи Иешуа, — и когда это было исполнено, они всей толпой явились в Иерусалим, когда там начался праздник. Но он заклинал их хранить в тайне то, что они находятся в Иерусалиме. Для этого он обманул их, говоря, что мог бы объявить великие чудеса, но иудеи ищут погубить его, потому что он говорил с Отцом на небе. Так всей толпой они пришли в Иерусалим.
Но среди них был один человек по имени Папа бен Рецицта, который считал, что все дела его (Иешуа) поддельны, обманчивы и лживы. Он не пошёл вместе с Иешуа и сей толпой в святилище праздновать Пасху, но направился этот Папа к мудрецам и открыл им все замыслы и намерения (Иешуа), и сказал им так: что дадите вы мне, если я приведу вас в то место, где скрывается Иешуа? Они сказали ему: мы сделаем тебя великим среди нас. Он сказал им: сейчас он в святилище, но с меня взяли клятву, что я не открою его и не совершу против него зла. Они сказали Папе: зачем же ты пришёл к нам? Он сказал: сейчас он среди отщепенцев, которые явились из Антиохии; идите следом за мной в святилище, но сделайте вид, что вы не связаны со мной; между тем хорошенько следите, какому человеку я поклонюсь; тот человек, которому я поклонюсь и есть Иешуа. Они так и сделали, как говорил Папа.
Как поступили мудрецы? Собравшись, они пришли в святилище как обычные люди, пришедшие на праздник, незамеченные и молчаливые. Но их глаза неотрывно следили за толпой отщепенцев, одетых в одинаковые одежды. И когда увидели, что Папа подошёл и поклонился Иешуа, тотчас же бросились, схватили его за руки и воскликнули: мамзер, сын осквернённой, соблазнитель и совратитель, притеснитель, обманщик людей, утверждающий, что Господь помазал тебя Мессией, избавителем Израиля, где те знамения и чудеса, которые ты творил?!
Тотчас же они взяли испуганного Иешуа и, пока он безмолвствовал и не успел открыть рта, посадили его в темницу. А ученики Иешуа грозились, что будут воевать с Израилем, доколе не спасут его (Иешуа), но не посмели ничего сделать, ибо вокруг было много иудеев и пришедших на праздник паломников. Когда Иешуа понял, что не вырвется из рук израильтян, он сказал своим ученикам: не говорил ли я вам, что это должно было произойти; для чего вам бороться с ними? Они же отвечали: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, (обречённых) на заклание» (Псалом 43:23), а о них сказал пророк: «ваши руки полны крови» (Исаия 1:15), и в Писании сказано Отцом нашим небесным: «пророков ваших поядал меч ваш» (Иеремия 2:30). И ученики подняли большой плач. Тогда сказал этот старик и другие старики: нужно повесить его на этом стволе!
Так он оставался висеть до вечера, и многие юноши и женщины бросали в него палки и грязь, метали стрелы и камни. Но вечером по велению мудрецов его сняли, — да исполнится так, как сказано: «тело его не должно ночевать на дереве» (Второзаконие 21:23), — и похоронили его.