Начиная с тех давних времён, когда правил благочестивый князь Андрей Боголюбский, а было это в XII веке, прочное место в сердцах жителей православной Руси занимает праздник, напоминающий о том, как молящихся во Влахернской церкви защитил от врагов честной омофор Девы Богородицы. Все богослужения этого дня наполнены песнопениями, прославляющими Пречистую Заступницу нашу ― Царицу Небесную, обязательно исполняется тропарь Покрова Пресвятой Богородицы и кондак, написанный в Её честь.
Чудо, явленное на берегах Босфора
Установлено это торжество в ознаменование чудесного спасения жителей византийской столицы от нашествия сарацин в 910 году. Убедившись в том, что самим им не справиться с многотысячным полчищем врагов, горожане собрались на всенощную во Влахернской церкви, где хранилась величайшая святыня ― риза Царицы Небесной. Священная История повествует о том, как в переполненном храме звучали молитвы, призывающие Её помощь на осаждённый город.
Согласно преданию, среди молящихся были двое ― святой юродивый Андрей и его верный последователь блаженный Епифаний. Неожиданно для всех среди ночи кровля храма исчезла, а присутствующих озарил дневной свет. И узрели святые мужи Пречистую Деву Богородицу, сопровождаемую бесплотными силами и святыми угодниками Божьими.
Царица Небесная молила Сына Своего об избавлении города от супостатов. Когда смолкли последние слова молитвы, Она воздела Свой честной омофор и распростёрла его над всеми, кто просил Её защиты. На следующий день полки сарацин сняли осаду Константинополя и спешно ретировались, не предприняв попытки овладеть городом.
Праздник, установленный Андреем Боголюбским
Греческая церковь, сохранив память о чуде, тем не менее не внесла день, когда оно совершилось, в число своих праздников. И только на Святой Руси начали отмечать его наряду с другими церковными датами. Этому событию посвящён знаменитый московский храм, известный в народе как собор Василия Блаженного. Было переведено на славянский язык житие святого юродивого Андрея, а также написаны тропарь и кондак Покрову Пресвятой Богородицы. Поговорим о них подробнее.
Что такое тропарь
Тропарь — это особая форма молитвенного песнопения, построенная таким образом, что в нём одновременно передаётся смысл празднуемого события и воздаётся хвала либо какому-то святому, либо событию, в честь которого установлено торжество. Подобным же образом составлен и тропарь Покрову Пресвятой Богородицы.
Текст песнопения содержит в себе прошение к Божьей Матери всех «светло» празднующих Её пришествие сохранить их, уповающих на Её помощь, и осенить святым покровом. Именно в этом сущность праздника. Речь идёт не только о воспоминании свершившегося одиннадцать веков назад чуда, но и о надежде в трудную минуту вновь обрести заступничество Царицы Небесной.
Гимн в прославление Святой Девы
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы является в то же время и Её хвалебным гимном. В тексте говорится, что молящиеся взывают к Заступнице Небесной, взирая на Её «честной образ». С этими словами приходят строки текста известнейшей Богородичной молитвы ― «Достойно есть».
В нём Божья Матерь именуется как «честнейшая херувим», что по-славянски означает честью Своей превосходящая херувимов, то есть ангелов, принадлежащих к высшему небесному чину. Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы, текст которого дошёл к нам из глубины веков, является ярким примером праздничной православной гимнографии.
Кондак ― отзвук византийской поэзии
Любой, кто бывает на церковных богослужениях, может засвидетельствовать, насколько насыщена яркими песнопениями и молитвенными текстами праздничная служба в Покров Пресвятой Богородицы. Тропарь, кондак, величание и акафист являются её неотъемлемыми составными частями. Все они полны света христианской любви. Кондак — это вид церковного песнопения, берущего своё начало из византийских стихотворных проповедей и посвящённый какому-то определённому празднику.
Кондак, посвящённый Богородице
На заре христианства ранние кондаки сочинялись в виде многострофных поэм. Со временем же их форма изменилась, и до наших дней они дошли в виде православных текстов, заключённых в две строфы, первая из которых называется кондаком, а вторая икосом. Как и тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, кондак, написанный к этому празднику, несёт в себе важную смысловую нагрузку.
Его текст рисует картину того, как в этот день в церкви незримо предстоит Божья Матерь, возносящая молитвы к Своему Предвечному Сыну о спасении верующих в Него. Её словам вторит бесчисленный сонм бестелесных духов, поклоняющихся подножию Царя Небесного. Таким образом, и тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, и кондак несут в себе общий смысл ― надежду на покровительство Небесных людям, страдающим от земных невзгод и лишений. Это следует из самой их сути. Но в этот день в храме звучат не только тропарь и кондак. Покров Пресвятой Богородицы, текст молитв его богослужений и чтение акафиста, в целом являющиеся Богородичным гимном, нельзя представить без важнейшего вида праздничных песнопений ― величания.
Прославление Небесных Сил
Ещё одной формой песнопения, ставшей непременным атрибутом православного праздника, является величание. Этот стих, исполняемый во время богослужения, несёт в себе хвалу и прославление святого или священного события, память которого отмечается. В день этого праздника все молящиеся, воздавая величание Божьей Матери и её честному Покрову, призывают в свидетели совершённого Ей чуда святого Андрея, видевшего Её молящуюся и простирающую Свой омофор над собравшимися во Влахернской церкви одиннадцать веков назад.