Этот старинный собор расположен в Восточном округе Москвы. Примечательно, что, несмотря на репрессии, храм не закрыли в годы советской власти, и многие духовные лица из закрытых приходов стали служить здесь.
На попечении русских самодержцев
Храм Рождества Христова в Измайлове построен из камня на месте деревянной церкви в вотчине бояр Романовых артелью Костромских мастеров по распоряжению царя Алексей Михайловича в 1676 году и освящен патриархом Иоакимом. Храм Рождества Христова в Измайлове – это резиденция русских царей. К иконам со святыми ликами небесных покровителей приходила поклониться вся семья второго самодержца из династии Романовых.
Архитектурное сооружение выдержано в стиле позднего узорочья. На постройку храма ушло почти десять лет. В 1678 году созданы три иконостаса костромским мастером Сергием Рожковым. В 1690 году пристроили приделы: Казанской иконы Божьей матери и Николая Чудотворца, которые были освящены, а в 1760 – трапезную и колокольню в стиле барокко. В начале XVIII века по приказу Анны Иоановны иконы были поновлены иконописцем Пискулиным, а в середине XIX — украшены резьбой киоты и иконостасы.
Главная святыня храма
Прошло всего 15 лет со дня распятия Христа, когда евангелист Лука написал икону Иерусалимской Божией Матери. Святыня много путешествовала, даже когда-то спасла Константинополь. Список с нее оказался в Успенском соборе в Москве. Сохранялась там до нападения Наполеона, потом исчезла без следа.
В 1771 году во время московской эпидемии чумы верующие приходили поклониться особо почитаемой иконе Божьей Матери Иерусалимской в Храм Рождества Христова. В Измайлове хранится копия, которая уже успела прославиться своими чудесами к описываемому времени. Сейчас она в храме главная святыня.
Строительство часовни
Конец XIX века. Измайлово вдвое увеличилось за счет выходцев из других губерний, теперь это крупное и промышленное село с населением более 2,5 тысяч жителей. Рабочие трудились на мануфактуре и не могли приходить в церковь, потому решено было для духовного окормления рабочих построить часовню на территории фабрики. Освятили ее в 1890 году.
Дело купца И.В. Бутюгина
Рубеж веков ознаменован следующим этапом ремонтно-строительных работ в храме Рождества Христова в Измайлове. Большой вклад в реконструкцию внес купец Иван Васильевич Бутюгин (1841- 1911). Он происходил из рода зажиточных крестьян, которые имели в Измайлово и Москве свои шерстоткацкие фабрики и кирпичные заводы. По заказу его родственника для Рождественского храма был изготовлен крест, который в 2000 году был передан на Серебряный остров в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Как и его семья, он занимался организацией фабричного производства и благотворительностью. Являлся попечителем библиотеки, земского училища, выделял средства на храм, в завещании упомянул свой дом, который отдал в пользу бедных для приюта и постоянного жилья престарелых девиц и вдов, который в 1912 году был открыт.
На средства Бутюгина по проекту архитектора П.П. Сальникова (1864-1901) в конце 19 века были созданы двойные железные двери, до сих пор стоящие при главном входе в церковь Рождества Христова в Измайлове. Кроме того, по заказу Ивана Васильевича во время поновления икон было создано несколько образов святителя Николая и Божьей Матери Казанской, стоявших в соответствующих приделах храма.
Роспись храма
В начале XX века церковь заново расписали. Это сделал известный московский художник Гурьянов Василий Павлович (1866-1920). В то время все работы по реконструкции контролировались Московским археологическим обществом. Оно рекомендовало выполнить роспись в стиле XVII века, но Василий Павлович в своей работе использовал пример Киевского Владимирского Собора, который реставрировал художник В.М. Васнецов.
Тогдашний настоятель Храма Рождества Христова в Измайлове Михаил Волков на этот счет отвечал, что на роспись были выделены скромные средства, стилизация под старину век была не под силу храму. Археологическое общество приняло работу с весьма низкой оценкой, особенно недовольно подчеркнув трактовку воссоздания «Моления о чаше» и алтарную роспись Святой Троицы. Тем не менее роспись Гурьянова сохранилась до конца XX века без поновлений. Этим же мастером была проведена полная реставрация иконостаса и отдельных икон. Императорская археологическая комиссия в 1911 году разрешила побелить стены, главы Рождественского храма и крыши покрыли медянкой. В следующем году установили водяное отопление.
Период революции
Храм Рождества Христова в Измайлове лишили церковно-приходской школы на том основании, что церковь отделена от государства. Духовенству запретили проводить занятия по Закону Божию в земском училище. Несмотря на это, дети все равно приходили в храм и пели в хоре.
В 1922 году проводилось изъятие ценностей. К этому моменту измайловских жителей осведомили, что никакое сопротивление не можетт удержать комиссию от выноса ценностей. Забрали 196 разных предметов: восемьдесят венцов с икон, пятьдесят серебряных риз, 3 кадила, кресты, серебряные углы с Евангелий и другие.
Наибольшее возмущение верующих вызвало действие комиссии по снятию ризы с чудотворного образа Божьей Матери Иерусалимской. Большевики стали ее топтать, чтобы высвободить драгоценные камни. Возмущенные прихожане написали письмо-протест против выноса церковных ценностей, за которое их потом арестовали, но вскоре выпустили.
В течение 1923 года храм восполнял утрату вещей. Только серебро заменила медь. Неизвестно как, но на место вернулась риза, которую сняли с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери.
Архитектура и внутренний уклад Рождественского храма запечатлели историю прихода от возникновения до наших дней и связанных с ним судьбы людей.