В поисках святого, о священномученике Николае Доброумове

В поисках святого, о священномученике Николае Доброумове.

В августе Русская Православная церковь отмечает 80-летие со дня кончины священномученика Николая Доброумова. Поиск сведений о нем привел нас в глубинку Коми.

Николай Иванович Доброумов — преподаватель Волынской духовной семинарии.

Усть-Сысольск — Усть-Кулом

Наше путешествие, предпринятое с целью собрать больше сведений о священномученике Николае Доброумове, началось в Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар), где 24 января 1876 года в семье смотрителя Усть-Сысольского духовного училища Николая Михайловича Доброумова родился будущий священномученик.

Усть-Сысольское духовное училище, смотрителем которого был Николай Михайлович Доброумов

Когда Николаю Доброумову исполнилось три года, его отец был определен священником Петропавловской церкви села Усть-Кулом. А с 1886 года Николай Михайлович Доброумов — уже благочинный Усть-Куломского округа. Вся жизнь святого XX столетия Николая Доброумова с детских лет будет связана с этим районом северной республики — Усть-Куломским. В 1899 году Николай Доброумов окончил Вологодскую духовную семинарию, и Преосвященный Гавриил, епископ Великоустюжский, определил его священником к церкви села Помоздино. Служил батюшка Николай и в храмах сел Усть-Кулом, Дон. В 1906 году отец Николай был назначен священником Преображенской церкви села Аныб, куда мы и отправились в один из летних дней по приглашению уроженки этого населенного пункта Светланы Дорошевой.

Светлана Дорошева в родном селе Аныб

Несколько лет назад Светлана Дорошева занялась изучением истории своей малой родины и составлением родословной и выяснила, что среди новомучеников аныбского храма и ее предок — церковный староста Христофор Казаринов, расстрелянный в 1931 году. Изучая его трагическую судьбу, Светлана выяснила и некоторые подробности жизни и служения на местном приходе священномученика Николая Доброумова, которые я и включила в настоящую статью.

Эх, дорога!

Наплавной мост на месте аныбской паромной переправы

Дорога на Аныб представляла собой печальное зрелище. Глубокие ямы, которыми был испещрен асфальт, — опасные дорожные ловушки для невнимательных водителей. Ехать пришлось по обочине, всего 10 километров в час, под немилосердно палящим северным солнцем. Радостным событием наших дорожных страданий стала установка на днях наплавного моста, связавшего Аныб с большой землей (не надо было теперь ждать переправы!). Уставшие, прибыли мы на место трудов батюшки Николая — в старинное село Коми. На пригорке останавливаем машину, чтобы отдохнуть, полюбоваться на уютные домики и вспомнить кратко историю населенного пункта, где нам предстояло работать.

К истории Аныба

Название села произошло от двух коми слов: «ан» — яма, рытвина, углубление, проем; «ыб» — возвышенное поле. Значит, «аныб» можно перевести с коми языка на русский, как «возвышенное поле с углублениями, рытвинами».

Слово аныб переводится с коми языка как возвышенное поле с углублениями и рытвинами

Впервые Аныб упоминается в 1678 году в писцовой книге Яренского уезда. В книге отмечалось, что в 1663 году здесь появились первые жители.

В 1855 году в селе Аныб усердием прихожан была построена деревянная церковь с двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. Сегодня мне с трудом верилось, что эти заповедные уголки северной земли, когда они еще были частью Вологодской епархии, часто посещали епископы и даже Вологодский губернатор.

Священник аныбской церкви Викентий Попов вел «Летопись аныбской Преображенской церкви», в которой описал подробности пребывания епископа Великоустюжского Иоанникия в северной глуши.

В 1890 году владыка Иоанникий предпринял поездку по осмотру самых отдаленных церквей Усть-Сысольского уезда. Под Аныбом епископу благоугодно было остановиться не у пристани, а на второй версте ниже села, но против церкви, и отсюда с версту он изволил подняться пешком до села. Владыку встречали благовестом на колокольне приходской церкви. Епископ осмотрел фундамент строящейся каменной церкви. В этом же году в глубинку Коми прибыл подрядчик по постройке новой каменной церкви, крестьянин Николай Конаков, и с восемью рабочими начал строительство, которое и было закончено 14 мая 1891 года. В каменном храме было два престола: в честь Преображения Господня и во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Наши дни

Преображенский храм села Аныб в наши дни

На въезде в Аныб мы сразу увидели Преображенский храм, в котором с 1906 по 1917 годы служил священномученик Николай Доброумов. Пустующая сегодня церковь хорошо сохранилась до наших дней. Сразу после закрытия храма в 1934 году здесь находился клуб, а в 1978 году открыли котельную.

В 1978 году в храме села Аныб располагалась котельная

Но заложенный два века назад фундамент еще хранил свою прочность, и все также были крепки стены Божиего дома. В день нашего приезда в храме и на его территории проходил субботник. 12 сельчанок, вооружившись топорами, вышли на борьбу с борщевиком и мусором, в храме разбирали перегородки, оставшиеся со времен котельной. В церкви можно было видеть старинные решетки на окнах, а в алтарной части сохранились места, где стояли престолы. Достаточно провести косметический ремонт — побелить стены, вставить окна, снести перегородки, поставить печь — и можно служить. Духовная жизнь давно могла быть восстановлена в селе, где служил священномученик Николай. Все дело в отношении к этому сельчан. В Аныбе сегодня проживает около 300 человек. Но в прошлые разы на уборку территории вокруг храма выходили всего двое, в лучшем случае четверо человек.

Мария

Сподвигнуть большее количество людей на это благое дело уроженке села Аныб Марии, проживающей сегодня в Сыктывкаре, помог случай. Однажды в столицу Коми приехал с гастролями известный на всю республику хор ветеранов села Аныб. Воспользовавшись случаем, когда на концерт земляков съехались жители Аныба из разных мест республики, Мария обратилась к ним с просьбой принять участие в восстановлении храма, нашла те главные слова, которые тронули сердца земляков. Медленно, но дело все же сдвинулось с мертвой точки. «Я мечтаю, чтобы этот храм восстановили. Даже во сне вижу возрожденную церковь», — поделилась со мной участница субботника Галина Нестерова.

Разбор завалов внутри храма села Аныб

А вот со священником проблем, как считает Мария, не будет. Ведь рядом с Аныбом располагается Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, братия которого уже окормляет храмы окрестных сел и деревень.

1906 год

Анна Малыхина

Значение малого прихода села Аныба для рода священников Доброумовых раскроется для меня позднее. А в начале подготовки данной статьи краевед Анна Малыхина высказала свою гипотезу о том, почему священномученик Николай Доброумов выбрал для продолжения своей деятельности малый приход села Аныб. Ведь после смерти в 1902 году своего отца, благочинного священника Николая Михайловича Доброумова, священномученик Николай Доброумов был назначен на его место в Петропавловскую церковь села Усть-Кулом. Но в 1906 году по взаимному согласию отец Николай Доброумов поменялся местом служения со священником Иоанном Поповым: отец Иоанн перешел в большое село Усть-Кулом, в котором проживало 10000 человек, а отец Николай — в Аныб, село с численностью населения всего 1000 человек. Но, по словам Анны Георгиевны, здесь в то время проживала бабушка супруги отца Николая Доброумова — матушки Антонины.

Семья

Священномученик Николай Доброумов с супругой

В архиве Анны Малыхиной сохранилось единственное фото супругов Доброумовых. Рассказала Анна Георгиевна и подробности семейной жизни отца Николая. Супруга отца Николая, матушка Ан­тонина, была младшей и самой кра­сивой дочерью в се­мье священника Введенской церкви села Межадор Михаила Ко­н­с­та­нтиновича Попова. Кроме Антонины, у отца Михаила было еще 10 детей, и, ко­неч­но же, молодая матушка думала о том, что и у нее будет большая семья. Но ее мечтам сбыться было не суждено… После женить­бы ба­тю­шка Николай продо­лжал сох­ранять обет цело­мудрия, живя с супругой как брат с сес­трой, повторяя в своей жизни подвиг святого праведного отца Иоан­на Кронштадского. Матушка Антонина неоднократно пыталась оставить мужа, но в своей семье не встре­чала поддержки и одобрения своим действиям: каждый раз деву­шке приходилось возвра­щать­ся. Отец Николай до конца дней сво­их оставался монахом в миру.

Летопись аныбской церкви

А вот священническая деятельность отца Николая на аныбском приходе проходила вначале вполне благополучно. Отец Николай продолжил ведение «Летописи аныбской Преображенской церкви», начатой его предшественником, отцом Викентием.

Благодаря этому и сохранился рассказ о нескольких зна­­­мена­тельных событиях, свидетелем и участником которых был священномученик Николай Доброумов. Так, при ба­тюшке Николае 10 октября 1909 года был по­лучен в Аны­б­с­кую цер­ковь об­раз вновь прослав­ленной свя­той Бла­го­ве­рной Ве­­ликой кня­гини инокини Анны. Перед но­вым образом, по­ло­жен­­­ным на аналой, священ­ником было ска­зано по-зы­рянски жи­тие святой и совер­шено молеб­с­твие.

Ходатайствовал батюшка о перенесении мощей Святого Сте­фана Великопермского в город Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар). И 28 января 1910 года после литу­­ргии был читан прихожанам аныбской церкви Указ Священного Синода по по­воду воз­буждавшегося в прошлом году прошения о пе­ре­не­се­нии в г. Усть-Сысольск святых мощей Стефана Великопер­м­с­кого: «Священный Синод не счи­тает возможным дать своего бла­го­словения на перенесение чес­т­ных останков Святого Сте­фа­на, Епи­скопа Вели­ко­пермского, и по коему Его Импе­ра­то­р­с­ко­му Величеству богоугодно было на­чер­тать: «Согласен с заключением Священного Синода».

При отце Николае был приоб­ретен для храма колокол весом 53 пуда, вы­литый по за­­казу на за­воде Оло­вянишникова в г. Яросла­вле. Подняли и освя­тили его в престольный праздник святителя Нико­лая Чудотворца, 6 декабря.

Удивило меня при изучении летописи и то, что о маленьком северном приходе знали в Мо­с­к­­ве, и 19 марта 1914 года от Сергея Семеновича Мишкова из Первопрестольной была получена риза на икону св. Цели­теля Пан­те­ле­и­мо­­на.

Отец Николай не оставлял без внимания ни одно историческое событие. В день 200-летия со дня рождения Ло­­­­мо­но­сова в аныбской церкви совершалась о нем пани­хида. Заупокойное бого­слу­же­ние со­стоялось и в день смерти премьер-мини­стра Петра Аркадьеви­­ча Сто­лыпина.

Батюшка держал руку на пульсе всех со­бытий, про­ис­­ходящих в мире. Ког­да началась война с Турцией, «17 августа 1915 года был уч­­режден при­хо­д­ской По­пе­чительский Совет в оказании по­мо­щи семьям солдат под председательством священ­ника Нико­лая Доброумова, который оказал помощь на сумму 136 руб. 40 коп. 91 се­мейству. А с началом войны открыто Волостное По­пе­чи­тель­ство, с 2 января 1915 года председателем избран тот же свя­­щенник», — читаю в летописи аныбской церкви.

События трагического 1917 года священномученик Николай Доброумов фиксирует с предельной точностью:

«14 марта вследствие произошедшего переворота избран на сходе Временный Волостной комитет.

25 марта оглашен акт об отречении Государя-Императора от престола».

А 11 мая, в день Возне­сения Господня, на приходе села Аныб произошло событие, на пер­вый взгляд, необъ­яснимое. Вот как сам отец Николай рас­сказал об этом: «Я удивлен был чрез­ме­р­ным скоплением на­ро­да у комитета, они расставились шпалерами по обе сторо­ны до­­роги до до­ма, где квартировал секретарь комитета. Выводят четверых людей голыми: две жен­щины и двое му­ж­чин. До­водят их до дома комитета — и что потом там происходило, неизвестно. Так, ока­­залось, была понята здесь сво­бо­да, и это ус­троилось под вли­янием солдат, прибы­вших с фро­н­та». 25 мая, в Троицын день, на вечерне отец Николай про­вел беседу о со­бы­тии 11 мая, разъ­ясняющую всю па­губность и непристойность пос­­тупка.

Родовой храм

В Национальном архиве Республики Коми хранятся записи, сделанные священномучеником Николаем Доброумовым. Фото Светланы Дорошевой

Но уже незадолго до 1917 года в селе Аныб стали происходить тревожные события, на которые батюшка обращает внимание:

1909 год: «3 августа церковный сторож Василий Иакимов Нестеров обнаружил взлом в церкви. Вор был найден….».

1914 год: «9 мая, в день храмового праздника, около 9 часов крестьянин села Аныб… выстрелом из ружья убил крестьянина Егора Андреевича Лобанова».

Почему же за все время образованный батюшка ни разу не попросил о переводе его на другой приход?

Библиотекарь села Аныб Валентина Главатских

Ответ нахожу в библиотеке села Аныб. Заведующая книжным царством Валентина Главатских заранее подготовила все материалы, которые в разные годы публиковались о священномученике Николае Доброумове в местной районке и других изданиях. Именно здесь мне посчастливилось сделать очень важное открытие, которое повлекло за собой расследование, посвященное родословной священномученика.

Так, изучая клир Аныбского храма, я выяснила, что еще с 1860 по 1869 году здесь служил другой представитель рода Доброумовых — Матфей Васильевич Доброумов. О нем сохранилось совсем немного сведений. Он был сыном священника Халезской Введенской церкви Никольского уезда Василия Симеоновича. К моменту окончания Вологодской духовной семинарии Матфею Васильевичу было 32 года. После храма села Аныб он служил в церквях Кадниковского уезда.

Следующее упоминание представителей священнического рода Доброумовых будет связано с освящением придела Преображения Господня нового каменного храма села Аныб, которое 29 декабря 1895 года совершил благочинный Николай Михайлович Доброумов — отец священномученика Николая Доброумова.

В храме Преображения села Аныб. Фото Светланы Дорошевой

Позже, читая летопись аныбского храма, я неоднократно встречала информацию о пожертвованиях на вечное поминовение рода Доброумовых, которые делала мама священномученника Николая Доброумова и вдова покойного благочинного Николая Доброумова. Апполинария Филофеевна доставила в аныбскую церковь «крест напрестольный серебряный византийской работы с рельефным Распятием, высотой 8 вершков, весом два с четвертью фунта, стоимостью 130 рублей. Изготовлен нарочно в Москве. Жертвовательница и Св. Евангелия и других многих вещей…»

В 1912 году 12 июня она доставила полное священническое облачение. В 1914 году опять жервовательница, вдова Апполинария Доброумова из Усть-Кулома, выслала в церковь Евангелие молебное бархатное с серебряными наугольниками. Это позволило говорить о том, что храм в Аныбе был родовым для священников Доброумовых. Здесь, как выяснилось, служили все представители немногочисленной коми-зырянской ветви Доброумовых. След священников Доброумовых в истории России мне удалось отыскать в исследованиях нижегородца Сергея Соколова.

Дворянский род Доброумовых

Автограф Николая Михайловича Доброумова — отца священномученика Николая Доброумова. Фото: https-sokolov.ruindex.php

Благодаря краеведу Анне Малыхиной состоялось наше виртуальное знакомство с потомком священномученика Николая Доброумова — Сергеем Соколовым. В ответ на мою просьбу оказать содействие в подготовке данной статьи от Сергея пришло письмо незамедлительно: «Доброумовы — одна из интересующих меня фамилий, так как моя прабабушка была Доброумовой и, кстати, приходилось двоюродной сестрой Николаю Михайловичу Доброумову (отец священномученика Николая Доброумова — прим. Н.П.). Но каких-то семейных историй, фотографий по этой линии не сохранилось, и по более близким родственникам информация в основном получена из архивов…».

На сайте Сергея Соколова, посвященного его родословной, я обнаружила информацию о представителе рода Доброумовых, благодаря которому они получили свое дворянство. Им оказался коллежский советник Павел Николаевич Доброумов (1824–1884) — сын диакона Леденгской Спасской церкви. По окончании курса наук в Вологодской духовной семинарии со званием студента 1-го разряда в 1846 году Высочайшим приказом от 10.12.1847 года был определен в Вологодскую Казенную палату канцелярским чиновником с утверждением в чин коллежского регистратора. Высочайшим приказом произведен в губернские секретари. Трудился в должности бухгалтера Казенной палаты. Указом Правительствующего Сената произведен в титулярные советники. Постановлением Казенной палаты определен старшим чиновником особых поручений. Указом Правительствующего сената за выслугу лет был произведен в надворные советники, затем в коллежские советники. За свою безупречную и многолетнюю работу предок священномученика Николая Доброумова был всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Владимира с грамотой за беспорочную тридцатипятилетнюю выслугу в классных чинах и утвержден в потомственном дворянстве!

Много предки священномученика Николая Доброумова потрудились на ниве просвещения людей. Среди выдающихся педагогов Доброумовых я встретила Андрея Александровича Доброумова. Он окончил Вологодскую духовную семинарию. Работал сначала псаломщиком Орловской Троицкой церкви. Был учителем Красавинского сельского училища. Ему посвящает несколько благодарных строк священник Сергей Непеин — автор книги «Вологда прежде и теперь», изданной в 1906 году: «Широкая волна просветительского движения… коснулась и нашего далекого, глухого и малокультурного края. Отдельные, немногочисленные примеры возникновения народных библиотек встречаются в Вологодской губернии уже в конце 1880-х годов. Относительно 1870-х годов нам известен лишь один пример: это устройство народной библиотеки и народных чтений при Красавинской полотняной и льнопрядильной фабрике В.-Устюгского уезда учителем фабричного училища А.А. Доброумовым, человеком высокообразованным и гуманным. Доброумов умер в начале 1880-х годов, но память о нем еще до сих пор жива среди местного фабричного и крестьянского населения, где этот безвестный труженик сеял «доброе, честное, вечное». Поистине, это был первый работник по внешкольному образованию в нашем крае».

Другой предок священномученика Николая Доброумова — Сергей Иванович Доброумов (1858-после 1916) — был кандидатом Московской духовной академии, помощником смотрителя Донского духовного училища в Москве и автором книги «Донской монастырь в Москве».

Кандидатом Московской духовной академии и преподавателем Волынской духовной семинарии был и Николай Иванович Доброумов (1864-после 1917).

Много учителей было и среди представительниц рода Доброумовых. Александра Ивановна Доброумова (1867-?) преподавала в Александро-Мариинском училище (1894). Софья Ивановна Доброумова (1868-1919) трудилась учительницей в школе комитета «О просящих милостыню» (1894). Похоронена на кладбище Алексеевской обители в Москве. Галерею учителей Доброумовых продолжил и священномученик Николай.

Законоучитель

Изучая материалы архивов, я была поражена, какую огромную преподавательскую деятельность вел священномученик Николай Доброумов. Во время служения в селе Помоздино он был законоучителем в Помоздинских земских мужском и женском училищах (1899–1903), преподавал в Воль­динском сельском училище (1901–1903), заведовал Роздинской школой грамоты (1899–1903). В Усть-Куломе он был законоучителем земского училища (1903–1907), заведующий Донской школой грамоты (1903–1906). В 1903 году был утвержден членом попечительского совета V благочиннического округа Усть-Сысольского уезда. Во время служения в селе Аныб состоял законоучителем местной церковно-приходской школы, Лунпокинского земского училища Аныбской волости (с 1914 г.).

Руч

Сретенский храм села Руч

А в соседнем с Аныбом селе Руч, в котором батюшка Николай трудился законоучителем земского училища с 1907 по 1910 год, мне удалось побывать. Но я и подумать тогда не могла, что именно в селе Руч меня ждет самое главное открытие…

Руч оказался крепким населенным пунктом, в котором сегодня проживает 700 человек, работают школа и больница. Но самое яркое впечатление произвел старинный Сретенский храм. После закрытия храма в 1933 году здесь разместился клуб, а на втором этаже уже в наше время была оборудована православная молитвенная комната.

— Храм в Руче начали строить в 1905 году, а освятили в 1910, и сразу батюшки стали вокруг храма создавать лиственную рощу. Есть здесь и могучие деревья, посаженные священником Николаем Перебатинским, — рассказала местная прихожанка Ангелина.

Батюшка суровых лет

Настоятель Сретенской церкви села Руч отец Николай Перебатинский был ближайшим соседом священномученика Николая Доброумова. Трагически сложилась и его жизнь. Арестовывался он неоднократно. Последний раз был арестован в 1932 году. Обвинялся в участии в якобы организованной осенью 1931 года в селе Руч контрреволюционной группировки, ставившей своей целью «срыв всех мероприятий, проводимых партией и Советской властью». Осужден был тройкой при ПП ОГПУ Северного края по ст. 58-12 УК РСФСР и приговорен к пяти годам ссылки. По словам местной прихожанки Ангелины, батюшка умер в Ухтпечлаге.

На территории Сретенского храма, в тени вековых деревьев, покоится ныне супруга отца Николая Перебатинского — матушка Лидия с младенцем Алексием. Женщина умерла во время родов.

Дом священника Николая Перебатинского в селе Руч, где гостил и священномученик Николай Доброумов

Сохранился и дом батюшки Николая, в котором бывал священномученик Николай Доброумов. Сегодня здесь располагается сельский детсад. А на обелиске, который стоит на месте бывшей просворни, высечены имена четырех сыновей отца Николая Перебатинского, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Обелиск села Руч с именами сыновей отца Николая Перебатинского

Здесь Пасха каждый день

Входим в молитвенную комнату села Руч — и замираем на пороге. У сопровождающих меня жительниц села Аныб выступают на глазах слезы — не ожидали увидеть такой дивной красоты малый храм на далеком северном приходе… Мы вновь пережили в этот день радость Светлого Христова Воскресения, потому что праздник Пасхи здесь каждый день — так торжественно, так уютно, с такой любовью все было устроено здесь.

В молитвенной комнате села Руч

Благоустройством храма по благословению батюшки занимается Ангелина, она же написала и все иконы для родного молитвенного дома.

Среди святынь я с удивлением заметила песочек с Ганиной Ямы, камень с Алапаевска.

— Я была участницей крестного хода в Екатеринбурге в честь святых Царственных мучеников и привезла святыни для нашего храма, — объясняет Ангелина.

После участия в памятном крестном ходе были написаны моей собеседницей иконы Божией Матери «Державная», Преподобного Серафима Саровского и святых Царственных мучеников.

— А как вы начали писать иконы? — интересуюсь я.

— Специально иконописи я нигде не училась, — призналась прихожанка. — А рисование было моим любимым занятием с детства. Свою первую икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» я написала по заказу одной женщины. Она же передала мне книжечку акафиста этому образу Божией Матери, где была черно-белая икона Богородицы. Икону я написала гуашью и на простой бумаге, подарила этой женщине, а через некоторое время ее сын перестал пить, женился, и жизнь его исправилась. После этого заказы на меня посыпались. Но мои первые иконы были написаны все же для родного храма. А сейчас уже их можно увидеть во многих церквях Усть-Куломского района.

 Икона святых Царственных мучеников в храме села Руч

Написала Ангелина и иконы новомучеников, в земле Коми просиявших. Среди них мы увидели образ священномученика Николая Доброумова. Не оставляет батюшка своими молитвами этот малый приход…

И снова Руч

Под впечатлением увиденного тепло прощаемся с Ангелиной, выражая надежду на скорую встречу. Но я и представить себе не могла, что мое желание сбудется так скоро… Не прошло и часа после нашего расставания, как мы вновь вернулись в Руч и по всему селу разыскивали Ангелину, которая пишет иконы. Все дело в том, что когда мы уже возвращались домой, нас застал телефонный звонок от нее: Ангелина сообщала, что у нее дома хранится подарок священномученика Николая Доброумова, который она забыла нам показать.

 Ангелина

Ангелину мы отыскали уже под вечер, устало бредущей по улицам родного села с охапкой сена, которое она накосила для козочек. Свалив свою поклажу, женщина пригласила нас в дом и через несколько минут вынесла Святое Евангелие, выпущенное Синодальной типографией Петрограда в 1916 году, которое священномученик Николай Доброумов подарил Николаю Михайловичу Лобанову, дедушке Ангелины. На Евангелии рукой священномученика Николая Доброумова была сделана надпись: «Выдано сие Св. Евангелие кончившему курс Аныбской церковно-приходской школы крестьянскому сыну деревни Мало-Аныбской, Аныбской волости, Николаю Михайловичу Лобанову от школы. 1916 года 18 августа № 130. Заведующий школой и Законоучитель, священник Николай Доброумов. Учительница Надежда Суворова». На Евангелии стояла и печать Аныбской Преображенской церкви.

Святое Евангелие — подарок священномученика Николая Доброумова своему ученику

— Это Евангелие сохранилось в нашей семье, и бабушка перед смертью отдала его моей маме, — поведала Ангелина. — Мой дедушка родился в деревне Малый Аныб. А в Аныбе он учился в церковно-приходской школе в то время, когда там преподавал священномученик Николай Доброумов, пел мой дедушка и на клиросе. Погиб он в годы Великой Отечественной войны в Смоленской области, где и похоронен.

Святое Евангелие с дарственной надписью священномученика Николая Доброумова

В семье Ангелины сохранилось единственное фото бывшего ученика священномученика Николая Доброумова, Николая Лобанова.

Фото ученика священномученика Николая Доброумова — Николая Лобанова (в центре)

Август 1937-го

Возвращаюсь в Сыктывкар, чтобы выполнить печальную часть исследования, посвященного священномученику Николаю Доброумову, и поработать с протоколом допроса батюшки. Известно, что после революции отец Николай жил в селе Дон Усть-Куломского уезда Коми АО, служил священником в Донской Вознесенской церкви. После закрытия храма в 1935 году совершал требы на дому. На заседании Пре­зидиума КОИК от 26.12. 1935 г. поста­новили: «молитвенное здание ликвидировать и за­чис­лить в состав национа­лизированного имущества в ве­де­ние Ус­ть­­куломского Рай­исполкома».

Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре, где проводились допросы новомучеников в 1937-38 годах

11 августа 1937 года отца Николая арестовали. Батюшку содержали под стра­жей при Сыкты­вкар­ской тюрьме НКВД.

Изучая анкету арестованного, пытаюсь представить, как жил отец Николай в это тяжелое для него время и кто поддерживал его. Так выяснилось, что в селе Дон батюшка проживал в казенном церковном доме. В хозяйстве была одна корова. Из семьи в селе Дон на момент ареста отца Николая находились его супруга, Антонина Михайловна, и сестра батюшки, Анна Николаевна Доброумова.

Священномученик Николай Доброумов

Протокол допроса священномученика Николая Доброумова совсем короткий — всего несколько листочков. Но и этот небольшой документ свидетельствует о несгибаемой воле святого XX столетия. Приведу лишь фрагмент:

«Вопрос: У себя на квартире вы устраивали нелегальные сборища церковников, где под видом религиозных бесед проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Расскажите, когда, где, кто присутствовал, и какие контрреволюционные разговоры вы проводили?

Ответ: Нелегальные сборы церковников у себя на квартире, а также у других людей я не проводил, и контрреволюционной деятельностью я не занимался».

Но произ­ве­ден­­ным рас­с­ледо­ванием было уста­новлено, что «обвиняемый Доб­роумов у себя на квартире ус­тра­ивал нелегальные сбо­ри­ща церковников, на ко­­торых под ви­дом богослужений вел контр­революционную аги­та­цию, нап­равленную против меро­при­ятий Партии и Пра­вите­льства… Допро­шен­ный в ка­че­стве обви­няемого Доб­ро­умов вино­вным себя не приз­нал, но достаточно изо­б­лича­ет­ся пока­за­ниями сви­де­телей».

Изучив обвинительное заключение, выяснила также, что батюшке также вменялось в вину то, что он «вел контрреволюционную агитацию против коллективизации. Клеветал на налоговую политику и Новую Сталинскую Конституцию. Распространял контрреволюционные слухи пораженческого характера о войне и гибели советской власти»1.

На засе­дании тро­й­ки УНКВД Коми АС­СР от 23. 08.1937 г. поста­но­вили: обви­няе­мо­го по ст. 58 п.10, ч. II УК РС­ФСР До­­бро­у­мо­­­­­­­­­­­­­­­­­ва Ни­колая Ни­ко­лаевича ра­с­стре­лять.

Приговор был приведен в исполнение 25 августа 1937 года в Сыктывкаре.

На месте расстрела

На месте предполагаемого расстрела священномученика Николая Доброумова в лесу п. Верхний Чов

Свое исследование, посвященное священномученику Николаю Доброумову, завершаю в лесу поселка Верхний Чов, где, по свидетельству историков, происходили массовые расстрелы новомучеников в 1937 году. Но можно ли сказать, что работа по сбору сведений о святом Николае Доброумове завершена? Нет. Слишком много населенных пунктов в Коми связаны с деятельностью новомученика. Убеждена, что продолжение будет!

Оцените статью
Добавить комментарий