28 августа православные христиане отмечают один из самых значимых двенадцати праздников в Русской Православной Церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему верующих ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом.
«Богородичной Пасхой» называли этот день на Руси. И это не случайно. Через свое Успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей Усердной за них перед Престолом Божиим.
В этот день Небеса открыты для каждого, кто желает обратиться к Пресвятой Деве Марии, молитвенно прося Богородицу о самом сокровенном…
Перед началом праздничного богослужения в Никольском храме Горицкого архиерейского подворья епископа Переславского и Угличского Феодора встретили хлебом-солью. Войдя в храм, архипастырь и сослужащие ему клирики Переславской епархии вознесли молитву и преклонили колени перед Плащаницей с изображением Богоматери, вынесенной в канун праздника из алтаря в центр храма …
Небольшая Никольская церковь не вместила всех желающих присутствовать на торжественной Литургии, возглавляемой епископом Переславским и Угличским Феодором. День Успения Пресвятой Богородицы придал богослужению особый духовный смысл и эмоциональный настрой, за что по окончании праздника верующие благодарили владыку.
На богослужении молились первый заместитель главы администрации Переславского муниципального района Валерий Астраханцев, старшая сестра Горицкого Архиерейского подворья монахиня Евфросиния (Студентова) с послушницами святой обители.
С проповедью перед Причастием обратился иеромонах Матфей (Козлов). Основная мысль его проповеди заключалась в том, что только истинная, искренняя, всеобъемлющая любовь приближает нас к Господу, ибо Бог есть Любовь. Почти все молящиеся в храме причастились Святых Христовых Тайн.
После Литургии духовенство и верующие с молитвами и песнопениями совершили вокруг обители праздничный крестный ход. Владыка и священники щедро окропляли святой водой его участников.
По завершении крестного хода на ступенях Никольского храма владыка Феодор обратился к присутствующим с архипастырским наставлением:
– Мы воспеваем Приснодевство (вечно Девственная – ред.) Божией Матери… Ее духовная чистота, Ее любовь к целомудрию послужила тому, что Божественный промысел избрал Ее для совершения великого дела – спасения человеческого рода. Неприступный вместился, казалось бы, в ограниченное человеческое естество… Она явилась начатком и источником жизни, даровав жизнь Богочеловеку, Господу нашему Иисусу Христу…
Господь устроил так, что не только душой, но и телом Пречистая вознеслась в Небесные Обители… Но духовная связь, молитвенный покров не прекратился, не прервался ни на мгновение… Как к живой мы к Ней прибегаем каждый в своих бедах, болезнях и обстояниях, прося помощи, поддержки и утешения.
Вот и сегодня в этой древней и некогда славной обители престольный праздник, который по благодати равен Пасхальному торжеству. Мы чувствуем эту радость в нашем сердце и конечно, нам хочется, чтобы эта благодатная радость сохранилась и приумножилась.
А как сохранить радость? Ведь это не материальное богатство, ее нельзя купить, ее можно потерять и еще – ей можно поделиться… Когда мы делимся чем-то дорогим, святым, добры и хорошим, то в нас это нисколько не оскудевает, а только приумножается, увеличивается в нашем сердце. Будем и мы делиться этой радостью со всеми. Не только поздравляя друг друга с праздником, но и творя дела любви и милосердия, чтобы люди, которые, может быть, не смогли сегодня разделить праздник церковный, но видя наши добрые дела, прославили Отца нашего Небесного…
Епископ Феодор сердечно поблагодарил всех, кто вносит свой посильный вклад в возрождение Горицкого архиерейского подворья, которое со временем должно стать полноценным монастырем, духовным пристанищем и местом утешения для многих, и вручил Благодарственные архиерейские письма Татьяне Николаевне Новоземцевой и Марии Валерьевне Завражновой.
Православный праздник Успения завершила общая трапеза.
***
Почему христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы?
Успение, в нашем традиционном понимании, — это уход из жизни, который сопряжен с горечью потери близких людей.
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Успение — славянское слово, означающее особое состояние сна. Когда человек погружается в глубокий сон, то оказывается как бы в некой другой реальности. Для христиан не только сон, но и физическая смерть тела — лишь дверь в иную реальность, а вовсе не конец. Мы говорим, что Христос «смертию смерть попрал», то есть смерти после Его распятия и воскресения в обычном значении просто не существует: человек лишь переходит в другое состояние.
Поэтому мы говорим Успение или «почил», избегая слова смерть. В Священном Писании оно часто употребляется в ином значении: смерть души, а не тела, когда человек, к сожалению, не смог достичь того, к чему призывает его Господь, истощил свои душевные силы и душа его умерла для Бога. Подлинная смерть — это состояние, когда человек добровольно делает выбор не в пользу Бога и вечности…
Пресс-служба Переславской епархии