— Есть в православии такое слово загадочное вИдение. Но что оно означает? И почему одни видят, а иные нет?
Как себе помочь в этом вопросе? И возможно ли себе помочь или тут только дар Божий един? Что такое видение и почему кому-то оно дано, а у кого-то его нет?
—Ольга: А это уровень такой…духовный, что ли? Не чувственный.
Это как и слЫшание. Можно просто человека слушать, послушать, прослушать и т.д… А можно — услышать. Даже если человек почти ничего не сказал.
— Согласен, но почему у одного это есть, а у другого нет? Причем те, у кого это есть, их очень немного?
—Никодим: У одних один дар, у других другой. Кто-то пишет музыку, кто-то ее играет, кто-то ее слышит… Кто-то пишет картины, кто-то рассказы… Кто-то вИдит. Главное, чтобы приносил пользу людям этот дар.
— Это так. Но, на мой взгляд, это то, что Исаак Сирин называет созерцание. А если это так, то это то состояние, которого человек, с помощью Божией, может достичь.
Попробую представить своё видение этого явления. Начну с вопроса: «Что видит муравей, когда он ползёт по картине? Скажем эта картина в форме мозаики.»
Очевидно, что сами эти камушки или кусочки смальты, которые он встречает на своем пути. Ну ещё перегородки между этими камушками. Может увидеть что цвет этих кусочков периодически меняется. Вот пожалуй и всё.
Может ли он увидеть, что изображено на этой картине? Наверняка нет.
Но хоть что-то все-таки может хотя-бы понять? Каким видит мир муравей, когда он ползет по мозаике или по куче песка?
Трудно человеку-муравью постичь истину, если он только на свои возможности и способности полагается. А ведь это именно то, чем мы привыкли пользоваться с рождения. Как же быть?
Ответ находим у той же истины, у Христа.
Великие слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»[Ин.14:6] Мы их знаем, мы их помним, мы с этим согласны, но мы их обычно не понимаем. И в общем-то и не стремимся их понять на самом деле. Мы ими не руководствуемся. Нам кажется, что это Господь говорит о Себе, но это Он нам говорит, нам предлагает наш путь, путь познания, путь возрождения, рождения свыше. И это надо знать и помнить, и каждый день и каждую минуту, иначе эти слова Его бесполезны, сказаны в пустоту
Только при этих условиях будет дана благодать. И познаем её, и почувствуем её, и будем постоянно ею питаться. Иначе всё впустую.
Господь конечно, зная и учитывая нашу немощность, иногда приподнимает нас, Он иногда показывает нам, иногда направляет нас как маленького кутёнка куда ему ползти, но нужно наше согласие, нужна синергия, нужно соучастие наше, наше желание, наше доверие Ему, наше стремление следовать за Ним. И тогда всё открывается. А просто так, конечно, без нашего желания, Господь не будет делать. Ну если не хочешь ты, то Он не заставляет. Он всё делает для того, чтобы ты услышал Его. Поэтому Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». [Откр.3:20] Но если не хочет слышать, то и дверь не откроет и встречи не произойдёт.
Сами мы, своими усилиями подняться над камешками смальты и увидеть всю картину в целом не в состоянии, но Господь дает нам ключ к этому, дает и говорит нам: «Вот Я есмь Путь и следуй по Нему, другого варианта нет». Надо делать то, что говорит Христос, тогда Он и поднимет нас, и глаза откроются, и увидим, и поймём.
И вот ещё что. Без покаяния все попытки исследования обречены на провал. Почему? Потому-что это условие от Бога. «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». [Притч.23:26] Наши вопросы и исследования изначально будут направлены не туда, не в ту сторону. Мы в этом случае превратимся в знатоков Библии, в знатоков различных толкований, но личного опыта мы не получим, глаза наши не откроются и увидеть мы ничего не сможем. Мы будем просто, как магнитофоны, повторять чужие слова, пытаться делать какие-то наукообразные выводы, но ничего духовного нам не откроется. Ведь понятно, что отдать сердце своё Богу это и есть метаноия, изменение ума, покаяние.
Итак только когда мы «съедим» слово Божие, напитаемся им, впитаем Его в себя полностью, когда им жить будем, только тогда сможем иметь ум Христов. «Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов». [1 Кор.2:16]
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят«. (Мф. 7: 7,8)
Ну казалось-бы все ясно и понятно, как сказано так и надо и поступать и так конкретно берём соответствующую молитву и просим. Господи вразуми, Господи помоги, Господи дай, Господи открой глаза мне, исцели и …. И пятое, и десятое, и…. .
Много у нас есть молитв, на разные случаи жизни припасено. И ежедневно, годами мы повторяем эти молитвы, а воз и ныне там.
Очень редко у кого открываются глаза, кто-то что-то начинает видеть, понимать, слышать, получать ответы. А основная масса? А у основной массы людей ничего не происходит.
Вот пытаются они смириться, быть смиренными, униженными, просящими, а ничего не происходит. Вышел из храма, перекрестился с чувством, как ему кажется, благодати, возвращается домой, становится к плите или подсаживается к телевизору и…. И всё улетает куда-то как-будто и не было ничего. И всё это повторяется из раза в раз, и не меняется ничего.
Что не так? В чем проблема? Может не так просим или не то просим?
А ведь на самом деле Христос дает ответ совершенно однозначный. Он говорит исследуйте Писания и тогда увидите, что оно обо Мне, что оно о вашем спасении, об устройстве мира, но…… исследуйте.
А что такое исследовать? Мы что? Ученые какие-то, чтобы исследовать? Наверное это не нам, а апостолам Он это сказал, мы-то люди маленькие. Да ещё и слышали мы, что напасти есть такие — гордыня и прелесть. Вдруг не свой крест возьмём и возгордимся. Может лучше нам быть смиренными и не искушать Господа? Есть батюшка в храме, пойду и спрошу, что мне делать. Он церковью на то и поставлен. И будет у меня послушание, а оно, говорят, паче молитвы.
И всё, на этом наши искания истины обычно и заканчиваются до конца жизни. Уже только на Страшном Суде неожиданно для себя узнаём, что надо было трудиться и самому, а не только возлагать всё на священников и святых отцов. Ан уже поздновато оказывается.
Между тем исследовать это всего лишь задавать вопросы, это каждую строчку пытаться осмыслить, потом переосмыслить, потом в следующий раз ещё раз переосмыслить, связать с другими строками из разных мест Писания. И этим надо заниматься постоянно, чтобы из кусочков мозаичных в Библии сложилась картина. Только так, увидев картину, которую рисует Библия, Слово Божие, мы увидим картину всего мира и пути Господни, и наше место, и наше назначение. И историю бывшую, существующую и будущую.
Но этим надо заниматься постоянно, во всём объеме библии, а не просто пришел в храм, снял шапочку, свечку поставил, перекрестился, помолился со всеми или просто послушал как служба идет, повернулся и с чувством выполненного долга побрел домой. Какой я молодец! Вот именно этого от меня Господь и ждет. А уж если послушание какое-то выполнил, ну тогда уже просто одной ногой стою в царствии Небесном.
Увы такое чувство складывается иногда, что сейчас церковь не к исследованию Писания призывает, а просто к механическому совершению годового богослужебного круга. Как заклинания в язычестве. Итог незавидный.
И вот оказывается, что только исследовав Библию, только впитывая в себя всё Слово Божие, съев весь этот «хлеб, сшедший с небес»[Ин.6:41], мы сможем оторваться от земного в Небесное и с высоты увидеть реально эту землю, всю вселенную. Иначе так и останемся этими муравьями, которые слышали что-то, видели тоже что-то, но так и не поняли что это и о чем это. Вот так обстоят дела наши.
Трудиться надо, трудиться, искать, спрашивать и находить ответы у Господа Нашего в Слове Его в Писаниях. Отцы святые тут нам помощники, но основное это наш личный труд вместе с Богом (синергия), наши личные поиски. И тогда сбудется «просите и будет дано вам, стучите и отворят». И не надо бояться трудностей, их нет здесь, как бы странно для нас это не звучало. Стоит только поверить Христу: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко«. (Мф. 11:29,30)
И вот ещё что. ВИдение может быть представлено как-бы двумя типами.
Первый это тот, о котором мы тут так долго рассуждали, основанный на усвоении наследия, которое нам оставил Господь и второй тип видения, тот, что принято называть мистическим.
Он как-бы вообще никоим образом не связан с первым. Человеку сразу дана возможность видеть суть явлений вообще без опоры на Слово Божие. Он напрямую видит неким духовным взором, как рентгеном просвечивает суть того или иного явления. Описаны случаи, когда святые отцы не вскрывая почтового конверта, сразу диктовали ответ отправителю. Это конечно особо редкое видение от духа к духу.
Это мы можем наблюдать как среди подвижников благочестия так и среди так называемых экстрасенсов. Они тоже поражают глубиной своего видения. В том и другом случае это дар.
Иное дело как к этим дарам относиться.
Дары, которые человек получает не освоив Слово Божие и не усвоив его, могут оказаться дарами данайцев, конем троянским, могут оказаться даром от сатаны, привлекающим не к Богу, а от Бога. Сатана часто маскируется под Бога, а не тупо отвергает Его.
К этому надо относиться очень внимательно.
Верное дело когда человек как рыба в воде плавает среди слов Божиих в Священом Писании и Предании, как говорил Серафим Саровский, сам обладавший подобным даром. Его не страшат и ему не угрожают подобные искушения и уклонения, потому, что у него постоянно происходит сравнение того что видишь от духа с тем, что знаешь от Слова.
Неслучайно сказано: «испытывайте духа». Как испытывать? А испытывать только вот тем наследием, которое ты усвоил от Христа. Тогда только можно различить, от какого духа дар. Поэтому никак нам не обойтись без исследования Писания.
Известно, что человек это дух, душа и тело. Духом своим душа разговаривает с духовным миром, общается с ним. Но, как человек в мире плотском учится через звуки, слова разговаривать, общаться с окружающими его людьми, так и душа тоже должна духом учиться общаться с миром духовным.
Как учиться? Вслушиваться в Слово, откликаться на Дух Святой. И тут первое место за Ним. Не мы ведём, но нас ведут.
Кстати интересный вопрос встретился в интернете.
Что выше – слезное покаяние или радостное благодарение?
Конечно радостное благодарение. Слёзы это наследие сатаны, радостное благодарение – благодать Божия, свидетельство любви.
Сказано: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными«. [Ин.8:32]