На крутом волжском берегу, в трёх километрах от стен Нижегородского кремля расположен Вознесенский Печерский мужской монастырь, столь же древний, как те легенды и сказания, что на протяжении веков воспевают могучую стать этой великой русской реки. Много тайн хранят могильные плиты старого монастырского погоста, и о многих событиях старины способны поведать хранящиеся в нём летописные своды. Открыв их, мы шагнём в удивительный мир русского Средневековья.
- Печерские иноки на берегах Волги
- Детство и юность святителя Дионисия
- Начало строительства монастыря
- Первый настоятель обители
- На епископской кафедре
- Обрушение горы
- Восстановление монастыря на новом месте
- Вновь возведённый монастырь
- Роль монастыря в государственной жизни
- Конец прежнего благополучия
- Годы мрака и запустения
- Возрождение и современная жизнь монастыря
Печерские иноки на берегах Волги
Из дошедших до нас исторических документов известно, что в двадцатых годах XIV века пришли в эти края иноки Киево-Печерского монастыря, среди которых был и молодой иеромонах Дионисий, после своего блаженного успения причисленный к лику святых. Выбрав удобное место, расположенное вниз по течению от Нижнего Новгорода, они ископали пещеры на склоне горы и, поселившись в них, посвящали свои дни посту и молитве.
По примеру великих подвижников прошлого, Дионисий основал на волжском берегу обитель, устроенную по принципу общежительства, то есть «общего жития». Такая форма устройства получила название киновии. Это была своего рода монашеская коммуна, предусматривавшая полный отказ иноков от личной собственности, совместное владение монастырским имуществом и равное участие всех, независимо от статуса, в хозяйственных работах. Принято считать, что Вознесенский Печерский монастырь был основан в 1330 году.
Детство и юность святителя Дионисия
О детстве и юности Дионисия сохранились весьма скудные сведения. Из монастырских документов известно лишь, что родился он в 1300 году под Киевом и во святом крещении был наречен Давидом. С малых лет отрок попал в Киево-Печерский монастырь, где обучился грамоте, а достигнув зрелых лет, принял постриг с именем Дионисий и был рукоположен в священнический сан. Оттуда, испросив благословения у настоятеля, он и направился с несколькими монахами в дальние приволжские земли.
Начало строительства монастыря
Молва о подвижничестве иноков и их духовного наставника быстро облетела окрестности, и к пещерам на крутом берегу Волги стали приходить многие люди, склонные к монашеской жизни. Их радушно принимали и селили в земляных кельях, которые со временем не могли уже вместить всех желающих. Кроме того, жизнь в тесных и сырых пещерах была под силу лишь немногим аскетам. Чтобы не отказывать вновь приходящим просителям, на одном из уступов горы начали возведение деревянных келий и прочих монастырских построек, первой из которых стала церковь во имя Вознесения Господня.
От этой первой деревянной церкви и пошло название – Вознесенский Печерский монастырь. Слово же «Печерский» происходит от древнерусского «печера», то есть «пещера». В нём сохранилась память о пещерах, ископанных первыми иноками в плотных известковых породах волжского берега.
Первый настоятель обители
Дионисий был избран первым настоятелем основанного им монастыря. На собственном примере он неустанно прививал братии высокие правила благочестия и истинного монашеского подвижничества. Двое из его учеников – Евфимий и Макарий – впоследствии основали новые монастыри и были причислены к лику святых.
Своими высокими духовными подвигами Дионисий заслужил любовь не только монастырской братии, но и мирян, среди которых были весьма богатые и влиятельные люди – бояре и великие князья. Посещая Печерский Вознесенский монастырь, они вносили щедрые вклады, благодаря которым он набирал силу и расширялся.
Принято считать, что в жизни Суздальско-Нижегородских земель святитель Дионисий сыграл ту же роль, что и преподобный Сергий Радонежский в Московских. Так же, как и его великий брат во Христе, он был подвижником и выдающимся религиозным преобразователем. Благодаря его неустанным трудам Нижегородский Печерский Вознесенский мужской монастырь стал средоточием духовной жизни не только города, но и всего обширного края.
На епископской кафедре
В 1374 году в жизни архимандрита Дионисия произошло знаменательное событие – указом митрополита Московского Алексия он был возведён в сан епископа Суздальского, в подчинении которого находился и Нижний Новгород. С этих пор его резиденция размещалась на территории Нижегородского кремля. Несмотря на столь высокое положение и крайнюю занятость, святитель не оставлял без внимания основанную обитель. По благословению Дионисия и при его непосредственном участии монастырским иноком Лаврентием был создан древнейший летописный свод, вошедший в историю как «Лаврентиевская летопись» и повествующий о борьбе с ордынским игом.
Известно, что благополучный и процветающий Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде неоднократно подвергался вражескому разорению. Сохранились сведения о том, что в 1378 и 1379 году он был разграблен и сожжён татарами. Такая же участь его постигла и в 1550 году, за два года до того, как Иван Грозный взял Казань и тем самым положил конец их кровавым набегам.
Обстоятельства смерти епископа Дионисия весьма трагичны. В 1384 году он посетил Византию, где Константинопольским патриархом был возведён в сан Митрополита всея Руси, что ставило его во главе всей Русской Православной Церкви. В те годы патриаршество на Руси ещё не было установлено, и для возведения в этот высокий сан ездили в Константинополь вплоть до его падения в 1453 году. Но назад святитель не вернулся. По дороге домой он был пленён литовским князем и, проведя в заточении год, скончался.
Обрушение горы
В течение последующих двух столетий Печерский Вознесенский монастырь продолжал преумножать свою славу и укрепляться за счёт пожертвований как со стороны нижегородской знати, так и от простого народа, во множестве приходившего к его святыням. Эта спокойная и размеренная жизнь была прервана тяжким испытанием, ниспосланным обители в 1597 году. Поздней июньской ночью произошёл обвал горы, на уступе которой был расположен монастырь. Огромная масса земли сползла вниз, разрушив почти весь монастырский комплекс.
Лишь Божьим заступничеством никто из братии не погиб и не получил увечий, однако в народе пошла молва, что случившееся несчастье является предзнаменованием новых грядущих бед. Во многом эти предсказания оправдались в годы, последовавшие за смертью царя Фёдора Иоанновича – последнего представителя династии Рюриковичей, и получившие в истории название Смутного времени.
Восстановление монастыря на новом месте
Пришлось монахам отстраиваться заново. Но так как склон горы по-прежнему хранил в себе опасность обвала, решено было перенести постройки на новое место, в нескольких километрах вверх по течению Волги. Там же, где основателями обители были ископаны первые пещеры, в память об этом поставили церковь Преображения Господня. Известно, что одним из жертвователей на строительство нового монастыря был отец будущего предводителя русского ополчения — Кузьмы Минина.
На новом месте было решено возводить по возможности каменные строения, но на их постройку одних пожертвований не хватало. Пришлось настоятелю монастыря архимандриту Рафаилу отправиться в Москву и там просить помощи у государя. Работы по возведению каменного ансамбля заняли длительный срок и полностью были завершены лишь к середине XVII века. В своём законченном виде Вознесенский Печерский монастырь (Нижний Новгород) сохранился до наших дней.
Вновь возведённый монастырь
Комплекс монастыря, вошедший в число шедевров русского храмового зодчества, поражает глаз своим величием и в то же время необыкновенной гармоничностью. Он рассчитан на то, чтобы его можно было обозревать и со стороны Волги, и со стороны горы. С какой бы точки на него ни смотрели, он представляет собой живописную композицию, центром которой является здание пятиглавого Вознесенского собора.
Как и многие обители на Руси, Вознесенский Печерский мужской монастырь имел свою особую святыню, слава которой влекла к нему тысячи паломников. Это был образ Печерской Божьей Матери, являвшейся точным списком с иконы, в давние времена явившейся в Успенском храме Киево-Печерской лавры. Когда-то его принёс на берега Волги основатель монастыря святитель Дионисий.
Жители края обращались к этой чудотворной иконе в случаях как личных, так и общенародных скорбей. Известно много фактов, когда Матерь Божья по молитвам, с верой возносимым перед Её честным образом, ниспосылала облегчение страждущим. Щедро изливались от Неё Благодать и Милость Божья.
Роль монастыря в государственной жизни
Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь был богатой обителью. Свои богатства он употреблял не только на помощь убогим и нищим, но и щедро делился ими с государством, когда в том возникала необходимость. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в 1619 году из монастырской казны были перечислены значительные суммы на нужды армии, а во время войны со Швецией за счёт монастыря построили военный корабль. Нередко в тяжкую годину иноки, сменив рясу на ратную амуницию, вставали в ряды защитников Отечества. Например, в 1646 году отряд, целиком сформированный из монастырской братии, был направлен под Смоленск для защиты города от нашествия крымских татар.
Не раз Вознесенский Печерский монастырь, по воле властей, становился местом содержания важных церковных и государственных преступников. Сюда сослали мятежных стрельцов, восставших в 1688 году против царя Петра I. За крепкими каменными стенами они провели год, после чего были вновь отправлены в Москву, чтобы сложить там свои головы. Здесь же в молодые годы нёс послушание будущий патриарх Никон, автор знаменитой церковной реформы, положившей начало церковному расколу.
Известно, что Вознесенский Печерский монастырь с незапамятных времён славился своей ризницей, ставшей бесценным собранием произведений церковного искусства. Благолепие служб и обрядов требовало не только богато украшенных церковных книг, икон, всевозможной парадной утвари, но и дорогих облачений. К началу XX века в монастыре хранились уникальные образцы святых Евангелий, созданных в прошедшие века, напрестольных крестов, посохов и многих других богослужебных атрибутов.
Конец прежнего благополучия
В период правления императрицы Екатерины II Печерский Вознесенский монастырь (Нижний Новгород), так же как и все российские обители, пострадал от проведённой ею секуляризации (изъятия) монастырских земель. Это положило конец его материальному благополучию. Вместо огромных доходов, поступавших в его казну, он стал довольствоваться лишь незначительным содержанием, выплачиваемым государством. В результате монастырские постройки, на содержание которых не хватало средств, ветшали, а количество братии уменьшалось. Лишь к середине XIX века с большим трудом удалось вернуть монастырским зданиям их первозданный вид и увеличить число иноков.
Годы мрака и запустения
С приходом к власти богоборческого правительства Печерский Вознесенский монастырь (Нижний Новгород) разделил участь всех прочих обителей: он был закрыт, а монахи частью разогнаны, а частью отправлены в ссылку. Настоятель обители епископ Лаврентий (Князев) расстрелян. Ценности, хранившиеся в монастыре, были разграблены, а здания использованы в качестве жилого фонда и хозяйственных помещений. С согласия управления Губмузея, в ведение которого было передано монастырское имущество, отправили на переплавку уникальные храмовые колокола, кованые кресты и решётки. Там, где прежде кипела духовная жизнь, на долгие годы воцарились мрак и запустение.
Возрождение и современная жизнь монастыря
Лишь с наступление демократических перемен и изменением государственной политики по отношению к церкви Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород), фото которого представлены в статье, смог возобновить свою деятельность. В нём были проведены большие восстановительные и реставрационные работы, осуществлённые как на средства Русской Православной Церкви, так и на многочисленные частные пожертвования. Не остались в стороне и ведущие общественные организации, посчитавшие своим долгом внести свою лепту в дело восстановления религиозно-культурного наследия России.
Сегодня, как и в прежние годы, открыл свои двери для всех паломников и просто туристов Вознесенский Печерский мужской монастырь. Расписание богослужений, проводимых в его храмах, не особо отличается от тех, что проводятся в иных обителях. В 7.00 – полунощница; в 7.45 – литургия и иные службы этого дня; в 17.00 – великое повечерие и утреня. В праздничные дни могут вноситься изменения, о которых заблаговременно сообщают на монастырском интернет-сайте.