Мы привыкли думать, что чудо незримо, и увидеть его — большая редкость. Это действительно так, если не замечать вокруг нас прекрасные творения, созданные природой или человеком.
В самом центре столицы расположен Высоко-Петровский мужской монастырь — древняя и очень красивая достопримечательность. В летописях 1317 встречаются первые упоминания о монастыре. Лучшего памятника Петру I, чем Высоко-Петровский монастырь, Москва не знает.
- Об истории происхождения
- Защитная функция святой обители
- Строительство – царское дело
- Чудеса святыни за неприметной стеной
- Подарок на века
- Территория монастыря. От усыпальницы до собора
- Следы барокко
- Спасительные стены святой церкви
- Через галерею в собор
- Современная жизнь храмов
- «Реставрация» временем
- Новый статус
- Паломникам
Об истории происхождения
Специалисты признают самой вероятной версию, по которой мужской монастырь основан святителем Петром в 1315—1316. Его первоначальное название звучало как Петропавловский.
В стенах обители митрополит Петр принял решение переехать в Москву. Успенский мужской монастырь, основанный по его совету, стал местом для погребения священнослужителя.
Центр Руси стал возвышаться в государственном и церковном понятии после утверждения в Москве митрополичьей кафедры.
По такому предположению, Высоко-Петровский мужской монастырь основан в 14 веке святителем Петром, митрополитом Киевским.
Есть версия, что основание монастыря произошло после канонизации царя. Во времена Сергия Радонежского возникшая обитель предстала как первый общежительный мужской монастырь Москвы. По преданиям, этот период связан с героическими деяниями Дмитрия Донского.
По заметкам того времени, русская церковь определяет представителей посольства к константинопольскому патриарху, с целью поставления духовника Дмитрия Донского Митяя в митрополиты. Страсти и неразбериха случились на корабле, следующем по Черному морю. Назначенный кандидат скончался на борту корабля. Грамота, направленная патриарху, не содержала подписи и печати князя. За право быть вписанным кандидатом началась настоящая борьба. Архимандрит Иоанн от Петровского монастыря был одним из претендентов на звание предстоятеля Русской церкви, но он не нашел поддержки среди коллег.
Защитная функция святой обители
По данным экспертов, обитель основалась на пустынном, безлюдном месте. До 1517 года монастырь был небольшой по площади и не имел оборонительного значения. Первое упоминание о сражении с этого места датировано 1611 годом. Для обстрела Кремля, прорвавшись в город, Ляпунов Прокопий над Неглинной настроил артиллерийскую батарею.
Строительство – царское дело
Местом захоронения знатных представителей Нарышкиных является тот же Высоко-Петровский монастырь. Москва хранит сведения об активном строительстве монастыря в конце 17 века, во времена Нарышкина и Петра I.
Среди строителей Высоко-Петровского монастыря и почитателей — князья Василий III, Иоанн Калита, Димитрий Донской, царь Алексей Михайлович Романов, митрополит Московский. Богослужения велись святителями Тихоном, Патриархом Московским, Митрофаном Воронежским.
Чудеса святыни за неприметной стеной
И в наши дни целый квартал на Петровке занят под монастырь. Мало кто знает о его существовании. Высокие строения на узких улицах способствуют хорошей маскировке.
Сплошной стеной выходит на Петровку здание Нарышкинских палат. Проходящим и движущимся на автомобилях людям невозможно догадаться о наличии здесь монастырских строений.
Предназначение самого длинного здания Москвы XVII в. выдает надвратная церковь-колокольня Покрова Пресвятой Богородицы. Эта малая часть шикарного великолепия монастыря просматривается с любой точки Каретного ряда и Петровки. Одна из московских улиц получила свое название благодаря знаменитому монастырю.
Под Покровской церковью расположены Святые врата. Желающие попасть в монастырскую обитель могут пройти со стороны Петровки через указанный парадный вход.
Первое впечатление сравнимо с волшебством. Всё начинается от увиденной с порога картины. Если глядеть на монастырь изнутри, не верится, что за его стенами шумная центральная улица. На территории святыни абсолютно иная жизнь. Исторический ансамбль в прекрасной сохранности, и гораздо большего размера, чем со стороны города.
Подарок на века
Возможно, свою роль в существовании строения сыграло благословение Кирилла Нарышкина, который являлся дедушкой Петра. Именно он подарил Петровской обители соседскую усадьбу, когда узнал о радостной новости — рождении внука.
Почти все постройки монастыря связаны с событиями в жизни Нарышкиных. Юный Петр лично подписывал указы на строительство монастыря — своего первого проекта. Здесь Наталья Кирилловна Нарышкина положила начало знаменитому нарышкинскому барокко. Матушка Петра воспитывалась в «западном» духе, который чуть позже скажется в истории архитектуры страны.
Территория монастыря. От усыпальницы до собора
Перед входом в Высоко-Петровский мужской монастырь расположен собор Боголюбской иконы Божией Матери.
Строение являлось родовой усыпальницей Нарышкиных до 1774 года. На протяжении двух десятков лет здесь проживали представители семейства Нарышкиных: Иван, Афанасий, Кирилл Полуэктович (дед Петра I), бабушка Петра — Анна Леонтьевна, Лев Кириллович (дядя Петра).
Боголюбская церковь над могилами убитых посвящена иконе Богоматери Боголюбской. Храм длительное время оставался родовой усыпальницей. Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери была подарена Нарышкиным вместе со списком в 1684 году, при паломничестве в Боголюбово. По одной из легенд, молодой Петр прибегал сюда по крутой лестнице как в личную молельню.
Зная о чудесах этой иконы и ради своих убиенных родственников, юный царь принял Указ о строительстве каменного храма над могилами потерянных родственников. Строительство велось под руководством Натальи Кирилловны и молодого Петра I.
На нынешнего обозревателя истории эти белокаменные надгробия с гербами и черепами производят жутковатое впечатление.
Следы барокко
Неожиданным строением в самом центре монастырских построек является собор Петра Митрополита. Не похожий на другие храмы, небольшой, скромный по архитектурной задумке, собор является древнейшей церковной постройкой Москвы.
На нем мало сказались наслоения 18 века. Отличная сохранность порадовала историков накануне Олимпиады 80-х годов.
Собор Петра Митрополита приобретает четкий стиль барокко при Петре I. Во время реставрации в 20 веке было неожиданным увидеть изначальный вид храма.
Спасительные стены святой церкви
Небольшое, но уникальное по архитектуре строение – церковь Толгской иконы Божией Матери — расположено между Братским корпусом и Святыми вратами, что справа от входа.
Сергиевская церковь – новое архитектурное строение. Август 1689 года знаменит противостоянием Петра и Софьи. Это период, когда Петр Алексеевич нашел свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре от своей жестокой и решительной сестрицы Софьи Алексеевны. События этого года включают посвящение Толгской иконе. Церковь выстроена на средства Н. А. Нарышкиной, являющейся родственницей Петра I по линии матери.
Через галерею в собор
Далее по обители — храм Преподобного Сергия Радонежского, выстроенный по указанию Петра I. Его история подтверждает события 1689 г. — спасение Петра от сестры со стрельцами в стенах обители Сергия Радонежского.
В настоящее время центром жизни в монастыре является этот храм. Его внешний вид в отличном состоянии после реставрации. Однако служители церкви и прихожане вспоминают, что от общего здания утрачены приделы Алексия Московского и М. Воронежского. Данные элементы конструкции были разрушены в советское время.
Палаты Нарышкиных и церковь преподобного Сергия соединяются галереей. На «южный» двор можно попасть, пройдя под галереей.
Именно в этом храме находятся важные святыни обители — мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Также в храме — часть святых мощей апостолов Петра и Павла, Серафима и других святых.
Современная жизнь храмов
Храм апостолов Петра и Павла считается среди прихожан «невезучим» строением. Практически целый век он стоял закрытым. По большому счету это последствия разрушений от нашествия армии Наполеона.
Уже позднее храм переосвящался во имя других святых, потом вновь закрывался во времена советской власти. Красивая церковь и в наше время стоит закрытой.
Последним храмом Высоко-Петровского монастыря является церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1905 году. Она проектировалась в качестве часовни в южном пролете рядом с главными монастырскими воротами. Только в 2001 году принято решение освятить бывшую часовню как одноименный храм.
«Реставрация» временем
Советский период (с 1950 гг.) отмечен для Высоко-Петровского монастыря как время хорошей реставрации. Десятилетняя эксплуатация сказалась на лепнине и краске – отделка облетела и потрескалась, придав внешнему виду отпечаток благородной старины. Внутреннее убранство тоже отражает дух прошлых лет. О проекте прошлых лет московского ландшафта напоминает уклон, сохранившийся по направлению к уже несуществующей речке Неглинке.
Новый статус
Статус Патриаршего подворья Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь получил в 1990-м. С этого момента вновь началась реставрация. Все строительные работы проходят спокойно, ничто не нарушает привычную монастырскую тихую жизнь.
В Нарышкинских палатах и в наше время размещены выставочные залы Государственного Литературного музея.
Многочисленные туристы и паломники желают знать, как попасть в Высоко-Петровский мужской монастырь. Как доехать к святой обители?
Паломникам
На официальном сайте размещена подробная информация: точный адрес, контактные телефоны, электронная почта. Есть также схема проезда в Высокопетровский мужской монастырь в Москве.
Для экскурсионных походов лучше всего воспользоваться паломнической службой (+7 903 670 64 74). Для тех, кто пользуется сетью интернет или навигатором, Высокопетровский мужской монастырь на карте обозначен условным знаком.
Двери мужского монастыря открыты для всех желающих, запреты распространяются лишь на фото — и видеосъемку.
Богослужения проходят практически во всех имеющихся храмах. Это говорит о том, что Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь – действующий.
В 1690 году собор митрополита Петра был пересмотрен по-новому: расширились окна, устроено гульбище с надгробными плитами в качестве ступеней. Наружные стены расписаны в яркие мотивы.
В период волнений 1812 года ставропигиальный мужской монастырь использовался для размещения тысячи кавалеристов наполеоновской армии. Расстрелянные москвичи, обвиненные в поджоге, захоронены вдоль стен церковного строения.
Обитель была разорена. Благодаря стараниям настоятеля, ценности вовремя вывезены в Ярославль, поэтому потери были небольшими.
С 1923 года Высоко-Петровский мужской монастырь использовался под тайную братскую общину. Но размещалась она при монастыре в Боголюбской церкви. Так как советская власть держала приходской только одну — именно Боголюбскую церковь. К 1935 году многих монахов расстреляли, а церковь была полностью уничтожена.
В 1959 году историческими памятниками признали все монастырские здания, небольшими темпами шла реставрация. Здания монастыря использовались под самые неожиданные дела, например под репетиционный зал ансамбля «Березка».
Начиная с 1991 г. строения обители окончательно переходят по своему назначению — к церкви.