Ученые из России хотят проверить теорию прошлых жизней

«Разработки физики открывают для исследователей два пути: первый ведет к Будде, второй — к бомбе».

Фритьоф Капра «Дао физики»

Ученые из России обсудили с буддийскими коллегами во главе с Далай-ламой рискованный эксперимент, который может подтвердить или опровергнуть учение о прошлых жизнях и переносе сознания. Об этом крупные российские специалисты в области философии, психологии и исследований работы мозга, впервые встретившиеся с Далай-ламой в Дели минувшим летом, рассказали на этой неделе в Москве на заседании в Институте философии РАН.

«Ключевой тезис философии буддизма — в том, что сознание может порождаться только сознанием. Это ведет к неизбежным следствиям, очень рискованным и, может быть, тупиковым. Одно из них касается момента, когда сознание появляется в индивидуальном развитии. Как в ходе движения от одной оплодотворенной клетки до целого организма, обладающего разумом, появляется сознание, если оно может быть инициировано только предыдущим сознательным моментом? Буддизм прибегает здесь к фундаментальной идее о том, что сознание приходит из прошлой жизни. Это сильное предсказание», — сказал член-корреспондент РАН нейробиолог Константин Анохин.

По его словам, научный метод как раз и требует выдвижения рискованных предположений, которые могут быть проверены экспериментом. Непрерывность сознания в поколениях и перенос прошлого опыта в новый организм — одно из таких смелых утверждений. «Готов буддизм на проверку этого? Кажется, готов. По крайней мере, его святейшество Далай-лама говорил о такой необходимости», — отметил Анохин, задавший этот вопрос буддийскому духовному лидеру.

«Скелет кролика» в шкафу

Российский нейроученый назвал такую проверку «демаркационной чертой», разделяющей буддийское учение и современную науку, пересечение которой рискованно для обеих сторон. Возможно, поэтому такого эксперимента не предлагали западные ученые, уже 30 лет сотрудничающие с буддийскими, в том числе в области нейронауки, биологии и квантовой физики, которыми все эти годы интересуется Далай-лама.

«Если хоть один документированный случай такого феномена (переноса сознания из прошлой жизни. — Прим. ред.) будет получен в строгом научном эксперименте, то это приведет к необходимости пересмотра всех основ современной науки», — уверен Анохин.

Как «достаточно одного скелета современного кролика, найденного в отложениях мелового периода, чтобы опровергнуть теорию естественного отбора», так «достаточно и одного случая переноса памяти и знаний» из одного организма в другой, чтобы разрушить современную картину причинности в биологических науках, а возможно, и в физике….

«Вообще, это одно из самых важных мест контакта между буддийской философией сознания, насчитывающей несколько тысячелетий, и современной наукой», — заключил Анохин.

Далай-лама в беседе с российскими учеными упомянул о том, что канадско-американский профессор Ян Стивенсон зарегистрировал множество случаев, когда дети делились воспоминаниями из прошлых жизней.

«Я сам видел двух индийских девочек, одну из Канпура, другую из Патьялы. Я встречался с обеими, они очень ясно помнят свои прошлые жизни. Родители одной девочки, руководствуясь ее памятью, отвезли ее в то место, где она жила в прошлой жизни, и девочка узнала свою комнату. И был еще ребенок из Тибета, который настаивал, что прежде проживал в Индии. Его привезли в Дхарамсалу, где живу я, но он сказал, что жил южнее. Родители повезли его в Южную Индию, где расположены тибетские поселения, он повел их в один из монастырей и нашел там свою комнату. Затем он указал на коробку, сказав, что в ней лежат его очки. Коробку открыли, и там действительно были очки. Это загадочно», — отметил Далай-лама.

Российские ученые согласились с ним. Однако как именно осуществить необходимый строгий эксперимент, никто пока не знает.

Мозг — в мире, но мир — в мозгу

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор биологических наук, доктор филологических наук, нейролингвист Татьяна Черниговская считает встречу с Далай-ламой и другими буддийскими учеными в Дели «одним из самых сильных впечатлений в жизни» и говорит, что почувствовала себя «ученицей».

«Они (буддисты. — Прим. ред.) так давно занимаются изучением сознания и других вопросов, которые у нас сейчас только появились. Мы должны обращаться за помощью туда. У нас наука, по крайней мере та ее часть, о которой мы говорим, находится в тупике: одно не сходится с другим… Как тонко подметил академик Лекторский, мозг находится в мире, но мир находится в мозгу — советую об этом не думать на ночь», — сказала Черниговская.

По ее словам, тупиковым видится путь бесконечных измерений в современной науке: атомы, кванты, фотоны — что дальше мерить и зачем? Те же вопросы касаются изучения времени и других важнейших понятий. «Что есть объективное время? Или вообще: что значит объективное?» — отметила Черниговская…

Другие участники конференции — психологи, философы, буддологи — отмечали, что современным ученым для исследования мозга, сознания и буддийского подхода к этим областям необходимо изучать и буддийские практики медитации, изменения сознания. Можно предполагать, что законы физики также эволюционируют, а то, что сегодня в науке принято называть «бессознательным», — просто иные формы сознания.

Дисбаланс знаний друг о друге

Татьяна Черниговская отметила дисбаланс в знакомстве современных ученых с буддизмом по сравнению с познаниями буддистов в точных науках. В серьезных буддийских монастырях сегодня ведется преподавание современного научного знания на серьезном уровне. «И что-то я не вижу, чтобы внутри наших наук — имею в виду не философию в курсе истории философии мира, а, условно говоря, в естественных или точных науках — чтобы кто-нибудь делал шаги в эту сторону. Этих шагов нет. Поэтому дисбаланс огромный», — заявила Черниговская.

По ее словам, «не только этих шагов нет, но даже западная философия воспринимается вроде как физкультура или гражданская оборона — то есть такая необходимость для сдачи зачета». «Неосознание научным сообществом первостепенной роли философии в современном состоянии науки — просто поражает», — подчеркнула она…

Ветер подует — планета рванет

Далай-лама и российские ученые сошлись также во взглядах на объединяющий и миротворческий потенциал науки. По словам Черниговской, Далай-лама говорит то же, что, «с другого полюса», известный английский физик-теоретик Стивен Хокинг. «Человечество не осознает себя как единая семья, люди собачатся друг с другом, будто ничто им не угрожает. И даже на одном из обедов его святейшество сказал вообще феноменальную вещь… Он сказал: я понял, нужно штаб-квартиру НАТО перенести в Москву», — вспоминает Черниговская…

Поэтому, заключила она, взгляд на мир Далай-ламы, призывающего всех людей ощущать себя и жить как единая семья, «имеет общемировое, цивилизационное значение».

«Наука — область доверия друг другу людей разных национальностей, стран, религий и культур. Это общий фактор понимания», — добавил нейробиолог Константин Анохин.

Фундаментальное знание

Первый в истории диалог духовного лидера тибетского буддизма с нейроучеными из России состоялся в августе в Дели — в рамках конференции «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых». Основной темой первой встречи стала природа сознания. Обе стороны пришли к выводу о необходимости продолжить совместную работу в будущем.

С российской стороны, помимо вышеупомянутых ученых, в дискуссии приняли участие профессор академического Института психологии Юрий Александров, когнитивный психолог Мария Фаликман (Московский университет), один из основателей Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ Дмитрий Волков, профессор-буддолог Виктория Лысенко (Институт философии), а также молодые российские ученые.

Организаторами исторической встречи Далай-ламы и буддийских монахов-ученых с российскими исследователями выступили Центр тибетской культуры и информации и фонд «Сохраним Тибет» (Москва) при поддержке Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

«Благодаря такой встрече буддийских и российских ученых и тому, что монахи из буддийских регионов России учатся в монастырских университетах Индии, открывается возможность развивать новые научные подходы, разрабатывать совместные исследовательские программы. Я вижу две цели такого сотрудничества — расширять научные познания и продвигать в мире сострадание и любовь, ведущие к счастью», — сказал Далай-лама РИА Новости, комментируя итоги первой совместной конференции.

Ольга Липич

Оцените статью
Добавить комментарий