Вера — не застывший свод правил, а живое чувство, которое растет, развивается, выражает себя. В том числе — через написание икон. Появляются и новые образы, которые поначалу смущают многих своей необычностью. Например, икона «Трилетствующая», на которой изображена Божия Матерь в детском возрасте.
Она является неканонической (не признается официально церковным руководством), среди верующих ведутся жаркие споры о том, можно ли ее приобретать, использовать во время молитвы. Но интерес к иконе есть, значит она стоит того, чтобы о ней рассказать.
«Неправильная» икона?
Появился данный образ несколько лет назад, и довольно быстро стал популярным. Несмотря на неоднозначное отношение духовенства, люди интересуются иконой, хотят знать ее историю и значение. Название означает возраст юной Девы Марии — в церковном предании говорится, что трехлетняя девочка была отдана в храм на воспитание. Даже есть особый праздник в РПЦ — Введение во Храм.
- Сама икона была написана в Свято-Троицом Дерманском монастыре (Украина). За основу взята старая картинка, привезенная одной из монахинь. Когда она стала настоятельницей, благословила написать по ней икону. Хотя открытка и была привезена из Иерусалима, это не говорит о том, что изображение подходит для почитания. Но и отметать с порога нечто новое, непривычное, не стоит.
- Сторонники иконы ссылаются на то, что образ написан по благословению. Но в Православии (как и других традиционных религиях) женщина не может носить священный сан, соответственно, не может совершать Таинства (венчать, крестить, совершать Литургию и т.д.). По этой логике, определять каноны иконописи монахиня, пусть даже высокопоставленная, тоже не в праве.
Хотя официального запрета на домашнее использование нет, но и одобрение высшего церковного духовенства образ вряд ли получит. В отношении святынь можно задать себе такой вопрос — чему они учат, о чем заставляют задуматься?
Если картинка вызывает лишь чувство умиления, вряд ли можно назвать ее полезной для духовного роста. Соответственно, использование ее нежелательно, в некоторых случаях может быть даже вредным. Если же образ помогает сосредоточиться на молитве, отказываться от него нет причин.
Аргументы «за» и «против»
Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов — например, «Спорительница хлебов», «Умиление«, «Взыскание погибших«. Особый случай с образом «Три радости» — изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.
Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим — неверно, хотя ничего плохого в этом нет.
- Лилия в руке юной Богородицы — невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
- Голубой цвет одеяния — также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.
Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено — по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».
Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.
В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии — он не распространяется на всю Православную церковь.
Отличия от классической композиции
На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.
- Родители Пресвятой Девы — Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов — нимбы.
- Девы со свечами — сопровождали шествие. Возраст их разный — иногда это подростки, иногда — вполне зрелые девицы.
- Первосвященник — встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
- Ангел — наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
- Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
- Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.
О чем молятся перед святым образом
Без молитвы к Божией Матери православные не проводят ни одного дня. В любом доме, где живут крещеные люди, можно увидеть хотя бы один образок Богородицы. О чем же молятся перед иконой «Трилетствующая»? Особое почитание она вызывает у тех женщин, которые недавно познали радость материнства. Но оно состоит не только из положительного, это прежде всего — многочисленные заботы, беспокойство о здоровье своего чада.
Маленький ребенок не может сказать, что его беспокоит, он не понимает значения слов, самостоятельно о себе позаботиться. Поэтому его особенно хочется оградить от любых неприятностей. Именно рядом с детской кроваткой матери стараются расположить икону юной Богородицы, надеясь, что Она защитит малыша. Такой поступок вполне понятен, хотя и не укладывается в церковные каноны. Икона — это не оберег, она должна располагаться на стене или на полочке с другими святынями.
Размер образа и техника его выполнения могут быть любыми. Сегодня икона «Трилетствующая» доступна на бумаге, дереве, написанная вручную, вышитая нитками или бисером. Можно отнести приобретение в храм для освящения. Но главное, что освящает жизнь семьи — сердечная молитва, доброта друг к другу, терпение. Обо всем этом должна заботиться женщина, тогда и Божий покров будет сопровождать все ее дела.
В чем помогает Трилетствующая икона
Каждый верующий может найти собственное значение в иконе «Трилетствующая», конечно, она может помочь в нелегком деле духовного восхождения к Богу. Царица Небесная, несомненно, уже в таком возрасте обладала духовной мудростью, кротостью и другими положительными качествами. Поэтому ничего греховного в том, чтобы помолиться перед этим образом, нет.
Можно использовать для этого любую молитву Божией Матери, лучше каноническую. Отношение к новым образам может быть терпимым, что касается молитв — тут осторожность не будет лишней. Используя «свежие» непроверенные тексты намного легче впасть в искушение.
» alt=»Икона Трилетствующая — значение, в чем помогает, о чем молиться» />
В чем должна помогать любая икона? Она должна способствовать духовному росту, то же касается и образа «Трилетствующая». Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве — его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.
Молитва ко Пресвятой Богородице
Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
http://www.youtube.com/watch?v=J4rB0UhZ3ak