Песчанская икона Божией Матери
Песчанская икона Божией Матери была явлена в 1764 году, во время объезда святителем Иоасафом Белгородским своей епархии (Харьковская область тогда входила в состав Белгородской епархии).
В городе Изюм святитель посетил Вознесенскую церковь в предместье, называемом Замостье. Войдя после встречи с духовенством в притвор храма, святитель остановился и начал всматриваться в большую икону Богоматери, отгораживавшую угол притвора, куда ссыпали уголь для кадила.
Владыка долго стоял перед иконой, затем, осенив себя крестным знамением, пал на колени и громко произнес: «Царица небесная! Прости небрежность Твоих служителей: не ведают бо, что творят».
Святитель приказал очистить икону и поставить ее в большом киоте у левого клироса, сказав: «В этом образе преизобилует особенная благодать Божия: в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны».
Три дня прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером он приходил в Вознесенскую церковь и молился пред этим образом Божией Матери.
В 1792 году, когда Воскресенскую церковь перенесли из Замостья в более высокую местность на Пески, туда же была перенесена икона Пресвятой Богородицы.
В 1830 году, когда началась эпидемия холеры, икону вынесли из храма на центральную площадь, где был отслужен молебен Божией Матери, — и эпидемия, которой уже был охвачен весь Изюм, прекратилась.
Среди икон Русской Церкви Песчанская икона Божией Матери занимает особое место — эту икону святитель Иоасаф, явившийся в видении полковнику О., велел принести на фронт в начале Первой мировой войны, но исполнить все сказанное святителем не удалось…
Долгое время считалось, что Песчанская икона Божией Матери утеряна, ее искали, создавали новые списки, но почему-то никто не обращался в Вознесенский храм в городе Изюм, в котором и после революции, и все годы советской власти пребывала прославленная Песчанская икона Божией Матери. В этом храме икона находится и сейчас.
Озерянская икона Пресвятой Богородицы
Озерянская икона Пресвятой Богородицы — древний список Ченстоховской иконы Божией Матери, принесенный на Украину из-за Днепра, из так называемой Чермной (юго-западной) Руси еще до татарского нашествия. Летопись чудес, явленных Божией Матерью от Ее Озерянской иконы, стала вестись только с 1853 года, и к началу XX столетия было засвидетельствовано множество исцелений.
Древний образ не сохранился. Владыка Феодор благословил этой иконой генерала Кутепова, который командовал армейским корпусом Добровольческой армии, освободившей летом 1919 года Харьков от красных войск.
Впрочем, есть и другие сведения: генералу Кутепову была поднесена не сама чудотворная икона, а список, древний же образ остался в Харькове и был сожжен в годы Великой Отечественной войны.
Сейчас самый почитаемый список Озерянской иконы Божией Матери пребывает в Озерянской церкви Покровского монастыря. Эта икона была древней монастырской святыней еще до революции, и когда в двадцатые годы XX века возникла угроза, что советские власти могут отобрать икону, настоятель храма передал святыню своим духовным чадам — матушкам Агнии, Тамаре и Маргарите, проживавшим в Харькове. Долгие годы они хранили эту икону в своем доме, и 8 января 1996 года, когда Покровский монастырь был возвращен Церкви, вручили спасенный образ владыке Никодиму, митрополиту Харьковскому и Богодуховскому, который совершил с иконой Пресвятой Богородицы крестный ход вокруг отстраиваемого храма Озерянской иконы Божией Матери.
Кроме образа, находящегося в Покровском монастыре, на Харьковщине почитаются и другие списки Озерянской иконы Божией Матери, которые пребывают в селе Нижние Озеряны, в храме поселка Буды.