Владимирская Оранская икона Божией Матери
Чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери была написана по просьбе отставного капитана из города Балахны Петра Андреевича Глядкова. Получив исцеление по молитвам к Божией Матери пред Ее чудотворным Владимирским образом в Успенском соборе Московского Кремля, он попросил протопопа Успенского собора Кремля Кондрата сделать список.
Икона была написана самим протопресвитером Кондратом и иконописцем Григорием Черным. Внизу образа написаны предстоящие московские святые: святители Петр, Алексий, Иона, благоверный князь Михаил Черниговский и боярин Феодор, царевич Димитрий, московские блаженные Василий и Максим, Христа ради юродивый Иоанн.
Пять лет эта икона пребывала в доме Глядкова, а в 1634 году, на месте, избранном Самой Царицей небесной, Петр Андреевич воздвиг церковь, вокруг которой выросла обитель, в которой он принял монашеский постриг с именем Павел.
В 1635 году, на пятой неделе Великого поста, на иконе от главы Младенца истекло благовонное миро, и с тех пор Божией Матерью было явлено так много чудес, что их начали по благословении патриарха Иоасафа записывать в особую тетрадь. С 20 сентября 1635 года до ноября 1636 года было засвидетельствовано 131 исцеление от самых разнообразных, часто застарелых и неизлечимых болезней.
Сейчас прославленный образ находится в Нижегородском краеведческом музее, но списки иконы пребывают во многих храмах епархии, а наиболее почитаемый — в возрождаемом Оранском Богородицком мужском монастыре (село Оранки).
После открытия в 1991 году Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря и принесения в него честных мощей преподобного Серафима Саровского, в обитель начали возвращаться личные вещи преподобного Серафима, сохраненные дивеевскими сестрами.
Сейчас среди святынь монастыря — крествериги преподобного, кожаная рукавица, ладан, данная преподобным Серафимом свеча, чугунок, в котором батюшка варил себе пищу во время пустынножительства в Саровском лесу и который позже передал дивеевским сестрам для хранения угля в алтаре. Сейчас в этом чугунке освящают сухарики и раздают их приезжающим в монастырь паломникам в благословение от преподобного Серафима.
В витринах Троицкого собора для поклонения богомольцев доступно много личных вещей преподобного Серафима. Сорок девять икон передал в Дивеевский монастырь в 1992 году протоиерей Валериан Кречетов.
Эти иконы сохранил настоятель подмосковного храма Покрова Божией Матери в селе Акулово протоиерей Сергий Орлов, в тайном постриге иеромонах Серафим. Он стал сразу после разгона Дивеевской обители вместе со своей сестрой собирать и бережно хранить монастырские иконы и ризы, веря, что Дивеевский монастырь вновь откроется. После кончины отца Сергия в 1975 году иконы хранил отец Валериан.
Икона Божией Матери Умиление
Чтимый список с иконы Божья Матерь Умиление, ныне находящийся в Троицком соборе в правом киоте, в 1970 году был куплен схимонахиней Серафимой (Савосиной) у одного из жителей города Сарова. В 1990 году она принесла икону в освященный уже Троицкий собор.
Великая святыня Дивеевского монастыря — канавка Пресвятой Богородицы.
Сама Пречистая указала в видении преподобному Серафиму Саровскому место, которое надо было обнести канавой и валом. Весной 1829 года преподобный велел опахать эту землю, оградить ее канавой, сам углубил ее на аршин (71 сантиметр).
Преподобный Серафим говорил, что «Сама Царица небесная измерила Своим пояском святую канавку, и канавка до небес высока. Она всегда вовеки будет стеной и защитой от антихриста… Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
Профессор И. М. Андреев вспоминал о своем паломничестве в Дивеевский монастырь в 1926 году: «В Дивееве, обходя канавку, родился я духовно…» Ему со спутниками рассказали, что после трех обходов канавки с молитвой можно сказать свое самое сердечное, самое необходимое желание, и оно непременно исполнится. «Я предполагал испросить себе после обхода многое, как из области духовной, так и материальной.
Но когда, выполнив в конце третьего обхода канавки все правило, я захотел высказать свои сердечные желания, со мной, очевидно, по великой милости преподобного Серафима, произошло чудесное явление. Меня вдруг охватила совершенно особенная духовная, тихая, теплая и благоуханная радость — несомненное убеждение всем существом в существовании Божием и в совершенно реальном с Ним молитвенном общении.
И вот мне стало совершенно очевидно и ясно, что всякая просьба о чем-нибудь земном будет равносильна молитве: Господи, отойди от меня и лиши меня Твоего чудного дара… И я внутренне горячо обратился к Господу: «Господи, не давай мне ничего, отними от меня все земное благополучие, только не лишай меня радости общения с Тобой, или если это невозможно сохранить навсегда в нашей жизни, то дай мне память сердечную, дай мне возможность сохранить до смерти воспоминание об этой настоящей блаженной минуте ощущения Твоего Святого Духа!«… Вся моя жизнь после моего паломничества изменилась.
Господь отнял от меня, по моей молитве на канавке, все блага земные, но сохранил навсегда память о той минуте, когда, по безграничному милосердию преподобного Серафима, я, грешный, совершенно незаслуженно сподобился пережить в себе тихое, радостное, благое и благоуханное влияние Святого Духа Господня…»
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году начинается уничтожение канавки — она была частично засыпана, застроена и перерыта коммуникациями, — но даже в эти годы, несмотря на преследования, верующие приезжали в разрушенный монастырь и ночью тайно молились на святой канавке.
Долгое время канавка находилась во владении частных лиц и различных учреждений, и ее восстановление началось только в 1997 году. Сейчас канавка полностью восстановлена трудами сестер и добровольцев-паломников.
С момента открытия монастыря в ноябре 1991 года сестры и паломники ежедневно обходят канавку после окончания вечернего богослужения во главе с матушкой игуменией. Матушка несет икону Божией Матери Умиление, а сестры и паломники по двое идут вслед с молитвой «Богородице Дево, радуйся».
«Идти по той тропе, где шествовала небошественная, пречистая, Пресвятая Дева, идти по Ее следам, это значит чувствовать себя под непосредственным покровом небесной Владычицы, — писал священник Василий Тигров. — Идти по этой тропе, читать архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная», и представлять, что Она, честнейшая херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию — недостаточно ли этого для того, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости?»